Б. Аутогенная тренировка

Аутогенная тренировка – это метод, основанный на самовнушении, мышечной релаксации, самовоспитании (аутодидактика). А.Т. – активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направленный на восстановление динамического равновесия системы саморегулирующихся гомеостатических механизмов организма человека, нарушенного в результате стрессового воздействия. Как лечебный метод А.Т. была предложена Шульцем (Schultz J.H.) в 1932 г. В нашей стране ее стали применять в конце 50-х г.г.

Выделяют две ступени А.Т. (по Шульцу):

1. Низшая ступень – обучение релаксации с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущения тепла, тяжести, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания;

2. Высшая ступень – аутогенная медитация – создание трансовых состояний различного уровня.

 

Низшую ступень АТ составляют шесть стандартных упражнений, которые выполняются пациентом в положении лежа, полулежа, либо сидя в позе «кучера». Для лучшей сосредоточенности глаза закрыты.

   Упражнения выполняются путем мысленного повторения (5-6 раз) соответствующих формул самовнушения. Каждое из стандартных упражнений предваряется формулой-целью: «Я совершенно спокоен».

    

Первое упражнение: Вызывание ощущения тяжести в руках и ногах, что сопровождается мышечным расслаблением. Формулы: «Я совершенно спокоен» (1 раз); «Моя правая рука совершенно тяжелая» (6 раз), «я спокоен» (1 раз), затем «левая рука совершенно тяжелая» (6 раз), и «Обе руки совершенно тяжелые» (6 раз, «я совершенно спокоен» (1 раз). После 4-6 дней ощущение тяжести в руках становится отчетливым. Таким же образом ощущение тяжести вызывается в ногах…во всем теле. Окончательная формула: «Руки и ноги совершенно тяжелые. Все тело становится тяжелым и расслабляется».

  

     Второе упражнение: Вызывание ощущения тепла в руках и ногах с целью овладения регуляцией сосудистой иннервацией конечностей. Формулы: «Я спокоен» (1 раз), «Тело расслабленное и тяжелое» (1 раз), «Моя правая (затем – левая) рука совершенно теплая» (6 раз), «Я спокоен» (1 раз). В последующем внушение тепла распространяется на ноги и все тело. Окончательная формула: «Мои руки и ноги, все мое тело совершенно тяжелые и теплые».

Третье упражнение: Регуляция ритма сердечной деятельности. Упражнение начинается с формулы: «Я спокоен». Затем последовательно вызывается ощущение тяжести и тепла в теле и дается следующая формула: «Мое сердце бьется спокойно, сильно и ровно» (6 раз).

     

Четвертое упражнение: Нормализация и регуляция дыхательного ритма. Используется примерно следующая формула самовнушения: «Я спокоен…мои руки и ноги тяжелые и теплые…мое сердце бьется сильно, спокойно и ритмично…Я дышу спокойно, глубоко и равномерно». Последняя фраза повторяется 5-6 раз. В последующем формула сокращается: «Я дышу спокойно».

    

Пятое упражнение: Вызывание ощущения тепла в области брюшной полости. Больному предварительно разъясняется локализация и роль солнечного сплетения в нормализации функции внутренних органов. Вызываются последовательно такие же ощущения, как при упр. № 1-4, а затем мысленно 5-6 раз повторяют формулу: «Мое солнечное сплетение теплое…оно излучает тепло».

 

Шестое упражнение: Вызывание ощущения прохлады в области лба с целью предотвращения и ослабления головных болей сосудистого генеза. Сначала вызываются ощущения, описанные в упр. 1-5, затем 5-6 раз мысленно повторяется формула: «Мой лоб приятно прохладен».

По мере освоения упражнений формулы самовнушения могут сокращаться: «Спокоен…тяжесть…тепло…сердце и дыхание спокойны…солнечное сплетение теплое…лоб прохладный».

После выполнения упражнения пациентам рекомендуется спокойно отдыхать в течение 1-2 минут, а затем вывести себя из состояния аутогенного погружения. Для этого дают себе мысленную команду: «Согнуть руки (2-3 резких сгибательных движения в логтевых суставах), глубоко вздохнуть, на вдохе открыть глаза».

На проработку каждого упражнения уходит 2 недели. Весь курс А.Т. – 1 длится около трех месяцев. Занятия в индивидуальном порядке могут проводиться ежедневно, 2 раза в день и записываться пациентами в дневник (фиксируются ощущения, испытываемые ими во время занятий). На всем протяжении тренировки должны проводиться под наблюдением врача. С этой целью 1 – 2 раза в неделю проводятся занятия групповой тренировки. Продолжительность занятия 15-20, но не больше 30 минут.

Приведенные 6 упражнений низшей ступени являются подготовительными и позволяют в основном воздействовать на вегетативные функции и вегетовисцеральные функции организма.

 

Техника А.Т. – 2. К высшей ступени аутогенной тренировки Шульц относил упражнения, цель которых заключается в тренировке процессов воображения (со способностью к визуализации представлений) и нейтрализации аффективных переживаний.

 

Упражнение 1: Медитация на цвете. После использования 6 упражнений АТ – 1, клиент, не меняя позы, мысленно концентрирует свое сознание на образах определенного цвета: заснеженные горные вершины… зеленый луг…синий цветок. Во время упражнения пациент должен стремиться удержать в сознании представление о цвете, а не о конкретных формах предметов.

 

   Упражнение 2: Медитация на образе определенного цвета. Цель упражнения заключается в целенаправленном вызывании определенных цветовых представлений. Тренируются ассоциации цвет-ощущение, например, фиолетовый – чувство покоя, черный – печаль и т.д.

 

Упражнение 3: Медитация на образе. Цель – научиться визуализировать конкретный предмет или образ. Критерием успешности м.б. целенаправленная визуализация самого себя.

 

Упражнение 4: Медитация на абстрактной идее. Сущность упражнения заключается в вызывании образных эквивалентов таких абстрактных понятий как надежда, любовь, радость, свобода и т.д.

 

Упражнение 5: Медитация на эмоциональном состоянии. В процессе упражнения осуществляется переход к проекции визуальных образов на себя, на собственные переживания. Шульц в качестве примера предлагал медитацию на ощущениях при виде гор. Фокус воображения должен быть направлен не на конкретный объект или пейзаж (море, горы), а на ощущения, которые возникают при их созерцании.

 

Упражнение 6: Медитация на человеке. Сначала воображение концентрируется на незнакомом, а затем на знакомом человеке. Основная задача упражнения состоит в том, чтобы научиться «освобождаться» от субъективных установок и эмоциональных переживаний по отношению к знакомым образам, сделать эти образы «нейтральными».

 

Упражнение 7: «Ответ бессознательного». Овладевая способностью к визуализации образов, пациент сам себе задает вопросы, а ответы на них получает в виде спонтанно возникающих образов, которые потом интерпретируются.

 

Упражнения по аутогенной нейтрализации включают в себя аутогенное отреагирование и аутогенную вербализацию. При аутогенном отреагировании больной, например, неврозом задает себе вопрос: «В чем причина моего заболевания?» Ответ он получает в визуализированных образах, которые потом интерпретируются. Обычно наблюдается «послойное» вскрытие психотравмирующих причин: вначале вскрываются «поверхностные», затем более «глубокие» элементы причины заболевания.

Вскрытие и отреагирование психотравмы ведет к ее нейтрализации и выздоровлению. Иногда процесс «воспроизведения» психотравмирующих причин завершается бурной аффективной реакцией (аутокатарсис).

Этап работы по освоению АТ – 2 длится до 6 месяцев.

АТ может эффективно применяться в лечении неврозов, психосоматических заболеваний и т.д.

В. Внушение

  Внушение - элемент коммуникации между психотерапевтом и пациентом, позволяющий получить непроизвольный ответ на стимул, адресованный бессознательной части пациента. Информация при внушении подается в обход критики, цензуры.

Внушения делятся на вербальные и невербальные

 

Вербальные внушения. Их можно разделить на три большие категории: прямые внушения; косвенные внушения; открытые внушения:

Прямое внушение. Недвусмысленно указывает на намерения психотерапевта.

Различают виды:

- Явное прямое внушение. Психотерапевт точно и ясно указывает, чего он хочет добиться или что должно произойти. У пациента в этом случае нет выбора. Внушение может либо реализовываться, либо нет. 

- Закамуфлированное прямое внушение. Психотерапевт ясно предлагает нечто замаскированное в силу того, что это будет частично исходить от самого пациента. Что именно должно произойти, открыто не указывается.

- Постгипнотическое внушение. Заключается в том, чтобы запечатлеть в разуме пациента во время особого состояния сознания виды поведения, которые реализуются в период после терапевтической сессии. Чаще всего используется для того, чтобы вызвать амнезию, стимулировать самогипноз и чтобы гармонизировать возвращение обычного состояния в последней части сеанса.

Косвенное внушение. Преследует определенную цель и указывает на намерения психотерапевта, выраженные в неявном виде, даже если пациент обычно их не распознает. У него есть выбор и возможность не принимать того, что ему внушается. Таким образом, психотерапевт не провоцирует сопротивление и избегание неудач. Само по себе косвенное внушение очень близко к манипуляции, поэтому оно широко используется в фазе наведения или для того, чтобы сориентировать пациента в том направлении, которое он спонтанно избегает.

Косвенное внушение бывает нескольких видов:

- Последовательность  принятия. Состоит в том, перечислить ряд истинных утверждений, с которыми пациент не может не согласиться. Их следует связывать между собой соединительными союзами. Данная последовательность заканчивается тем утверждением, которое должен принять пациент.

- Импликация. Смысл этого приема заключается в следующем: необходимо внушить то, что может произойти. Так, например, М. Эриксон обращался к большинству пациентов, входящих в его  кабинет следующим образом: «Я прошу вас не входить в транс, пока не усядетесь удобно в этом кресле»

- Негативное парадоксальное внушение. Заключается в назывании действия с одновременным указанием не совершать его. Так как отрицания существуют только на языке, но не в индивидуальном опыте, бессознательное не обрабатывает лингвистические отрицания и негативные команды действуют как позитивные.

- Двойная связка. Это иллюзорный выбор: предлагается два варианта, решение которых на самом деле одинаково.

- Контекстуальное внушение. Оно состоит в том, что выделяются определенные слова, которые произносятся различными способами (при этом после каждого выделенного слова необходимо соблюдать паузу). Но вполне уместны и случаи, когда послание заключают в весьма банальную фразу. Чаще всего для выделения слов психотерапевт изменяет голос или произносит слова, меняя положение головы.

- Составное внушение. Заключается в  связывании предложений союзами. Благодаря этому предложения взаимно усиливают друг друга, даже если между ними нет логической связи:

· трюизм. Это высказывание очевидной банальности. Многочисленные пословицы и поговорки основаны именно на этом принципе;

· внушение отсутствием упоминания. Если при перечислении забывают упомянуть какой либо важный элемент, это позволяет выделить его, обозначив тем самым его наличие, а не отсутствие.

· внушение, связанное со временем. При таком внушении делается предположение и указывается, что оно может быть принято позже (когда именно, не уточняется). В подобной форме, естественно, внушение не может быть отвергнуто пациентом и в конечном итоге принимается.

· намек. В этом случае психотерапевт как бы намекает, на что именно необходимо сориентировать пациента. Поскольку такое внушение не адресовано пациенту прямо, оно не вызовет противодействия, оставляя бессознательному полную свободу выбора: принять его или не принимать. При этом в любом случае реакция будет непроизвольной.

