double arrow

Произвольное самовнушение Э. Куэ.


 Сознательное самовнушение, по Э. Куэ, - это лечебный метод, позволяющий подавить болезненные, вредные по своим последствиям и заменить их полезными и благотворными. Э. Куэ сравнивал болезненные представления со штифтами, застрявшими в «предсознательной» части Я (Эго), которые можно постепенно выбить и заменить другими.

Согласно Э. Куэ психотерапия начинается с предварительной беседы, во время которой разъясняется влияние самовнушения на организм, приводятся примеры целебного воздействия самовнушения при различных заболеваниях. Чтобы убедить пациента в том, что его собственные мысли, представления могут влиять на непроизвольные функции организма, нередко используется проба с маятником. Грузик, подвешенный на нитке, раскачивается в «неподвижной» руке пациента только при одном представлении о его движении. Это усиливает внушаемость больного и убеждает его в действенности избранного метода лечения.

Во время сеанса пациент занимает удобную позу сидя или лежа, закрывает глаза, расслабляется и шепотом, без всякого напряжения 20 раз произносит одну и ту же формулу самовнушения. Произносить формулу нужно монотонно, не фиксируя внимание на ее содержании, не громко, но так, чтобы он сам обязательно слышал то, что говорит.




Сеанс самовнушения продолжается 3-4 минуты, повторяется 2-3 раза в день в течении 6-8 недель. Такая психотерапия обычно проводится амбулаторно, но под наблюдением психотерапевта. Чтобы не отвлекать своего внимания на счет при двадцатикратном повторении формулы, Э. Куэ рекомендовал использовать шнур с двадцатью узелками, которые перебираются, как четки.

 

Прогрессивная мышечная релаксация (метод Е.Джекобсона)

Метод предложен чикагским врачом Е.Джекобсоном в 1922 году.  

Е.Джекобсон исходил из общественного факта, что эмоциональное напряжение сопровождается напряжением поперечно - полосатых мышц, а ускорение - их релаксацией. Естественно было предположить, что расслабление мускулатуры влечет за собой снижение нервно - мышечного напряжения.

Занимаясь регистрацией объективных признаков эмоций, Е.Джекобсон подметил, что различному типу эмоционального реагирования соответствует напряжение определенной группы мышц. Так, например, депрессивное состояние сопровождается напряжением дыхательной мускулатуры; страх - спазмом мышц артикуляции и фонации. По мнению Е.Джекобсона, снимая посредством произвольного самовнушения напряженность в той или иной группе мышц, можно избирательно влиять на отрицательные эмоции.

Прогрессивная мышечная релаксация начинается с беседы, в процессе которой психотерапевт объясняет больному механизмы лечебного расслабления поперечно - полосатых мышц в покое. Условно выделяют три этапа освоения техники прогрессивной мышечной релаксации:



 

Первый этап. Пациент ложится на спину, сгибает руки в локтевых суставах и резко напрягает мышцы рук, вызывая тем самым ясное ощущение мышечного напряжения. Затем руки расслабляются и свободно падают. Так повторяется несколько раз. При этом нужно зафиксировать внимание на ощущении мышечного напряжения и расслабления.

Следующее упражнение - сокращение и расслабление бицепсов. Сокращение и напряжение мышц должно быть сначала максимально сильным, а затем все более слабым (и наоборот). При этом упражнении необходимо зафиксировать внимание на ощущении самого слабого напряжения мышц и полного их расслабления.

После этого пациент упражняется в умении напрягать и расслаблять мышцы сгибателей и разгибателей туловища, шеи, плечевого пояса, наконец, мышц лица, глаз, языка, гортани, участвующих в мимике и акте речи.

 

Второй этап. (дифференциальная релаксация). Клиент в положении сидя учится напрягать и расслаблять мускулатуру, не участвующую в поддержании тела в вертикальном положении; далее - расслаблять при письме, чтении, речи мышцы, не участвующие в этих актах.

 

Третий этап. Клиенту предлагается путем самонаблюдения установить, какие группы мышц у него более всего напрягаются при различных отрицательных эмоциях (страхе, тревоге, волнении, смущении) или болезненных состояниях (при болях в области сердца, повышении артериального давления). Затем посредством релаксации локальных мышечных групп можно научиться предупреждать или купировать отрицательные эмоции или болезненные проявления.



Отработка прогрессивной мышечной релаксации проводится больными обычно в группе из 8-12 человек под руководством врача или опытного инструктора. Групповые занятия проходят 2-3 раза в неделю. Кроме того, сеансы самообучения больные проводят самостоятельно 1-2 раза в день. Каждый сеанс продолжается от 30 минут до 60 минут. Весь курс обучения занимает от трех до шести месяцев.

 

Вопросы для повторения:

1. Каковы фазы гипнотического состояния?

2.  История развития учения о гипнозе?

3. Что такое гипноз? Какова его нейрофизиологическая природа?

4. Показания и противопоказания к применению гипноза?

5. Какие техники гипноза Вы знаете?

6. Что такое «дегипнотизация»?

7. Что входит в понятие «аутогенная тренировка»?

8. Какие приемы аутогенной тренировки Вы знаете?

9. Какие Вы знаете пробы на внушаемость?

10. Какие приемы внушения Вы знаете?

11. На чем основано самовнушение?

12. Какие техники проведения самовнушения и релаксации Вам известны?

 

Литература

1. Бурлачук Л.Ф., А.С. Кочарян Психотерапия [текст]/Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян. - С-Пб. – Питер. – 2003.

2. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учебник для студентов мед. вузов [текст]/Б.Д. Карвасарский  . - С-Пб. – Питер. - 1999.

3. Кроль Л. Между живой водой и мертвой/ практика интегративной гипнотерапии [текст]/Л. Кроль. - М. – Класс. - 1998.

4. Лобзин В.С.Аутогенная тренировка [текст]/В.С.Лобзин, М.М.Решетников . – Л. – Медицина. - 1986.

5. Мышляев С. Гипноз [текст]/С. Мышляев. - Нижний Новгород,. – Нижполиграф. - 1993.

6. Психотерапевтическая энциклопедия [текст]/Под ред. Б.Д. Карвасарского. - С-Пб. – Питер. - 1998.

 

 

 20. Трансперсональная психотерапия

Трансперсональная психотерапия – психотерапевтический подход [2, 5], возникший на основе эмпирического опыта нетрадиционных и эзотерических учений, акцентирующих внимание на так называемых феноменах измененного состояния сознания, а также теоретических представлений, традиционных для западноевропейской психотерапии психоаналитической ориентации. Термины «трансперсональная психология» и «трансперсональная психотерапия» были предложены в 60-х годах Гроффом (Grof S.), считавшим, что структура бессознательного в психоаналитическом понимании не исчерпывается только биографическим уровнем (определяемым событиями жизни человека), который использовал Фрейд, а включает в себя и перинатальный уровень (историю развития человека), а также собственно трансперсональный уровень, внеиндивидуальное содержание которого определяется всей человеческой культурой и историей и даже процессами и закономерностями неживой природы. Метод начал разрабатываться С.Гроффом с 1955 г. В дальнейшем, когда  автор в качестве средства для достижения измененного сознания стал применять голотропное дыхание, метод получил свое дальнейшее распространение. Трансперсональная психотерапия основывается на представлении о возможности использования глубинного потенциала трансперсонального уровня психики для личностного роста и оздоровления за счет реализации неудовлетворенных и нереализованных «запретных» желаний человека, преодоления негативных последствий перинатального периода жизни, психотравмирующих событий, освобождение глубинных потенциалов.

Перинатальные явления происходят в четырех различных эмпирических паттернах, которые С. Грофф называл «базовыми перинатальными матрицами». Каждая из них тесно связана с периодами биологического рождения:

1. Первая базовая перинатальная матрица (БМП – 1) связана с пребыванием ребенка в матке. Она может быть связана как с переживанием блаженства и безопасности (в здоровой матке при нормальном течении беременности), так и с ощущением угрозы и дискомфорта (при неблагоприятных обстоятельствах).

2. Вторая (БПМ – 2) – связана с началом сокращения матки. В случаях неблагоприятного течения этого периода может возникать ощущение безысходности и запертости во враждебном пространстве.

3. Третья (БПМ – 3) - прохождение ребенка по родовому каналу, «борба смерти и возрождения». Ощущается сжатие, боль внизу живота, удушье, одновременно восторг и агрессия.

4. Четвертая (БПМ – 4) - момент рождения. Переживается ощущение победы, выхода из опасной ситуации.

В процессе прохождения трансперсональной терапии клиент сталкивается с многообразными переживаниями и архетипическими образами, которые подлежат дальнейшему анализу.

Организация сеанса: Рекомендовано проводить занятия в отдельном помещении с мягким покрытием на полу и расстеленными матами. Рядом с клиентами не должно находиться никакой мебели, которая могла бы служить помехой или травмировать. При отборе клиентов важно учитывать такие противопоказания, как наличие судорожных состояний в анамнезе, беременность, состояния соматического неблагополучия, недавно перенесенные операции, психотические состояния и др. Не допускается принятия алкоголя во время прохождения курса занятий, нежелательно переедание. Рядом с каждым клиентом находится ситтер, который, наряду с терапевтом, контролирует состояние клиента. В помещении должно находиться все для оказания неотложной помощи.

Практически все варианты трансперсональной психотерапии включают 3 основных этапа:

1. Обсуждение с пациентом трансперсональных феноменов и их значимости в жизни конкретного человека с целью обесценивания его проблем, снижения остроты актуальных переживаний, достижения другого способа понимания ситуации путем переключения фокуса внимания клиента на высшие, духовные категории;

2. Использование различных технических приемов, обеспечивающих возникновение измененных состояний сознания, с целью возникновения специфических, по мнению Гроффа, «трансперсональных феноменов». Измененные состояния сознания в практике могут быть достигнуты с помощью специальных дыхательных техник (голотропное дыхание), различных приемов медитации. Этот этап является основным, поскольку именно он создает условия для переживания трансперсонального опыта и реализации оздоровительного потенциала трансперсональных феноменов;

3. Осознание проблем на основе трансперсонального опыта, полученного на первых двух этапах трансперсональной психотерапии, и выбор новых поведенческих паттернов. Этот этап психотерапии реализуется в процессе общения с психотерапевтом и психологом, реже – во взаимодействии группы клиентов, одновременно проходящих трансперсональную психотерапию. Понятию «осознания» проблем в трансперсональной психотерапии эквивалентен термин «открытие» пациенту сути и смысла его предназначения, обсуждение имеющихся проблем на «более высоком» уровне, чем обычная аналитическая интерпретация.

 

В России опыт использования трансперсональной психотерапии невелик и основывается преимущественно на примении голотропной психотерапии с конца 80-х годов [2, 5]. Использование метода может быть эффективным в комплексном лечении неврозов, алкоголизма, наркомании.

 

Вопросы для повторения:

  1. Что такое «трансперсональные феномены»?
  2. Что входит в структуру бессознательного согласно представлениям С. Гроффа?
  3. Каким образом добиваются достижения измененного состояния сознания?
  4. Что такое « БПМ»?
  5. Каковы основные этапы трансперсональной психотерапии?

 

Литература

1.  Бурлачук Л.Ф., А.С. Кочарян Психотерапия [текст]/Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян. - С-Пб. – Питер. - 2003.

2. Грофф С. Холотропное сознание [текст]/С. Грофф. - Издательство трансперсонального института М. - 1996.

3. Грофф С. Области человеческого бессознательного [текст]/С. Грофф. - М. - 1995.

4. Грофф С. Космическая игра [текст]/С. Грофф. - М. - 1996.

5. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учебник для студентов мед. вузов [текст]/Б.Д. Карвасарский . - С-Пб. – Питер. - 1999.

6. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии [текст] / В.В. Макаров. - М. - Академ. Проект. - 1999.

7. Психотерапевтическая энциклопедия [текст]/Под ред. Б.Д. Карвасарского. - С-Пб. – Питер. - 1998.

 

 21. Символдрама

 

Символдрама (известная также как Кататимное переживание образов (КПО), метод «сновидений наяву» и Кататимно-имагинативная психотерапия) – это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафоры можно охарактеризовать Кататимно-имагинативную психотерапию как «психоанализ при помощи образов». Из известных на сегодняшний день примерно пятнадцати направлений психотерапии, использующих образы, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу.







Сейчас читают про: