Психотерапевтический процесс

 

Это заведомо планируемое и отличающееся заранее заданной структурой действие [2, 5], при котором благодаря целенаправленным усилиям психотерапевта и пациента должны наступать конструктивные изменения в процессах переживания событий, в поведении и социальных контактах пациента.

При таком рассмотрении психотерапия отличается от других методов лечения следующими особенностями:

1) при ее проведении применяются психологические средства изменения личности, связанные с использованием основ психологии (в отличие от используемых в медицине, фармакологии, педагогике, социологии); 

2) применяются эти методы и средства профессионально, т. е. подготовленными специалистами, действующими осознанно и целенаправленно, умеющими научно обосновывать свои действия, воспроизводить их в ходе психотерапии и оценивать их; 

3) с помощью методов психотерапии работают с лицами, страдающими проблемами психологического плана, расстройствами психики и др.

Психологические методы воздействия в психотерапии включают в первую очередь языковое общение, а также невербальную коммуникацию, что, как правило, реализуется во время специально организованной встречи психотерапевта с пациентом или группой пациентов. В психологический инструментарий входят такие средства и формы воздействия, которые могут влиять на интеллектуальную деятельность клиента, на его эмоциональное состояние и поведение.

 Учитывая все многообразие концепций, подходов, методов, организационных моделей, социокультурных феноменов, можно говорить о существовании психотерапии в трех основных сферах общественного сознания (Б. Д. Корвасарский):

1) академической, которая предполагает разработку научно обоснованных подходов на базе научного мировоззрения;

2) альтернативной, которая основывается на различных исторически обусловленных эзотерических учениях и религиозных системах (активно развивающаяся в последнее время христианская психотерапия; психотерапия, основанная на практике дзен и др.);

3) интуитивной, которая является результатом влияния первых двух на обыденное сознание и выражается в явлениях психологической культуры, в отношении к существующей практике оказания психотерапевтической помощи, в общественном мнении, а также в практике психологической помощи в бытовых ситуациях при различных затруднениях.

Развиваясь, основные модели психотерапии влияют на создание новых и совершенствование существующих психотерапевтических методов, форм организации психотерапевтического процесса. Особое значение приобретают вопросы профессиональной ответственности психотерапевта, осуществляющего комплекс диагностических, психотерапевтических, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий.

 

Цели психотерапии

Цели психотерапии в каждом конкретном случае определяются сообразно особенностям терапевтической ситуации, но можно отметить общие тенденции:

· помочь клиенту понять свои проблемы;

· устранить эмоциональный дискомфорт;

· поощрить свободное выражение чувств;

· обеспечить информацией;

· помочь осознать причины проблемной ситуации и возможности ее разрешения;

· помочь клиенту в проверке новых способов мышления и поведения.

 

Задачи психотерапевта

· Обеспечить психологическую поддержку;

· помочь осознать и использовать свои ресурсы в решении проблемной ситуации;

· способствовать инсайту и самораскрытию; лучшему пониманию клиентом своих мотивов, чувств, целей, конфликтов, ценностей;

· помочь устранить дезадаптацию и сформировать новые, адаптивные формы поведения.

 

Факторы лечебного воздействия психотерапии:

· Инсайт – осознание:

- инсайт 1-го уровня – осознание связи между эмоциональным расстройством и внутриличностными проблемами;

- инсайт 2-го уровня – осознание собственного вклада в развитие проблемной ситуации;

- инсайт 3-го уровня – осознание глубинных причин настоящих отношений, чувств, особенностей поведения, коренящихся в прошлом;

· акцептация – принятие;

· катарсис – отреагирование;

· конфронтация – обратная связь, столкновение с причинами проблемной ситуации;

· получение информации;

· коррегирующий эмоциональный опыт – интенсивное переживание актуальных отношений и ситуаций, благодаря которому происходит осознание и коррекция неадаптивных реакций;

· самоэксплорация – самораскрытие;

· получение эмоциональной поддержки, эмпатии (от терапевта или группы);

· расширение ролевого потенциала;

· развитие творческой активности клиента, повышение его самостоятельности и ответственности.

               

Характеристики эффективного консультанта

1) Аутентичность, полное осознание настоящего момента, способность делать выбор и принимать ответственность за него;

2) открытость собственному опыту, принятие чувств, в том числе и «отрицательных»;

3) развитие самопознания;

4) сила личности и идентичность;

5) толерантность к неопределенности;

6) умение принимать на себя личную ответственность;

7) глубина отношений с другими людьми;

8) постановка реальных целей и понимание границ своей компетенции;

9) эмпатия;

 

Определяющие моменты в проведении эффективной психотерапии, согласно J. Marmor (1978) 

1) Сотрудничество между психотерапевтом и клиентом – исходная предпосылка, на которой строится психотерапия;

2) ослабление напряжения на начальной стадии, основанное на способности клиента обсуждать свою проблему с лицом, от которого он надеется получить помощь;

3) познавательное обучение за счет информации, получаемой от психотерапевта;

4) оперативная модификация поведения клиента за счет одобрения или неодобрения со стороны психотерапевта и повторяющегося коррективного эмоционального опыта в отношениях с врачом;

5) приобретение социальных навыков на модели психотерапевта;

6) убеждение и внушение явное или скрытое;

7) усвоение или тренировка более адаптивных способов поведения при условии эмоциональной поддержки со стороны психотерапевта.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: