Задание 6.Прочитайте предложенную ниже информацию. Установите, что может спровоцировать неправильное понимание журналистского сообщения

В зависимости от функции, реализуемой в заголовке (информирование или воздействие) заголовочная информация может быть как полным обобщением смысла текста, так и авторским вариантом наиболее важного элемента медиатекста в зависимости от его личных убеждений. С целью привлечения внимания к публикации автор может подвергать информацию текста, которая выносится в заголовок, различным преобразованиям компонентов. Выделяют следующие виды операций с заголовком: замена компонентов содержательной информации, усечение, перестановка, добавление новых компонентов.

Любое из названных преобразований может стать причиной неправильного понимания информации. Например, из-за замены ключевого для понимания глагола в заглавии публикация «В Макеевке произошла утечка хлора» публикация стала причиной большого общественного резонанса. В тексте речь идет об учениях по ликвидации техногенногенной аварии, проведенных в городе: «Работники МЧС провели масштабные учения» («Донецкие новости», 05–17.2012), однако в заголовке данный факт представлен как реально произошедший («произошла»), что и стало причиной недоразумения. Соответствие между достоверной текстовой информацией и заголовочной информацией заметки нарушено ради повышения сенсационности новости.

Задание 7. Ознакомьтесь с примерами заглавий публикаций и соответствующей им информацией текста. Укажите, какой тип трансформации содержательной информации (замена, усечение, дополнение, перестановка) медиатекста представлен в заголовке?

1.»Интернет-аптеки вне закона» («Я», 02.11.2011) «Продажа лекарств через Интернет-аптеки вскоре будет вне закона».
2.«В Беларуси оппозиционеров сажают в психушку» («Труд», 30.03.2012). «Активист белорусской оппозиции Сергей Коваленко, осужденный за вывешивание флага Белорусской Народной Республики и объявивший в знак протеста бессрочную голодовку, переведен в психиатрическую больницу».

Задание 8. Укажите способы трансформации прецедентных феноменов в газетных заголовках:

«Лучше один раз спросить, чем семь переплатить» (ИВ № 47 от 19.11.10) (о продаже слуховых аппаратах без консультации с врачом); «Чтобы старость была в радость» (ИВ № 47 от 21.11.08) (о деятельности Совета ветеранов); «Готовь сани летом» (ИВ № 39 от 26.09.08) (о подготовке к отопительному сезону); «Не ждите манны небесной», № 14-16 от 2.02.06 (о работе центра занятости); «Здоровый дух в здоровом теле» (ИВ № 61-63 от 26.05.06 (о районном смотре-конкурсе допризывной молодежи).

 

Задание 9. Укажите источники речевой экспрессии (тропы, фразеологизмы, крылатые слова и т.д.) в заголовках, отрывках журнальных и газетных статей. Всегда ли оправдано употребление тропов в приведенных примерах?

1. Кабул бомбили – нам объявили. Так началась война. 2. Все поколения – белки в колесе исторических предвзятостей и догм. 4. Канал РТР разбух, как старая советская контора, в которой две трети женщин вязали, разговаривали по телефону и ходили по магазинам, две трети мужчин пили пиво и обсуждали футбол, а остальные тянули воз. 3. Лавина войны, которая сошла с горы наших страданий, набирая объём и скорость, несется, и нет той силы, которая могла бы остановить эту лавину. 4. Рубль по отношению к доллару заскакал, запрыгал. 5.Министру и юристу, губернатору и артисту, банкиру и пенсионеру, директору и милиционеру – всем нужна «Российская газета»! 6. Очки по осени сшибают. Россиянин Е. Кафельников получил пятый номер на стартовавшем турнире серии «Мастерс» в немецком Штутгарте. 7. Врагу не сдаётся наш гордый «Спартак». 8. Батареи просят тепла. Власти дали «добро» на начало отопительного сезона. 9. Певец Розенбаум разменял второй «полтинник».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: