Изучать движения на боку следует начинать с изучения движений ног, затем рук и после того, когда будут освоены движения ног и рук, изучают согласование движений.
Упражнения для освоения движений ног:
1. ИП стоя у бортика бассейна, например, правым левым боком к стенке выполняют движение верхней (правой) ногой. На счет «раз» - согнуть ногу в коленном и тазобедренном суставах, выполняя первую медленную фазу подготовительного движения. На короткий счет «И» выполнить вторую (короткую) фазу подготовительного движения, при этом выражено выполнить тыльное сгибание стопы и быстро разогнуть ногу в коленном суставе. На счет «два» - разогнуть ногу до исходного положения, выполняя гребковое движение.
2. ИП то же, но стоя правым боком к стенке бассейна, выполняется движение нижней ногой. На счет «раз» - согнуть ногу в коленном и тазобедренном суставах (медленная фаза подготовительного движения). На счет «И» - выполнить короткую фазу подготовительного движения: разогнуть ногу в тазобедренном суставе, так, чтобы бедро оказалось сзади продольной оси туловища и согнуть колено. На счет «два» - разогнуть колено с повернутым носком стопы вовнутрь и вывести бедро на продольную ось туловища.
3. ИП лежа на боку перпендикулярно бортику бассейна на правом или левом боку. Ноги сомкнуты и вытянуты, нижняя рука опирается под водой о стенку бортика, верхняя рука - держится за край пенного корытца (рис. 9.19). Выполняют подготовительное и гребковое движение под счет «раз, и, два». Если пенного корытца в бассейне нет и не за что зацепиться верхней рукой и это упражнение выполнить не удается, целесообразно выполнить его в парах (рис. 9.20).
4. Получив удовлетворительные результаты в движениях ног у неподвижной опоры, переходят к изучению с подвижной опорой. ИП лежа на боку нижняя рука, находясь под доской, хватом кистью дальнего края доски снизу выполнять подготовительные и гребковые движения. После гребка делать паузу и по величине скольжения оценивать качество движений.
5. Следует иметь в виду, что наличие асимметрии у занимающегося влияет на успешность освоения движений на правом или левом боку. Уже при плавании с доскойногами можно определить, на каком боку следует осваивать движение.
6. Освоение движения ног в безопорном положении выполняют лежа на боку на поверхности воды, нижняя рука вытянута вперед, верхняя - вдоль тела. Выполняются подготовительные и гребковые движения ногами. Вдох делается после окончания гребка, выдох - при подготовительном движении.
Упражнения для освоения движений рук и их согласования с движением ног и дыханием:
1. ИП стоя на дне мелкой части бассейна, принять положение наклона в ту сторону, на боку которой лучше осваивались движения ног. Нижнюю руку вытянуть под водой вперед, верхнюю - назад вдоль туловища и удерживать у поверхности воды. Вначале выполнять движение только верхней рукой, затем выполнять движение только нижней рукой, и после этого те же два упражнения выполнять в согласовании с дыханием.
2. ИП то же. Выполнять одновременные движения руками. На счет «раз» произвести гребок нижней рукой и подготовительное движение верхней рукой. На счет «И» осуществить вход в воду верхней руки и погрузить ее в воду, нижнюю руку согнуть в локтевом суставе и начинать выдох. На счет «два» - выполнить гребковое движение верхней рукой и вывести нижнюю руку вперед, одновременно закончив выдох.
3. Движения руками, ногами и дыхания в их согласовании выполняются вначале на небольшое расстояние, а затем, по мере усвоения, увеличивают проплываемое расстояние.
Если при выполнении упражнений в безопорном положении возникают трудности, рекомендуется раздельное плавание. Выполняется движение ногами в согласовании с движением одной, например, нижней рукой, а затем с одной верхней рукой. Часто встречаемая ошибка при изучении способа на боку, это затрудненный контроль занимающихся за расположением стопы нижней ноги во время гребка ногами. Если носок нижней ноги во время гребка располагается наружу, а не вовнутрь, то движение ног напоминает брасс в наклонной плоскости.