Расчетный счет открывается организацией, являющейся юридическим лицом и имеющей самостоятельный баланс.
Каждая организация обязана иметь хотя бы один расчетный счет в банке. Количество расчетных счетов не ограничено: их можно открывать сколько угодно и в любом количестве банков.
Для открытия расчётного счёта в учреждение банка от организации
представляется:
- заявление об открытии счета в установленной форме;
- нотариально заверенную копию устава и копию свидетельства о государственной регистрации предприятия;
- формуляры (карточки) с нотариально заверенными образцами подписи лиц, имеющих право первой и второй подписи платежных документов;
- копия приказа о назначении на должность главного бухгалтера.
На расчетном счете хранятся свободные денежные средства в валюте Российской Федерации.
Расчетные счета используются также для осуществления расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами.
Выдача и перечисление средств с этого счета осуществляется банком, как правило, на основании приказа владельца счета (организации) или с его согласия (акцепта). Однако в некоторых случаях банк списывает суммы с расчетного счета без согласия его владельца (инкассо).
|
|
Расчетные документы принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. В случае недостаточности денежных средств на расчетном счете организации банк поступает следующим образом: по расчетному счету организации заводится картотека – учет расчетных документов на списание средств со счета. Для оплаты расчетных документов, оказавшихся в картотеке, законодательством (ст. 855 ГК РФ) установлена следующая очередность исполнения:
· проведение операций по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
· проведение операций по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда;
· проведение операций по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда, а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации;
· проведение операций по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды;
· проведение операций по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
· проведение операций по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
|
|
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов. При частичной оплате платежного документа банком оформляется платежный ордер и один из его экземпляров прилагается к банковской выписке по счету.
Операции по расчетному счету оформляются следующими документами:
· «Объявление на взнос наличными» - выписывается при внесении денег из кассы предприятия на расчетный счет.
· Денежный чек -служит приказом организации банку о выдаче с расчетного счета указанной в чеке суммы наличных денег в кассу предприятия (на оплату труда, стипендии, материальную помощь, командировочные расходы, хозяйственно-операционные расходы и пр.)
· Расчетный чек - применяется для перечисления средств с расчетного счета плательщика на расчетный счет получателя. Такой же цели служит и платежное поручение.
· Платежное требование, в отличие от расчетного чека и платежного поручения, выписывает получатель средств (поставщик). Оно предназначено для расчетов за продукцию, работы и услуги.
Платежные поручения выписывают с использованием технических средств в один прием под копирку или путем размножения подлинников в необходимом количестве экземпляров. Чеки выписываются от руки чернилами или шариковой ручкой.
Расчетные документы (платежные поручения, платежные требования-поручения, расчетные чеки) должны соответствовать установленным требованиям и содержать:
– наименование расчетного документа;
– номер расчетного документа;
– дату выписки расчетного документа (число и год указываются
цифрами, месяц – прописью);
– реквизиты плательщика – наименование плательщика, номер его счета в банке, наименование и номер банка плательщика;
– реквизиты получателя средств – его наименование, номер его счета в
банке, наименование и номер банка получателя;
– назначение платежа (в чеке не указывается);
– сумму платежа цифрами и прописью;
– подписи и оттиск печати на первом экземпляре расчетного документа на первом экземпляре поручения.
Расчетные документы принимаются банком к исполнению независимо от указанной в них суммы.
Для организации безналичных расчетов соблюдаются следующие условия:
· банк хранит денежные средства предприятия на его счете, зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения об их перечислении и выдаче со счетов, а также о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами и договором;
· средства со счета предприятия списываются по распоряжению владельца счета;
· формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором;
· взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств рассматриваются сторонами в установленном порядке без участия банковских учреждений;
· претензии к банку, связанные с выполнением банковских операций, направляются предприятием в банк, допустивший нарушения;
· подача жалобы и предъявление иска не приостанавливают операции по счету;
· за несвоевременное (позднее следующего дня после получения соответствующего документа) или неправильное списание средств со счета владельца, а также за несвоевременное или неправильное зачисление сумм, причитающихся владельцу, предприятия вправе потребовать от банка уплатить в свою пользу штраф в размере 0,5 % несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день задержки, если иное не оговорено в договоре между банком и владельцем счета.
Организация периодически получает от банка выписку из лицевого счёта (банковская выписка), содержащую произведенные операции, обороты и сальдо.
|
|
Банковская выписка – первичный документ, официально подтверждающий операции, проведенные по расчетному счету в банке (для организации – это регистр аналитического учёта).
Этот документ банк обязан выдавать предприятию за каждый день, в котором имели место операции по счету клиента.
В выписке указывается:
· Наименование клиента;
· Наименование банка;
· Номер счета;
· Дата, за которую предоставляется выписка;
· Состояние счета на начало этого дня (входящий остаток);
· Поступление средств на счет с указанием суммы и документа, на основании которого производиться поступление;
· Выбытие средств со счета с указанием суммы и документа, на основании которого производиться выбытие;
· Состояние счета на конец дня (исходящий остаток);
· Подпись операциониста банка.
Учет операций по расчетному счету в валюте Российской Федерации ведется на счете 51 "Расчетный счет" бухгалтерского плана счетов. В дебет этого счета отражают поступление денежных средств, а по кредиту – списание денежных с расчетного счета. Если организация имеет несколько расчетных счетов, необходимо организовать ведение аналитического учета в разрезе расчетных счетов.
Операции по расчетным счетам отражаются на основании выписок кредитных организаций (банков) и приложенных к ним расчетных документов. После получения выписки бухгалтер должен сопоставить остаток средств на расчетном счете на конец дня предыдущей (последней) выписки с остатком средств на начало дня текущей выписки, а также проверить полноту отражения информации в выписке в соответствии с первичными расчетными документами. Все обнаруженные при проверке расхождения отражаются на субсчете «Расчеты по претензиям» счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки.
Проверка расчетных документов и отражение операций по расчетным счетам должны производиться в день поступления выписок.
|
|
Выписки обрабатываются по мере поступления в бухгалтерию организации в хронологическом порядке. Они являются основанием для бухгалтерских записей по расчётному счёту в Журнале –ордере №2 и Ведомости 2а (регистрах синтетического учёта).
Следует иметь ввиду, что в банковских выписках операции фиксируются наоборот, по дебету – расход (списание с расчётного счёта), по кредиту – поступление (зачисление).
Входящий остаток – сальдо начальное.
Исходящий остаток – сальдо конечное, которое определяется следующим образом: входящий остаток + обороты по кредиту – обороты по дебету.