Практически любая организация может достичь самых высоких целей, любых прибылей при наличии одного условия – если у нее есть специалисты способные решать поставленные задачи. В последнее время кадровая служба по сравнению с другими подразделениями приобретает первостепенное значение в работе организаций, поскольку от ошибок при подборе кадров во многом зависит судьба самой организации. Подбирая специалистов, мы соответственно выбираем и уровень экономического развития организации (труд специалистов высокой квалификации стоит дороже, чем труд работников средней квалификации).
Все кадровые службы организаций можно разделить с определенной долей условности на три группы:
· перешедшие на новые технологии управления;
· перешедшие на новые технологии управления частично;
· работающие по старым технологиям управления.
Выделяют несколько функциональных блоков, определяющих структуризацию службы управления персоналом:
· определение потребности в персонале;
|
|
· обеспечение организации персоналом;
· развитие персонала;
· использование персонала;
· мотивация результатов труда и поведение персонала;
· правовое и информационное обеспечение процесса управления персоналом.
Количественный состав службы управления персоналом определяется:
· организационно-штатной структурой;
· уставом предприятия; конкретными условиями и характерными особенностями предприятия, связанными со сферой его деятельности;
· масштабами и разновидностями отдельных производств;
· наличием филиалов;
· социальной характеристикой предприятия;
· сложностью и трудоемкостью решаемых задач;
· квалификацией работников.
Зарубежный и отечественный опыт показывает, что численность сотрудников службы управления персоналом обычно составляет 1-1,2% от штатной численности персонала организации. В разных странах сложилось следующее соотношение:
· в США на 100 работающих в организации приходится 1 работник кадровой службы;
· в Германии на каждых 130-150 работающих – 1 работник;
· во Франции на каждых 130 работающих – 1 работник;
· в Японии на каждых 100 работающих – 2,7 работника.
Опыт показывает, что в настоящее время в состав службы управления персоналом многих отечественных организаций входят следующие подразделения.
1. Отдел кадров. Цель отдела кадров – сохранение квалифицированных работников в условиях нестабильного производства и наем новых работников. Функции отдела кадров:
· обеспечивать кадрами организацию (наем, расстановка, увольнение);
· вести кадровое делопроизводство;
· анализировать текучесть кадров и дисциплину труда;
|
|
· учитывать движение персонала;
· разрабатывать кадровые документы.
2. Отдел обучения. Цель отдела обучения – обучение руководителей, специалистов, рабочих. Функции отдела обучения:
· организовывать обучение руководителей, специалистов, рабочих основам рыночной экономики по отдельным программам;
· организовывать проведение обучения и аттестации руководителей, специалистов, рабочих по правилам техники безопасности и охраны труда;
· организовывать повышение квалификации, переподготовку руководителей специалистов через обучение в высших и средних учебных заведениях;
· организовывать подготовку преподавателей из числа руководителей и специалистов организации;
· осуществлять учебно- методическое руководство производственно экономическим обучением своих рабочих через подготовку и переподготовку;
· изучать и обобщать опыт лучших работников;
· организовывать производственную практику студентов и учащихся.
3. Отдел труда и заработной платы. Цель отдела труда и заработной платы – объективная оценка результатов деятельности каждого работника для поддержания эффективной мотивации его труда. Функции отдела труда и заработной платы:
· разрабатывать штатные расписания и изменения к нему на основе утвержденной организационной структуры, согласовывать штатные расписания структурных подразделений;
· систематически отслеживать численность по структурным подразделениям;
· внедрять современные системы оплаты труда, ориентированные на конечный результат; разрабатывать и совершенствовать системы оценки труда персонала; формировать и внедрять системы премирования;
· внедрять контрактную форму найма персонала;
· формировать коллективный договор и организовывать конроль за ходом его выполнения;
· осуществлять контроль за соблюдением Трудового кодекса РФ в части нормирования и оплаты труда, правил внутреннего распорядка;
· организовывать работу по аттестации рабочих мест;
· разрабатывать графики работы организации и согласовывать графики работы структурных подразделений;
· анализировать технико-экономические показатели структурных подразделений по труду.
4. Отдел социального развития. Цель отдела социального развития – осуществление прав и гарантий социальной защиты для каждого работника. Функции отдела социального развития:
· разрабатывать формы социальной защиты работающих;
· планировать и использовать средства социального страхования;
· организовывать фонды материальной помощи;
· оформлять пенсионные дела и проводить работу с ветеранами труда;
· осуществлять медицинское и другие виды страхования работающих;
· организовывать выплаты ссуд, всех видов пособий и обеспечение санаторно-курортными путевками;
· организовывать общественные мероприятия для работников и ветеранов организации.
5. Отдел охраны труда и техники безопасности. Цель отдела охранытруда и техники безопасности – обеспечение безопасности и здоровых условий труда на каждом рабочем месте. Функции отдела охраны труда итехники безопасности:
· организовывать и координировать работу по охране труда в организации;
· конролировать соблюдение законодательных и иных нормативно-правовых актов по охране труда работников;
· совершенствовать работу по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и улучшению условий труда;
· консультировать работодателей и работников по вопросам охраны труда;
· согласовывать разрабатываемую на предприятии проектную документацию в части соблюдения в ней требований по охране труда;
· анализировать и обобщать предложения по расходованию средств фонда охраны труда.
6. Социологическая лаборатория. Цель социологической лаборатории – формирование корпоративной культуры и здорового морально-психологического климата в каждом структурном подразделении. Функции социологической лаборатории:
|
|
· изучать социологические и психологические проблемы организации труда, быта и отдыха работников, разрабатывать пути и методы их разрешения;
· повышать стабильность трудового коллектива, его активность и инициативу;
· повышать эффективность системы социального упрвления;
· пропогандировать социологические и психологические знания;
· разрабатывать системы комфортных взаимоотношений в организации, основы корпоративной культуры, мероприятия попоывшению удовлетворенности трудом.