Управление персоналом – целенаправленная деятельность руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления.
Управление персоналом охватывает широкий спектр функций:
· наем, отбор и прием персонала;
· деловая оценка персонала при приеме, аттестации и подборе;
· профориентация и трудовая адаптация;
· мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала и его использования;
· организация труда и соблюдение этики деловых отношений;
· управление конфликтами и стрессами;
· обеспечение безопасности персонала;
· управление нововведениями в кадровой работе;
· подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров;
· управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением;
· управление поведением персонала в организации;
· управление социальным развитием;
· высвобождение персонала.
Управление персоналом организации предусматривает информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом.
Исходя из такого определения сущности управления персоналом и условий, в которых осуществляется этот процесс, формируется концепция управления персоналом в каждой конкретной организации.
Концепция управления персоналом организации – это система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов, стратегии и политики управления персоналом, а также организационно-практических подходов по формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организации.
Разработка концепции управления персоналом организации предполагает:
1. Разработку методологии управления персоналом.
2. Формирование системы управления персоналом.
3. Разработку технологии управления персоналом.
Методология управления персоналом заключается в рассмотрении сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом.
Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформулировать главную цель управления персоналом: обеспечение организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие.
Основными задачами по управлению персоналом являются:
· социально-психологическая диагностика персонала;
· анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений;
· управление производственными и социальными конфликтами и стрессами;
· управление занятостью;
· информационное обеспечение системы кадрового планирования;
· оценка и подбор кандидатов на вакантные должности;
· анализ кадрового потенциала и потребности в персонале;
· маркетинг персонала;
· планирование и контроль деловой карьеры;
· профессиональная и социально-психологическая адаптация работников;
· управление трудовой мотивацией;
· правовые вопросы трудовых отношений;
· психофизиология, эргономика и эстетика труда.
Принципы управления персоналом – правила, основные теоретические положения и нормы, которыми должны руководствоваться руководители и специалисты в процессе управления персоналом.
Основные принципы управления персоналом с позиций современной концепции следующие:
· научность – использование достижений научных дисциплин, имеющих предметами изучения: человека, социальные общности, предприятия, труд;
· системность в восприятии объектов исследования и управления и факторов, влияющих на их поведение;
· гуманизм, основывающийся на индивидуальном подходе, восприятии персонала как главного потенциала, а каждого работника – уникальную личность с большим потенциалом;
· профессионализм, предполагающий наличие у работников служб управления персоналом адекватного образования, позволяющего эффективно управлять персоналом конкретной организации;
· менеджмент для всех. Управление должно осуществляться на трех уровнях;
· эффективность, как критерий успеха организации, заключающихся в достижении целей с оптимальным использованием ресурсов и максимизации прибыли;
· качество как критерий эффективности. Необходимо работать с пятью взаимосвязанными подсистемами качества: личное качество, качество команды, качество продукта, качество сервиса, качество организации.