Задание 6.Прочитайте предложенную ниже информацию. Установите, что может спровоцировать неправильное понимание журналистского сообщения

В зависимости от функции, реализуемой в заголовке (информирование или воздействие) заголовочная информация может быть как полным обобщением смысла текста, так и авторским вариантом наиболее важного элемента медиатекста в зависимости от его личных убеждений. С целью привлечения внимания к публикации автор может подвергать информацию текста, которая выносится в заголовок, различным преобразованиям компонентов. Выделяют следующие виды операций с заголовком: замена компонентов содержательной информации, усечение, перестановка, добавление новых компонентов.

Любое из названных преобразований может стать причиной неправильного понимания информации. Например, из-за замены ключевого для понимания глагола в заглавии публикация «В Макеевке произошла утечка хлора» публикация стала причиной большого общественного резонанса. В тексте речь идет об учениях по ликвидации техногенногенной аварии, проведенных в городе: «Работники МЧС провели масштабные учения» («Донецкие новости», 05–17.2012), однако в заголовке данный факт представлен как реально произошедший («произошла»), что и стало причиной недоразумения. Соответствие между достоверной текстовой информацией и заголовочной информацией заметки нарушено ради повышения сенсационности новости.

Задание 7. Ознакомьтесь с примерами заглавий публикаций и соответствующей им информацией текста. Укажите, какой тип трансформации содержательной информации (замена, усечение, дополнение, перестановка) медиатекста представлен в заголовке?

1.»Интернет-аптеки вне закона» («Я», 02.11.2011) «Продажа лекарств через Интернет-аптеки вскоре будет вне закона».
2.«В Беларуси оппозиционеров сажают в психушку» («Труд», 30.03.2012). «Активист белорусской оппозиции Сергей Коваленко, осужденный за вывешивание флага Белорусской Народной Республики и объявивший в знак протеста бессрочную голодовку, переведен в психиатрическую больницу».

Задание 8. Укажите способы трансформации прецедентных феноменов в газетных заголовках:

«Лучше один раз спросить, чем семь переплатить» (ИВ № 47 от 19.11.10) (о продаже слуховых аппаратах без консультации с врачом); «Чтобы старость была в радость» (ИВ № 47 от 21.11.08) (о деятельности Совета ветеранов); «Готовь сани летом» (ИВ № 39 от 26.09.08) (о подготовке к отопительному сезону); «Не ждите манны небесной», № 14-16 от 2.02.06 (о работе центра занятости); «Здоровый дух в здоровом теле» (ИВ № 61-63 от 26.05.06 (о районном смотре-конкурсе допризывной молодежи).

 

Задание 9. Укажите источники речевой экспрессии (тропы, фразеологизмы, крылатые слова и т.д.) в заголовках, отрывках журнальных и газетных статей. Всегда ли оправдано употребление тропов в приведенных примерах?

1. Кабул бомбили – нам объявили. Так началась война. 2. Все поколения – белки в колесе исторических предвзятостей и догм. 4. Канал РТР разбух, как старая советская контора, в которой две трети женщин вязали, разговаривали по телефону и ходили по магазинам, две трети мужчин пили пиво и обсуждали футбол, а остальные тянули воз. 3. Лавина войны, которая сошла с горы наших страданий, набирая объём и скорость, несется, и нет той силы, которая могла бы остановить эту лавину. 4. Рубль по отношению к доллару заскакал, запрыгал. 5.Министру и юристу, губернатору и артисту, банкиру и пенсионеру, директору и милиционеру – всем нужна «Российская газета»! 6. Очки по осени сшибают. Россиянин Е. Кафельников получил пятый номер на стартовавшем турнире серии «Мастерс» в немецком Штутгарте. 7. Врагу не сдаётся наш гордый «Спартак». 8. Батареи просят тепла. Власти дали «добро» на начало отопительного сезона. 9. Певец Розенбаум разменял второй «полтинник».

 




double arrow
Сейчас читают про: