С развитием психотерапии возрастает потребность в систематике используемых психотерапевтических методов. Однако, не существует единой общепринятой классификации методов.
· Метод в психотерапии – общий принцип лечения и коррекции.
· Направление – совокупность методов, объединенным общим принципом или подходом.
· Форма – способ применения того или иного метода (индивидуальная или групповая).
Наибольшее развитие и признание получили три психотерапевтических направления и возникшие на их основе методы:
1) Психоаналитическое (психодинамическое, динамическое).
2) Бихевиористическое (поведенческая психотерапия).
3) Экзистенциально-гуманистическое (недирективная психотерапия К.Роджерса, гештальт-терапия Ф. Перлза, логотерапия В. Франкла).
Психоанализ рассматривает [5] в качестве основной детерминанты личностного развития и поведения первичные влечения и потребности, а невроз – как следствие их вытеснения в бессознательное и конфликта с сознанием; основной задачей психотерапии согласно этому подходу является осознание этого конфликта.
|
|
Для бихевиоризма личность есть поведение, а невроз – это неадаптивное поведение, возникшее вследствие неправильного научения, поэтому основная задача психотерапии формулируется как обучение новым, адаптивным способам поведения.
Гуманистическое направление рассматривает в качестве основной потребность личности в самоактуализации, а невроз – как результат блокирования этой потребности, поэтому основная задача психотерапии согласно данному подходу состоит в приобретении пациентом нового опыта, способствующего становлению адекватного целостного образа Я и возможностей для самоактуализации личности.
Л. Р. Вольберг (L. R. Wolberg) предложил классификацию методов психотерапии в зависимости от поставленных целей:
1) поддерживающая психотерапия, целью которой является укрепление и поддержка имеющихся у больного защитных сил и выработка новых, лучших способов поведения, позволяющих восстановить душевное равновесие;
2) переучивающая психотерапия, целью которой является изменение поведения больного путем поддержки и одобрения положительных форм поведения и неодобрение отрицательных;
3) реконструктивная психотерапия, целью которой является осознание интрапсихических конфликтов, послуживших источником личностных расстройств и стремлением достичь существенных изменений черт характера и восстановления полноценности индивидуального и социального функционирования личности.
В клинической практике принято деление методов психотерапии на симптомо-центрированные, личностно-центрированные и социально-центрированные, интеграция которых часто обеспечивает наилучший терапевтический эффект.
|
|
В. В. Макаровым (1998) предложена многоосевая классификация психотерапевтических подходов:
1.Ось цели: диагностика, предупреждение развития, лечение, разрешение проблем и т. д.
2.Ось объекта: личность, семья, группа.
3.Ось модели:
· медицинская модель – для лечения, предупреждения и диагностики с точки зрения медицинских представлений;
· психологическая модель – психотерапия для разрешения проблем, которые не достигли уровня патологии;
· педагогическая модель направлена на процесс воспитания, обучения, перевоспитания;
· философская модель – для достижения понимания личности, ее места в мире, формирование мировоззрения;
· социальная – технологии психотерапевтических воздействий, которые были использованы для управления группой, обществом и т. д.;
· недифференцируемая модель.
4.Ось места:
· психотерапевт сопровождает лечебный процесс;
· занимает равное место среди разных подходов;
· единственный метод в лечебном процессе.
5.Ось продолжительности:
· сверхкороткая (часы, дни – симптоматический подход);
· короткая (дни);
· длительная (месяцы);
· сверхдлительная (годы).
В Европе:
· короткая – 20–25 сеансов,
· среднесрочная – 100–150 сеансов,
· длительная – более 150 сеансов.
6.Ось основных технологий: базовые техники.
7.Описательная ось: зарегистрировано более 500–700 методов психотерапии.
Многообразие подходов к классификации методов прежде всего обусловлено ее междисциплинарным характером и наличием различных подходов в рамках существующих направлений.