Вопрос 4. Защита при авариях (катастрофах) на железнодорожном транспорте

Как показывает статистика, гибель людей на железнодорожном транспорте в основном связана с крушениями поездов. Поэтому необходимо знать и применять правила и меры безопасности при возникновении этой чрезвычайной ситуации.

При крушении или экстренном торможении состава самое главное закрепиться и препятствовать своему перемещению вперед или броскам в стороны. Для этого во время удара, точка, возникших в результате аварии, постарайтесь ухватиться за неподвижные части вагона или сгруппируйтесь, прикрыв голову, во избежание травм. При переворачивании вагона крепко держитесь руками и упирайтесь ногами в стену, верхнюю полку и т. п. После того, как вагон приобретет устойчивость, наметьте пути выхода из него. При этом, если вагон опрокинут или поврежден, выбирайтесь через окна, вытаскивая на руках детей и пострадавших. В случае обрыва проводов контактной сети, отойдите от вагонов на 30-50 м, чтобы не попасть под шаговое напряжение.

Конечно, обеспечение безопасного движения поездов зависит в основном от машинистов и диспетчеров, но и вы можете уменьшить риск при возможном крушении поезда, если будете знать некоторые правила:

  • при столкновении поездов наиболее опасными являются головные и хвостовые вагоны;
  • незафиксированные в крайнем положении двери в купе ведут к травмам от их резкого движения при остановке;
  • громоздкие веши, стеклянная посуда, расположенные на верхних полках, также приводят к травмам пассажиров при резкой остановке;
  • на электрифицированных участках железной дороги особую опасность при крушении поездов представляют сломанные опоры и лежащие на земле электропровода.

Большую опасность для пассажиров железнодорожного транспорта представляет также пожар в вагоне. Это связано с сосредоточением в пассажирских вагонах большого количества людей и трудностью их эвакуации, быстротой повышения температуры и распространения токсичных газов в замкнутых пространствах, удаленностью поезда, находящегося в пути, от пожарных подразделений.

При возникновении пожара в пути прежде всего проинформируйте об этом проводника или машиниста. Постарайтесь принять все меры к остановке поезда, использовав для этого стоп-кран или систему аварийного торможения, и ликвидации пожара. (Запомните, что при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и других местах, где осложнится эвакуация.) При невозможности потушить пожар собственными силами немедленно покиньте вагон, используя для этого все выходы, в том числе и окна, не забыв при этом оказать помощь в эвакуации детям и людям престарелого возраста. Помните о том, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов – малминит, выделяет токсичный газ, опасный для жизни. Поэтому во время пожара в поезде постарайтесь обеспечить себе защиту органов дыхания.

При эвакуации будьте внимательны, чтобы не попасть под встречный поезд. Покинув поезд, не оставайтесь около него, а постарайтесь отойти на безопасное расстояние.

Действия пассажиров при авариях и катастрофах на железнодорожном транспорте:

- следует помнить, что с точки зрения безопасности, самые лучшие места поезда в центральных вагонах, в купе с аварийным выходом-окном или расположенном ближе к двери, на нижних полках, спиной по ходу движения; при столкновении страдают в первую очередь головные вагоны

- на разрушение уходит основная сила инерции и при сходе поезда с рельс они скорее удержаться, даже если переворачиваются и отрываются хвостовые;

- при крушении или экстренном торможении самое главное закрепиться- схватиться за поручни и упереться во что-нибудь ногами (в стену или сиденье);

- сразу после аварии необходимо действовать очень быстро: высока вероятность пожара, особенно, если произошло столкновение с товарным составом;

- если поезд остался на рельсах, но есть запах дыма, а в коридоре толпятся другие пассажиры, разумнее использовать окна аварийные выходы                    (обычное расположение выходов в 3 и 6-м купе);

- выбираясь из аварийного вагона не берите с собой вещи (исключение делается для документов, денег, одежды или одеял);

- эвакуацию пассажиров при задымлении или пожаре следует проводить в безопасные вагоны или на полевую сторону железнодорожного пути; прежде чем выйти в коридор, следует подготовить защиту для дыхания          (шапки, шарфы, тряпки надо намочить водой);

- помните, что при пожаре дорога каждая секунда, так как в ограниченном пространстве идет мгновенное повышение температуры и достаточно одного глотка раскаленного воздуха, чтобы обжечь легкие;

- оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы;

- не забывайте о собственной безопасности: по соседнему пути может идти встречный поезд, разлившаяся при аварии жидкость может оказаться бензином или кислотой, свисающий оборванный провод может быть под напряжением.

 

 

Литература:

1. Учебник и практикум «Безопасность жизнедеятельности». Под общей редакцией В.П. Соломина. – М., 2016. Параграф: 6.2. С. 172-178.

Задание:

1. Составить краткий конспект по теме: «Действия населения при авариях на транспорте» по любым двум видам транспорта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: