Тема 2. Операции по расчетному счету

Расчетный счет открывается организацией, являющейся юридическим лицом и имеющей самостоятельный баланс.

Каждая организация обязана иметь хотя бы один расчетный счет в банке. Количество расчетных счетов не ограничено: их можно открывать сколько угодно и в любом количестве банков.

Для открытия расчётного счёта в учреждение банка от организации

представляется:

- заявление об открытии счета в установленной форме;

- нотариально заверенную копию устава и копию свидетельства о государственной регистрации предприятия;

- формуляры (карточки) с нотариально заверенными образцами подписи лиц, имеющих право первой и второй подписи платежных документов;

- копия приказа о назначении на должность главного бухгалтера.

 На расчетном счете хранятся свободные денежные средства в валюте Российской Федерации.

 Расчетные счета используются также для осуществления расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами.

Выдача и перечисление средств с этого счета осуществляется банком, как правило, на основании приказа владельца счета (организации) или с его согласия (акцепта). Однако в некоторых случаях банк списывает суммы с расчетного счета без согласия его владельца (инкассо).

Расчетные документы принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. В случае недостаточности денежных средств на расчетном счете организации банк поступает следующим образом: по расчетному счету организации заводится картотека – учет расчетных документов на списание средств со счета. Для оплаты расчетных документов, оказавшихся в картотеке, законодательством (ст. 855 ГК РФ) установлена следующая очередность исполнения:

· проведение операций по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

· проведение операций по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда;

· проведение операций по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда, а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации;

· проведение операций по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды;

· проведение операций по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

· проведение операций по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

 

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов. При частичной оплате платежного документа банком оформляется платежный ордер и один из его экземпляров прилагается к банковской выписке по счету.

Операции по расчетному счету оформляются следующими документами:

· «Объявление на взнос наличными» - выписывается при внесении денег из кассы предприятия на расчетный счет.

·   Денежный чек -служит приказом организации банку о выдаче с расчетного счета указанной в чеке суммы наличных денег в кассу предприятия (на оплату труда, стипендии, материальную помощь, командировочные расходы, хозяйственно-операционные расходы и пр.)

· Расчетный чек  - применяется для перечисления средств с расчетного счета плательщика на расчетный счет получателя. Такой же цели служит и платежное поручение.

· Платежное требование, в отличие от расчетного чека и платежного поручения, выписывает получатель средств (поставщик). Оно предназначено для расчетов за продукцию, работы и услуги.

 

 Платежные поручения выписывают с использованием технических средств в один прием под копирку или путем размножения подлинников в необходимом количестве экземпляров. Чеки выписываются от руки чернилами или шариковой ручкой.

Расчетные документы (платежные поручения, платежные требования-поручения, расчетные чеки) должны соответствовать установленным требованиям и содержать:

– наименование расчетного документа;

– номер расчетного документа;

– дату выписки расчетного документа (число и год указываются

 цифрами, месяц – прописью);

– реквизиты плательщика – наименование плательщика, номер его счета в банке, наименование и номер банка плательщика;

– реквизиты получателя средств – его наименование, номер его счета в

 банке, наименование и номер банка получателя;

– назначение платежа (в чеке не указывается);

– сумму платежа цифрами и прописью;

– подписи и оттиск печати на первом экземпляре расчетного документа на первом экземпляре поручения.

 

Расчетные документы принимаются банком к исполнению независимо от указанной в них суммы.

Для организации безналичных расчетов соблюдаются следующие условия:

· банк хранит денежные средства предприятия на его счете, зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения об их перечислении и выдаче со счетов, а также о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами и договором;

· средства со счета предприятия списываются по распоряжению владельца счета;

· формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором;

· взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств рассматриваются сторонами в установленном порядке без участия банковских учреждений;

· претензии к банку, связанные с выполнением банковских операций, направляются предприятием в банк, допустивший нарушения;

· подача жалобы и предъявление иска не приостанавливают операции по счету;

· за несвоевременное (позднее следующего дня после получения соответствующего документа) или неправильное списание средств со счета владельца, а также за несвоевременное или неправильное зачисление сумм, причитающихся владельцу, предприятия вправе потребовать от банка уплатить в свою пользу штраф в размере 0,5 % несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день задержки, если иное не оговорено в договоре между банком и владельцем счета.

Организация периодически получает от банка выписку из лицевого счёта (банковская выписка), содержащую произведенные операции, обороты и сальдо.

Банковская выписка – первичный документ, официально подтверждающий операции, проведенные по расчетному счету в банке (для организации – это регистр аналитического учёта).

Этот документ банк обязан выдавать предприятию  за каждый день, в котором имели место операции по счету клиента.

В выписке указывается:

· Наименование клиента;

· Наименование банка;

· Номер счета;

· Дата, за которую предоставляется выписка;

· Состояние счета на начало этого дня (входящий остаток);

· Поступление средств на счет с указанием суммы и документа, на основании которого производиться поступление;

· Выбытие средств со счета с указанием суммы и документа, на основании которого производиться выбытие;

· Состояние счета на конец дня (исходящий остаток);

· Подпись операциониста банка.

 Учет операций по расчетному счету в валюте Российской Федерации ведется на счете 51 "Расчетный счет" бухгалтерского плана счетов. В дебет этого счета отражают поступление денежных средств, а по кредиту – списание денежных с расчетного счета. Если организация имеет несколько расчетных счетов, необходимо организовать ведение аналитического учета в разрезе расчетных счетов.

 Операции по расчетным счетам отражаются на основании выписок кредитных организаций (банков) и приложенных к ним расчетных документов. После получения выписки бухгалтер должен сопоставить остаток средств на расчетном счете на конец дня предыдущей (последней) выписки с остатком средств на начало дня текущей выписки, а также проверить полноту отражения информации в выписке в соответствии с первичными расчетными документами. Все обнаруженные при проверке расхождения отражаются на субсчете «Расчеты по претензиям» счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки.

Проверка расчетных документов и отражение операций по расчетным счетам должны производиться в день поступления выписок.

Выписки обрабатываются по мере поступления в бухгалтерию организации в хронологическом порядке. Они являются основанием для бухгалтерских записей по расчётному счёту в Журнале –ордере №2 и Ведомости 2а (регистрах синтетического учёта).

Следует иметь ввиду, что в банковских выписках операции фиксируются наоборот, по дебету – расход (списание с расчётного счёта), по кредиту – поступление (зачисление).

Входящий остаток – сальдо начальное.

Исходящий остаток – сальдо конечное, которое определяется следующим образом: входящий остаток + обороты по кредиту – обороты по дебету.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: