Краткий исторический очерк

Министерство образования и науки Российской Федерации

 Московский университет государственного управления

Кировский филиал

 

Кафедра психологии

 «Современные методы индивидуальной и групповой психотерапии»

 

 Учебное пособие по изучению предмета

Для студентов дневного и заочного отделения

Специальность 020400 «Психология»

Киров

Г.



Содержание

 

1. Психотерапия, определение, классификации методов

и основные положения …………………………………...……………………………….….5

2. Индивидуальная и групповая психотерапия…………………………………………...…..18

3. Психоаналитическое направление в психотерапии……………………………………..…21

3.1. Клаввический психоанализ………………………………………………………………..24

3.2. Аналитическая психология ……………………………………………………………….31

3.3. Индивидуальная психология ……………………………………………………………...35

3.4.Характерологический анализ К. Хорни……………………………………………………37

3.5. Гуманистический психоанализ…………………………………………………………….41

3.6. Интерперсональная психотерапия Г. салливана …………………………………………43

3.7. Психоаналитическая психотерапия ……………………………………………………….45

3.8. Патогенетическая психотерапия В.Н. Мясищева………………………………………...48

4. Личностно-ориентированная психотерапия…………………………………………..….....51

5. Поведенческая психотерапия………………………………………………….…..................59

6. Когнитивная психотерапия…………………………………………………………………...76

7. Рациональная психотерапия………………………………………………………………….87

 8. Позитивная психотерапия…………………………………………………………………...89

 9. Телесно-ориентированная психотерапия…………………………………………………...91

9.1. Телесно-ориентированная психотерапия В.Райха………………………………………...91

9.2. Биоэнергетический анализ Лоуэна ……………………………………………………….102

9.3. Метод Фельденкрайса……………………………………………………………………...113

9.4. Метод Александера…………………………………………………………………………114

9.5. Структурная интеграция Рольф……………………………………………………………115

9.6. Первичная психотерапия Янова…………………………………………………………...116

10. Арттерапия…………………………………………………………………………..............121

11. Экзистенциальная психотерапия…………………………………………………………..125

11.1. Экзистенциальный анализ Бисвангера…………………………………………………..131

11.2. Теоретические взгляды Босса…………………………………………………………….132

11.3. Антипсихиатрия Лэнга……………………………………………………………………132

11.4. Жкзистенциальная психотерапия Бьюженталя…………………………………………134

11.5. Экзистенциальное консультирование Мэя……………………………………………...134

11.6. Экзистенциальная психотерапия Ялома ………………………………………………...138

11.7.Технические приемы экзистенциальной психотерапии……………………………...140

12. Экзистенциальный анализ В. Франкла…………………………………………………….146

13. Клиент-центрированная психотерапия…….……………………………………………...150

14. Гештальт-терапия…………….………………………………………………………..……162

15. Психодрама……………….…………………………………………………………………176

16. Психосинтез……………………..…………………………………………………………..191

17. Нейролингвистическое программирование………………………………………………203

18. Трансактный анализ……….………………………………………………………………..229

19. Суггестивные методы терапии………………….………………………………………….236

А. Гипнотерапия………………………………………………………………………………..236

Б. Аутогенная тренировка………………………………………………………………………241

В. Внушение……………………………………………………………………………………..243

Г. Самовнушение………………………………………………………………………..………246

20. Трансперсональная психотерапия………………………………………………………….248

21. Символдрама………………………………………………………………………………...250

22. Семейная психотерапия………………………………………………………..…………...260

23. Частные вопросы…………………………………………………………………….…….262

А. Психотерапия пациентов, предпринявших суицидальные попытки……………………..268

Б. Особенности психотерапии детей и подростков…………………………………………269

В. Особенности психотерапии пациентов, страдающих алкоголизмом…………………....270

Г. Психотерапия больных с психосоматическими расстройствами…………………………271

Тема 24. Критерии эффективности психотерапии……………………………………………271

Приложение 1. Экзаменационные вопросы…………………………………………………...273

Приложение 2. Учебно-методический план семинаров и практических занятий…………..276

Приложение 3. Вопросы к аттестации…………………………………………………………283

Приложение 4. Задания к контрольной работе………………………………...……………...287

Приложение 5. Требования к контрольной работе……………………………………………294

Приложение 6. Литература……………………………………………………………………..297

 

 

 Составители: 

кандидат медицинских наук, член Общероссийской Психотерапевтической Лиги, врач-психотерапевт Маринчева Людмила Павловна

доктор медицинских наук, профессор Злоказова Марина Владимировна

 

Рецензенты:

заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии Кировской ГМА, доктор медицинских наук, профессор Багаев В.И.

кандидат медицинских наук, доцент Рябов В.М..
 Введение

Актуальность разработки данного учебного пособия обусловлена необходимостью сформировать у студентов теоретические знания, дающие возможность хорошо ориентироваться в существующих на настоящий момент психотерапевтических направлениях и методах, а также эмпирические представления, позволяющие применять полученные знания при проведении индивидуальной или групповой работы с использованием психотерапевтических подходов.   Освоение данных знаний становится особенно актуальным в наше время с многообразием возможностей и, в то же время, стрессовых факторов, способствующих нередко дестабилизации эмоционального состояния и срывов механизмов адаптации.

Реалии современной жизни (растущее количество клиентов с психогенно обусловленными расстройствами, сохраняющиеся высокие показатели по количеству суицидов, наличие существенной прослойки зависимых клиентов и т. д.) обусловливает высокие требования к специалисту, занимающемуся практической деятельностью в области психологии, социальной работы, психотерапии. Необходимость знания основных закономерностей психотерапевтического воздействия, владения приемами проведения психотерапии делает этот курс чрезвычайно важным для подготовки психологов и психотерапевтов.

Учебное пособие направлено на освоение студентами как теории существующих методов психотерапии, так и практических приемов работы, чему способствует подробное описание технических процедур и этапов проведения психотерапии.

 1. Психотерапия: определение, классификации методов и основные положения

 Психотерапия (от греч. psyche – душа, therapeia – лечение) особый вид межличностного взаимодействия, при котором клиенту оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при возникновении у него проблем или затруднений психического характера. (R. Bastine, 1982). Это способ лечебного воздействия на психику [2, 4, 5], а через психику – на весь организм человека. Психотерапия – это средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными; это специфическая эффективная форма воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья.

В Русскоязычной и зарубежной научной литературе психотерапия определяется как система лечебного воздействия на психику и через психику –на организм человека. Следовательно, будучи методом лечения, психотерапия традиционно входит в сферу компетенции медицины (Б. Д. Корвасарский, 1985). Это подтверждается существующей законодательной базой (приказ Минздравпрома России № 294 от 30.10.95, приказ № 337 от 27.08.99 и приказ № 553 от 20.08.07). 

Однако методы и приемы современной психотерапии имеют широкое применение, в частности в сфере оказания психологической помощи, и активно используются в практике психологического консультирования. Нужно отметить, что в последнем случае психотерапевтические средства могут быть применены только в работе с клиентами, затруднения которых не достигли клинического уровня.

Разрабатывая содержание и границы психотерапии, разные авторы подчеркивают ее интегративный характер, включение в ее практический и научный аппарат, в методологию современных достижений, прежде всего, психологии и медицины, а также философии и социологии. Психотерапевтическое лечение специфично, основано на психических (психологических) методах воздействия на клинические феномены и отчасти на страдание и поэтому становится точкой пересечения ряда областей знания: медицины, психологии, социологии, педагогики и др. В настоящее время происходит проникновение методов психотерапии во внебольничную среду (реадаптация и реабилитация, кабинеты социально-психологической помощи, центры помощи семье, консультирование в бизнесе и др.).

Таким образом, психотерапевтические знания имеют интердисциплинарный характер и являются чрезвычайно значимыми для специалистов, работающих как в сфере оказания психотерапевтической помощи (врачей психотерапевтов), так и в сфере психологической помощи (психологов-консультантов).


Краткий исторический очерк

 

 

В истории психотерапии [2, 5] можно выделить два больших (основных) периода. Первый, донаучный, охватывающий тысячелетия, и второй – всего два столетия, XIX–XX вв. – научный период психотерапии. 

Важной закономерностью развития психотерапии как науки, вышедшей из врачевания, опирающейся на философию, находящейся на стыке физиологии, психологии, педагогики и социологии, является ее направленность на выработку единой теории. Психоанализ, бихевиоризм, экзистенциализм и другие претендовали именно на такую теорию, однако ни одно из этих направлений на современном этапе не удовлетворяет требованиям единственной теории.

Донаучный период психотерапии связан с мистическими практиками, опирающимися на мифологию древних культур. Столетиями мистика была властительницей в толковании подобных феноменов, да и душевных болезней в целом.

Первоначально психотерапевтические концепции и технические приемы и методы развивались в рамках философских, религиозных, медицинских взглядов на природу души человека. Упоминания о применении «психотерапевтических приемов» встречаются уже в знаменитом папирусе Эберса (Древний Египет). На донаучном этапе (с периода применения гипнотических приемов в Древнем Египте и Греции до XVI–XVII вв.) в основном господствовали религиозные и наивно-медицинские представления о природе исцеления (Гиппократ, Авиценна). 

В Средние века научная мысль вообще и медицинская в частности вновь оказываются под влиянием мистики и схоластики. Особенно ярко это отмечалось в раннем Ренессансе с его процессами ведьм и казнями психически и нервнобольных.  

И лишь в XVIII в., в эпоху Филиппа Пинеля (1745–1826), закладываются истинно научные предпосылки дальнейшего развития психиатрии и психотерапии. По разрешению Центрального Бюро Коммуны Ф. Пинель снимает цепи с душевнобольных в Бисетре в 1793 г. Ф. Пинель заложил основы лечебного режима пребывания и условий содержания душевно больных, что в дальнейшем, через полтора столетия, послужило основными предпосылками возникновения научно обоснованной социотерапии, коллективной психотерапии.

С XVIII в. начинают развиваться медицина и экспериментальная психология, в связи с этим создается почва для формирования научной базы психотерапии. Большой вклад в совершенствование психотерапевтических знаний внес Вильгельм Вудт, в 1874 г. издавший труд «Основы физиологической психологии». 

В это же время, в 1776 г. была предпринята первая, весьма наивная попытка научно объяснить лечебное влияние внушения в виде теории «животного магнетизма» Франца Антона Месмера (1734–1815). Впервые термин «магнетизм» употребил за несколько веков до него Парацельс (1493–1541), который впервые пытался лечить при помощи магнита. В дальнейшем теорию магнетизма развивал Ван Гельмонт (1577–1644), считая посредником притяжения и отталкивания эфироподобный дух, который пронизывает все мировые тела и приводит их в движение. Ф. Месмер в основу своего учения положил магнитно-флюидную теорию Ван Гельмонта и полагал, что магнетическая сила находится в природе повсюду и обусловливает взаимодействие небесных сил, земли и одушевленных существ. В 1766 г. он защитил диссертацию «О влиянии планет...», где обобщил свои умозаключения. Лишь через восемь лет после этого Ф. А. Месмер начинает заниматься лечением магнитом. Вскоре он замечает, что излечение может наступать и при обычном прикосновении или проведении ладоней над телом. В 1774 г. Французская академия назначает комиссию для проверки магнетической теории. В комиссию входили крупнейшие ученые авторитеты того времени: Лавуазье, Франклин, Байли и др. После тщательного изучения вопроса и проверки данных комиссия приходит к выводу, что магнетического флюида не существует и все, что связывали с действием последнего, может быть отнесено лишь к влиянию воображения.       

Широкое увлечение магнетизмом невольно приковывало внимание научно мыслящих людей. Большинство из них считало, что магнетизм – это обман со стороны магнетизеров и притворство магнетизируемых. К числу таких скептиков относился и английский врач Джеймс Брэд. В 1841 г. он присутствовал на выступлении магнетизера Лафонтена с целью разоблачить мошенничество, однако увиденное им заставило Д. Брэда повторно посещать эти сеансы и приступить к самостоятельным опытам. Посредством фиксации взгляда Д. Брэд довольно быстро усыпил своего знакомого и тщательно описал происходящие с испытуемым изменения. (Будет несправедливо не отметить, что фиксация взгляда была впервые применена португальским аббатом Жозе Кустодио де Фариа, который описал ее как метод фасцинации еще в 1813 г. Состояние, вызываемое фасцинацией, он называл «люцидным сном».)

Д. Брэд считал, что вызываемое им состояние – это искусственный нервный сон, возникающий вследствие концентрации внимания и утомления взора. Это состояние он определил специальным термином – гипноз, что, собственно, по-гречески и означает сон. Всю свою дальнейшую жизнь Д. Брэд посвятил изучению гипноза. Свой опыт Д. Брэд обобщил в монографии «Неврогипнология» (1843), в которой детально и подробно описано многое из того, что в дальнейшем переоткрывалось вторично из-за незнания его трудов. Д. Брэд решительно опровергал флюидные представления о гипнозе и излагал его нейрофизиологическую теорию, согласно которой гипнотическое состояние возникает при зрительной фиксации. В последние годы жизни Д. Брэд допускал развитие гипнотического состояния и при словесном внушении. Умер он в 1860 г. В этом же году во Франции вышло несколько книг, где в общих чертах был описан метод вызывания искусственного сна и его лечебного применения.

Продолжателем дела Д. Брэда стал врач Август Амбросий Льебо (университет г. Нанси, Франция), которому в 1860 г. попалась книга с описанием нового метода лечения больных, разработанного Д. Брэдом.

А. А. Льебо, испытав несколько вариантов усыпления больных, предложил вызывать гипнотический сон, внушая пациенту представления о засыпании неторопливым, тихим голосом. Гипнотический сон А. А. Льебо разделил на несколько степеней и тщательно описал характерные признаки каждой из них. Заслуга А. А. Льебо заключается в том, что он первый систематически использовал словесное внушение в терапевтических целях, уделяя основное внимание психологическим аспектам гипноза.

В 1860–1885 гг. к А. А. Льебо обратилось 7500 пациентов, причем многим из них он проводил десятки сеансов. В 1866 г. он подытожил свои наблюдения в книге «Сон и подобные ему состояния...», где отстаивал естественнонаучный взгляд на природу гипноза. Медицинское сообщество встретило этот труд глухим молчанием. И лишь в 1882 г. главный терапевт медицинского факультета в Нанси Дюмон решил использовать словесное внушение в гипнотическом состоянии для лечения больных в психиатрическом приюте Марвиль.

Он приглашает к сотрудничеству А. А. Льебо, который охотно делится своим опытом. Вскоре эта работа привлекла внимание профессора терапевтической клиники Ипполита Бернгейма. Он применяет гипноз в своей клинике и настолько широко вводит его в практику, что лечение словесным внушением используется на равных правах с другими лечебными методами.

И. Бернгейм и до этого практиковал гипноз, опираясь на технику Шарко, но случаи гипнотизации удавались редко; используя технические приемы, разработанные А. А. Льебо, И. Бернгейм вызывал гипнотическое состояние у 90% пациентов. Вокруг А. А. Льебо, И. Бернгейма и тогда еще молодого исследователя А. Бонна формируется круг нансийских ученых, интересовавшихся проблемами внушения и гипноза, и считавших, что гипноз – это психологически нормальный феномен, вызываемый внушением. Круг исследователей рос, появлялись новые факты. Так возникла Нансийская школа гипноза, или школа И. Бернгейма. Школа Нанси стала приписывать большее значение внушению, чем самому гипнозу. Фармацевт Эмиль Куэ в 1910 г. открыл в Нанси собственную клинику, где лечил по своей методике. Достаточно функциональная и лаконичная формула самовнушения Э. Куэ легла в основу таких методов, как аутогенная тренировка, биологическая обратная связь, релаксация и др.

Чуть раньше в Париже знаменитый невропатолог того времени Жан Марти Шарко изучал явления гипнотизма в связи с проверкой теории и метода металлотерапии. Но особенно интенсивно Ж. М. Шарко начинает изучать гипноз в клинических наблюдениях и в специальных экспериментах после посещения выступлений магнетизера Донато. Ж. М. Шарко приходит к выводу, что гипноз является патологическим состоянием – искусственным истерическим неврозом. Вокруг Ж. М. Шарко сосредоточиваются многие видные ученые Парижа: П. Риже, П. Жане, Жиль де ля Туретт, Ж. Бабинский, Ш. Фере, А. Бине. Они вели свои исследования в том же русле, разделяя в общем предложенную Ж. М. Шарко точку зрения. Так возникла Сальпетриерская школа, или школа Шарко.

Между двумя научными школами шла ожесточенная многолетняя борьба, развернувшаяся на страницах печати и на конгрессах. По характеру взглядов Сальпетриерская школа во главе с Ж. Шарко считалась физиологической, а Нансийская, возглавляемая И. Бернгеймом, – психологической.

В 1859 г. мир узнал эволюционную теорию Ч. Дарвина. В 1866 г. в России были отпечатаны «Рефлексы головного мозга» И. П. Сеченова, и в этом же году книга была запрещена властями. В Лейпциге В. Вундтом была открыта первая лаборатория экспериментальной психологии, Д. Тьюк в 1872 г. впервые ввел в научный обиход термин «психотерапия». Общеупотребимым же этот термин становится только в 90-х гг. ХIХ в. 

Первый интернациональный конгресс «Гипнотизм экспериментальный и лечебный», проходивший в Париже в августе 1889 г., подтвердил большой интерес и официальное признание гипнотерапии. Конгресс проходил под почетным председательством Ж. М. Шарко с участием И. Бернгейма, П. Жане, Ч. Ломброзо, Ж. Бабинского, А. Фореля, А. А. Льебо, З. Фрейда, У. Джеймса, В. М. Бехтерева, и др. 

С конца 90-х гг. XIX в. как реакция на чрезмерную экспансию гипноза стали разрабатываться принципиально иные методы психотерапевтических воздействий.

В Швейцарии занимается психотерапией невропатолог П. Дюбуа, он разработал метод рациональной психотерапии. Рациональная психотерапия, опираясь, по словам П. Дюбуа, на «убедительную диалектику» и «силлогистические доказательства», рассеивает ошибки в суждениях больного о характере и природе его заболевания. Снятие неопределенности, коррекция противоречивости, непоследовательности в представлениях пациента, касающихся его болезни, – таковы основные звенья воздействия рациональной психотерапии.  

В 1895 г. И. Брейер и З. Фрейд публикуют совместную работу «Исследования по истерии», где описан психокатарсический метод лечения истерических расстройств. Для достижения лечебного эффекта находящемуся в гипнотическом сне пациенту предлагалось вспомнить о событиях, которые предположительно вызывали тот или иной симптом. Феномен избавления от симптома при воспоминаниях в состоянии гипнотического сна о психотравмирующей ситуации И. Брейер и называл «катарсисом». В дальнейшем З. Фрейд отказывается от использования гипноза и начинает развивать психотерапевтическую систему, основанную на выявлении особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами, – психоанализ. З. Фрейд тщательно занимался самоанализом, и многие его теоретические рассуждения основывались на собственных невротических расстройствах. Основным средством самоанализа З. Фрейд считал анализ сновидений и в 1900 г. обобщил свой опыт в книге «Толкование сновидений». В 1901 г. З. Фрейд опубликовал книгу «Психопатология обыденной жизни», где высказал и обосновал предположение о том, что бессознательные идеи, конкурируя между собой за прорыв в сознание, оказывают существенное влияние на мысли, поступки и действия человека, изменяя их. З. Фрейд стал первым теоретиком, указавшим на важность исследования детства для понимания природы психики человека. В период 1900–1910 гг. к З. Фрейду пришло международное признание, ширились ряды последователей.

Основатель индивидуальной психологии Альфред Адлер в 1911 г. отошел от Фрейда из-за теоретических расхождений. А. Адлер утверждал, что цели и ожидания человека больше влияют на поведение, чем прошлый опыт, а основным побудительным мотивом является достижение превосходства и адаптация к среде. Одним из первых он привлек внимание к роли семейного воспитания (эмоционального отвержения или попустительства) в возникновении неврозов. В 1914 г. от З. Фрейда отошел и швейцарский психиатр Карл Густав Юнг, разработавщий позднее собственную аналитическую психологию, в которой интерпретировал либидо не как сексуальную энергию, а как жизненную энергию вообще. Он ввел понятие коллективного бессознательного как наиболее глубокого уровня бессознательного, содержащего в себе архетипы (врожденный опыт прошлых поколений). В дальнейшем К. Г. Юнг выделяет психологические типы, определяет понятия интроверсии и экстраверсии, так широко известные в настоящее время.

К началу XX в., в 1913 г. в США журнал «Психологическое обозрение» публикует статью Джона Уотсона, молодого профессора университета Хопкинса, в которой он критиковал структурную и функциональную психологию, доминировавшую в то время. Дж. Уотсон полагал, что основной теоретической задачей психологии должно быть прогнозирование поведения человека и управление поведением. С этого момента начинает свое развитие бихевиоризм как отдельное направление в психологии. Значительное влияние на формирование бихевиоризма оказали условно-рефлекторная теория И. П. Павлова и теория сочетательных рефлексов В. М. Бехтерева. 

К 1930 г. бихевиоризм представлял собой уже крупную научную школу и в дальнейшем получил свое дальнейшее развитие в работах необихевиористов Э. Ч. Толмена, С. Л. Халла и Б. Ф. Скиннера. Самой влиятельной фигурой необихевиоризма на протяжении нескольких десятилетий был Б. Ф. Скиннер (всеобщее признание его пришлось на послевоенные годы). Он выдвинул концепцию оперантного научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции. 1950-1960-е гг. — период становления поведенческой психотерапии как самостоятельного направления. Работы Вольпе и Лазаруса в ЮАР, Шапиро и Айзенка в Англии, Азрина и Айллона в США привели к растущей популярности поведенческой психотерапии в 60–70-е годы, когда она стала одним из ведущих психотерапевтических направлений мировой психотерапии. Мощным толчком для дальнейшего развития бихевиоризма и поведенческой психотерапии явилась социальная когнитивная теория А. Бандуры, определившая социально-бихевиористский подход в психологии. Социальное научение, согласно теории А. Бандуры, формируется через наблюдение. Одно лишь наблюдение за моделью позволяет формировать новые стереотипы поведения, ранее отсутствовавшие у животного или человека. 

Последующий отход от первоначальной парадигмы поведенческой психотерапии (стимул-реакция), рассматривающий когниции как промежуточные переменные, как структурирующие и регуляционные компоненты эмоциональных, мотивационных и моторных процессов, отражают теории А. Эллиса и А. Бека. В рационально-эмоциональной психотерапии Эллиса главной промежуточной переменной, делающей понятной связь между стимулом и поведением, являются рациональные и иррациональные когниции. В когнитивной психотерапии А. Бека определяющей переменной являются реалистичные и нереалистичные (связанные с ошибками в когнитивных выводах) когниции. И А. Элис, и А. Бек признают связь когнитивных и поведенческих переменных при доминирующем значении первых. С их точки зрения, центром воздействия психотерапии должны быть промежуточные когнитивные переменные.

Во второй половине XX века, после Второй мировой войны в 1941–1945 годы, два ведущих направления – психоанализ и бихевиоризм – претерпевают изменения и существенно преобразуются. В философии, психологии и психотерапии вначале в Европе, а затем и в США начинает активно развиваться экзистенциализм. Его центральной идеей является понимание человеческого существования через «бытие–в–мире». 

В 60-е гг. XX в. в американской психологии возникает новое направление, получившее название гуманистической психологии. Это направление возникло как противовес дилемме бихевиоризм – психоанализ и открыло новый взгляд на природу психики человека. Основные принципы гуманистического направления заключаются в признании ведущей роли сознательного опыта и целостного характера природы человека с акцентом на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида.

Основоположниками гуманистического направления считаются А. Маслоу (1908–1970) и К. Роджерс (1902–1987). Стремление личности к самоактуализации, по А. Маслоу, является высшей человеческой потребностью, которая достигается удовлетворением всей иерархии нижележащих потребностей человека от физиологических до потребности в уважении и самоуважении. К. Роджерс известен, прежде всего, своей клиент-центрированной психотерапией, которую он разработал в 40–50-х годах. Основу клиент-центрированной психотерапии составляет позитивная вера во врожденную тенденцию человека к развитию своих оптимальных способностей. Психотерапевтические встречи действуют через сам факт их новизны. Во время их проведения психотерапевт служит катализатором, с помощью которого клиент реализует свои латентные и лучшие способности для саморазвития. Само гуманистическое направление как третья сила в психотерапии является наименее однородной и объединяет такие разнообразные методы, как гештальт-терапия Ф. Перлса, экзистенциальный анализ Д. Сартра, дазайнанализ Л. Бинсвангера, логотерапия В. Франкла и т. д.

Отечественная психотерапия прошла путь развития, отражающий развитие мировой науки. Значительную роль в ее формировании сыграли работы И. М. Сеченова, в 1863 г. изложившего учение о рефлекторной деятельности головного мозга в своей знаменитой книге «Рефлексы головного мозга»; В. М. Бехтерева, открывшего экспериментально-психологическую лабораторию в Казани (1885), а затем в Санкт-Петербурге; С. С. Корсакова, открывшего лаборатории, клинику и начавшего чтение лекций по психиатрии и клинической психологии в Москве.

В России изучением гипноза занимались многие видные ученые своего времени: В. Я. Данилевский, А. А. Токарский, В. М. Бехтерев и др.

Собственные оригинальные приемы лечебного самовнушения разработали И. Р. Тарханов, В. М. Бехтерев, А. Я. Боткин.

Василием Яковлевичем Данилевским в 1878 г. на заседании Харьковского медицинского общества было сделано официальное сообщение о результатах наблюдения гипноза у лягушки. В своем докладе он высказывал идею о родстве гипноза у животных и человека. Вначале 80-х гг. XIX в. Ардалион Ардалионович Токарский впервые начал читать курс гипнологии в Московском университете. Молодой Владимир Михайлович Бехтерев в 1884 году находился на стажировке в Сальпетриере у профессора Ж. М. Шарко и по возвращении в Россию много времени уделял изучению гипноза и его лечебного воздействия.

Оригинальный психотерапевтический метод – «арететерапия» – был предложен в 1908 г. русским врачом-терапевтом А. И. Яроцким, профессором медицинского факультета Юрьевского университета. Греческое слово «arete» включает такие понятия, как доблесть и добродетель, стремление к осуществлению высоких идеалов и нравственному совершенствованию. Этические (идеалистические) стороны личности не только обусловливают поведение человека и его жизненный путь, но являются также важными факторами, влияющими на особенности протекания физиологических процессов в организме. Автор считал, что истинная причина заболевания находится в глубоких пластах духовной жизни, с чем он и связывал роль предложенного им метода.

Позднее немецким врачом Дж. Марциновским в 1909 г. был предложен метод – лечение идеалами (психотерапия миросозерцанием), суть которого заключалась в формировании целительного духовного миросозерцания.  

Практически каждая публикация З. Фрейда отражалась в реферативных обзорах на страницах «Журнала невропатологии и психиатрии». Большинство крупных работ было переведено на русский язык и издано отдельными книгами. С 1910 по 1914 гг. регулярно выходил журнал «Психотерапия. Обозрение вопросов психического лечения и прикладной психологии», где публиковались статьи русских последователей З. Фрейда, обзоры зарубежных публикаций. Вопросам психоанализа особое внимание уделяли такие русские ученые, как Н. М. Асатиани, Р. А. Лурия, С. Я. Лившиц и др.

После Октябрьской революции 1917 г. и гражданской войны в Советской России еще продолжалось изучение психоанализа. В январе 1930 г. прошли Первый Всесоюзный съезд по изучению поведения человека, а вслед за ним реактологическая дискуссия (1930–1931 гг.), которые определили «единственно верный» методологический фундамент советской психологии на основе ленинской теории отражения. В эти особенно сложные для научной и практической психологии и психотерапии годы, продлившиеся вплоть до конца 60-х, Л. С. Выготский, Р. А. Лурия, В. Н. Мясищев, М. С. Лебединский, Б. В. Зейгарник и другие исследователи своими трудами поддерживали развитие психотерапии и психологии в медицине в нашей стране.

Внутренняя логика развития отечественной психотерапии соответствовала теоретическим исследованиям таких ведущих ученых с мировым именем, как академики В. М. Бехтерев и И. П. Павлов. Экспериментальное изучение высшей нервной деятельности в лабораториях И. П. Павлова, выделение типов нервной деятельности, взаимосвязей между первой и второй сигнальными системами привело к теоретическому обоснованию экспериментальных неврозов, которое И. П. Павлов перенес в клинику нервных болезней. Объяснение, убеждение и суггестивное влияние, воздействуя на динамику корковых процессов, изменяют в желаемом направлении сознание пациента, его эмоциональную сферу, эндокринно-вегетативные и другие физиологические процессы.

Значительный вклад в развитие павловской школы в психотерапии внесли также П. И. Буль, М. С. Лебединский, И. Е. Вольперт, А. П. Слободяник, А. М. Свядощ, В. Е. Рожнов и многие другие.

С. И. Консторум (1890–1950) разработал оригинальный подход, названный им активирующей психотерапией, которая имела своей целью перестройку неадекватно переживающей и реагирующей психики не только и не столько путем словесного обращения к интеллекту и эмоциям больного, к его мироощущению и мировоззрению, сколько через изменение и корригирование его мироотношения. 

В 30–40-е гг. ХХ в. была разработана патогенетическая психотерапия, теоретическую основу которой составила психология отношений В. Н. Мясищева (1893–1973). Будучи учеником В. М. Бехтерева и А. С. Лазурского, В. Н. Мясищев развил теоретические построения своих учителей о взаимоотношениях личности и среды и развил концепцию психологии личности как системы отношений индивида к окружающей действительности, в отличие от обычного понимания, рассматривающего личность как систему функций. 

В России Объединенная павловская сессия Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР в 1950 г. и научная дискуссия в 1951 г. на объединенном заседании расширенного президиума Академии медицинских наук и пленума правления Всесоюзного общества невропатологов и психиатров вскрыли «идеологические извращения и ошибки», которые привели к снижению роли психологии и психотерапии, подмене их физиологическим учением о высшей нервной деятельности академика И. П. Павлова. Но только после 1953 г., во время «хрущевской оттепели», началось возрождение научной психологии и психотерапии в нашей стране. После «Совещания по методам исследования в патофизиологии высшей нервной деятельности человека и медицинской психологии» в октябре 1962 г. сложились более благоприятные условия для развития медицинской психологии и психотерапии. При АМН СССР в 1962 г. была создана проблемная комиссия по «Медицинской психологии», которую возглавил В. Н. Мясищев. Тогда же стали появляться монографические работы крупных отечественных психологов. Развивалась личностно-ориентированная школа психотерапии. Вокруг В. Н. Мясищева сплотился круг перспективных ученых, которые развили концепцию патогенетической психотерапии своего учителя: Б. Д. Карвасарский, В. К. Мягер, С. С. Либих, Ю. Я. Тупицын и др. Разрыв в уровне развития отечественной и зарубежной психотерапии стал сокращаться в конце 60-х - начале 70-х годов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: