Психолог с базовым гуманитарным образованием по существующему законодательству не может считаться психотерапевтом.
Согласно современному законодательству (приказ № 294 Минздравпрома России от 30.10.95, приказ № 337 от 27.08.99 и приказ № 553 от 20.08.07) психотерапевтическая помощь может оказываться только специалистами, получившими соответствующую подготовку по психотерапии в объеме не менее 576 часов:
«Врач-психотерапевт – специалист с высшим медицинским образованием по специальности «Лечебное дело", имеющий стаж работы врача-психиатра не менее 3 лет и дополнительную подготовку по психотерапии на факультете последипломного образования, владеющий различными методами диагностики и терапии психических расстройств, теоретическими и практическими знаниями в области психиатрии и психотерапии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификаты по психиатрии и психотерапии» (Приложение 6 к приказу Минздравпрома России от 30.10.95 № 294).
Психолог-консультант, прошедший соответствующую подготовку, имеет право использовать в ходе своей практической деятельности психотерапевтические приемы в рамках оказания психологической помощи лицам, психологические затруднения у которых не достигли уровня патологии.
Модели психотерапии
Традиционно существует две классические модели психотерапии [5].
Согласно первой, медицинской модели, психотерапия направлена на лечение с использованием в ходе лечения психологических средств и методов. При этом лечение может осуществляться в диаде «врач-психотерапевт – пациент» и направлено на устранение имеющихся у клиента нарушений. К квалификации этих нарушений подходят как с медицинских, так и с психологических позиций.
Однако термин «психотерапия» не стал чисто медицинским понятием.
Выдвигается иная – философская и психологическая модель психотерапии, которая основана на первичном значении этого слова – «исцеление души».
Основная цель этого подхода – не излечение от психических расстройств, а помощь в процессе становления сознания и личности, при которой психотерапевт предстает спутником больного, его помощьником и наставником. Условиями, необходимыми для успешной работы психотерапевта, являются, прежде всего, безоценочное отношение к пациенту и принятие его таким, каков он есть, сострадание и сочувствие к нему, а также искренность и честность поведения. Следствием такого понимания психотерапии является распространение ее методов в различных областях: в педагогике, социальной работе, прикладной психологии и т. д.
Европейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге 21 октября 1990 г. принята декларация, согласно которой
1.Психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию;
2.психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовки;
3.гарантированным является разнообразие психотерапевтических методов;
4.образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интегрально; оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизора, одновременно преобретаются представления о других психотерапевтических методах
5.доступ к такому образованию возможен при условии широкой предварительной подготовки в области гуманитарных и общественных наук.