· открытые внушения. Эта категория внушений подразделяется на несколько видов:

- Мобилизующее внушение. Пациенту предлагается нечто неопределенное - расплывчатые мобилизующие рамки, которые он заполнит в зависимости от своей готовности и внутренних ресурсов.

- Ограниченное открытое внушение. Этот тип внушений предлагает целый ряд возможных ответов, подтверждаемых реакцией. Выбор ответов может носить неограниченный характер (без конкретного уточнения).

- Внушения, охватывающие все возможности данного класса. В этом случае рассматриваются все категории, принадлежащие к одному классу. Это позволяет бессознательному пациента осуществлять реальный выбор. И что бы ни было выбрано, ответ непременно будет хорошим - именно тем ответом, который наиболее подходит пациенту.

Невербальные внушения. Эти внушения чрезвычайно многочисленны и отчетливо воздействуют на бессознательном уровне. Они различным образом могут использоваться действующими лицами психотерапевтического театра - сознательно или бессознательно. Жесты, поведение, установки, интонации голоса - все это активные средства общения. Работа с особыми состояниями сознания - это взаимодействие, и действующие лица в нем весьма активны.

 

Приемы невербального общения:

Паузы. Они довольно часто употребляются в повседневной практике, их легко использовать. При этом паузы могут изменять смысл двояким образом: формировать открытое внушение - пациент, застигнутый звуковой пустотой врасплох, «заполнит» ее своими собственными решениями; придавать паузе другой смысл - бессознательное пациента будет вынуждено устранить одну из частей возникающей неопределенности. Помимо этого, пауза позволяет выделить необходимое мобилизующее слово. Часто паузу делают после контекстуального внушения.

Молчание.  Отличается от паузы большей продолжительностью, но основано на том же принципе. Однако, в отличие от паузы, пациента следует предупредить, когда будет применено молчание. И применять его следует без колебания, так как молчание позволяет пациенту освободить свое воображение без помех со стороны психотерапевта. При этом врачу имеет смысл периодически ненавязчиво обозначать свое присутствие, чтобы пациент не чувствовал себя покинутым.

Основные методики, применяемые на практике:

· Внушение в состоянии бодрствования

· Метод Консторума

· Метод Буля

· Внушение в состоянии естественного сна

· Опосредованное внушение

Г. Самовнушение

Самовнушение или аутосуггестия [2, 5, 26, 38] - внушение какой-то информации (мыслей, желаний, побуждений, образов) самому себе. Самовнушение позволяет субъекту вызывать у себя те или иные ощущения, восприятия, управлять процессами внимания, памяти, эмоциональными и соматическими реакциями.

Сущность самовнушения по И.П. Павлову заключается в концентрированном раздражении определенной области коры головного мозга, которое сопровождается сильнейшим затормаживанием остальных отделов коры, представляющих коренные интересы всего организма, его целости и существования. Действие самовнушения, согласно теории Ухтомского, объясняется концентрированным раздражением определенного участка коры, то есть возникновением доминанты на фоне сниженного коркового тонуса. При таком состоянии коры над реальным воздействием среды превалируют второсигнальные следовые процессы.

 

Существует множество определений самовнушения. Так, А.М. Свядощ (1982) под самовнушением понимает «усиление влияния представлений на вегетативные или психические процессы, вызванные психической активностью лица, проводящего самовнушение». М.Е. Бруно (1975) считает, что самовнушение - это методика внушения каких-то мыслей, желаний, образов, ощущений, состояний самому себе.

В настоящее время разработано большое количество психотерапевтических методов, основанных на самовнушении в обычных и особых состояниях сознания. В лечебной практике чаще других применяются методы Э. Куэ, Е. Джекобсона, И. Шульца.

Самовнушение бывает произвольным и непроизвольным. Непроизвольное самовнушение обычно опосредовано дополнительными, усиливающими аутосуггестию факторами и несет в себе мощный эмоциональный заряд. Произвольное самовнушение возможно, если сосредоточить мысли и внимание на каком либо одном представлении.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: