Организационная структура управления персоналом

Тема 5. Функциональное разделение труда и организационная структура управления персоналом

 

Функциональное разделение труда (ФРТ) - расчленение труда в зависимости от характера участия исполнителей в процессе производства, от выполняемых при этом функций. При этом различают рабочих, руководителей, специалистов и пр. служащих.

ФРТ характеризуется коэффициентом занятости (Кз):

Кз = ∑tз / Тсм∙Ч,

где ∑tз – время занятости основной работой, мин; Ч – численность рабочих, чел; Тсм – продолжительность смены, мин.

В целом процесс разделения труда включает определение в деятельности:

- функциональных областей;

- функциональных единиц;

- действий (устойчивых трудовых функций);

- операций.

Для определения этих элементов деятельности используется функционально-уровневый подход, с позиции которого деятельность рассматривается как многоуровневая система, на каждом из уровней которой свои элементы. Каждый из этих элементов реализует определенные функции по отношению к «вышестоящему» уровню или ко всей деятельности.

Для повышения эффективности производства за счет ФРТ, необходимо определить рациональные границы разделения труда, которые могут быть вычислены по показателю использования рабочего времени, экономической эффективности и т.п.

Разделение труда на предприятии неразрывно связано с его кооперацией. Чем глубже разделение труда в той или иной организации, тем шире его кооперация, чем больше работников занятых выполнением простых трудовых процессов, тем больше исполнителей необходимо объединить в единый процесс производства продукции и оказания услуг.

Кооперация труда - объединение всех категорий персонала для участия в совместной планомерно организованной трудовой деятельности.

Примерами кооперации могут служить отдельные рабочие группы, производственные участки, различные отделы и службы и сама организация, объединяющая весь свой персонал для достижения единой экономической цели.

На отечественных предприятиях различают несколько видов производственной кооперации:

- межцеховая;

- внутрицеховая;

- внутриучастковая.

Межцеховая кооперация основывается на разделении производственного процесса между цехами и обеспечивает взаимодействие персонала по всем стадиям производства продукции.

Внутрицеховая кооперация объединяет всех работников в решении соответствующих производственных задач.

Важнейшая задача внутриучастковой кооперации состоит в создании условий для эффективного взаимодействия всех работников в совместной трудовой деятельности.

Рациональное разделение и кооперация труда служат организационной основой эффективного использования всех экономических ресурсов, повышения результатов отдельных работников и профессиональных групп.

 

Организационная структура управления персоналом

 

Организационная структурасостав, взаимосвязи, соподчиненность совокупности организационных единиц (подразделений) аппарата управления, выполняющих различные функции менеджмента.

Организационная структура – форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации.

Элементы организационной структуры:

самостоятельное структурное подразделение – административно обособленная часть, выполняющая одну или несколько функций менеджмента;

звено управления – одно или несколько подразделений, которые необязательно обособлены административно, но выполняют определенную функцию менеджмента;

управляющая ячейка – отдельный работник управления или самостоятельное структурное подразделение, выполняющее одну или несколько специальных функций менеджмента.

Построение организационной структуры базируется на функциях менеджмента и определяется принципом первичности функции и вторичности органа управления, имея характер пирамиды, т.е. содержит несколько уровней управления (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Уровни управления

 

Структура управления характеризуется наличием связей между ее элементами:

горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми;

вертикальные связи – это связи подчинения, которые возникают при наличии нескольких уровней управления, вертикальные связи бывают линейными и функциональными.

Построение структуры в организационном менеджменте осуществляется с учетом требований:

o экономичность;

o адекватность;

o адаптивность;

o гибкость;

o динамизм;

o специализация;

o пропорциональность;

o оптимальность;

o оперативность;

o надежность.

Принципы организационного менеджмента:

· сочетание централизованного руководства с широкой самостоятельностью и инициативой коллектива;

· системный подход;

· управляемость;

· соответствие субъекта и объекта менеджмента;

· адаптация;

· профессиональная регламентация;

· правовая регламентация.

Можно выделить четыре группы факторов, которые необхо­димо учитывать при создании проекта организационной структуры:

1) внешняя среда и инфраструктура, в которой действует организация;

2) технология работ и тип совместной деятельности;

3) особенности персонала и корпоративной культуры;

4) прототипы и уже существующие, и показавшие себя эффективными организа­ционные структуры аналогичных организаций.

Исходными данными для построения организационной структуры управления являются:

- расчет числа у ровней управления;

- расчет численности персонала;

- типовые структуры управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: