double arrow

Предисловие к английскому изданию

Читателям, не знакомым с успехами, достигнутыми в последнее время в области оккультных наук благодаря серьёзным исследованиям Теософского Общества, значение фактов, изложенных на этих страницах, может остаться непонятным без некоторых предварительных разъяснений.

Исторические изыскания западных цивилизаций по большей части основывались до настоящего времени на письменных документах. Когда они оказывались недостаточными, то прибегали к каменным памятникам; и достоверные, хотя и немые доказательства древности человеческой расы, нам доставляли ископаемые. Но современная культура забыла или пренебрегла этой возможностью изучения прошлого не только по исполненным ошибок свидетельствам древних писателей; и, кроме того, мир в общем ещё так мало пробуждён к познанию всех возможностей человеческого могущества, что действительное или даже предполагаемое существование психических сил, которыми некоторые из нас уже постоянно и сознательно пользуются, ещё отрицаются и осмеиваются большинством.

С точки зрения тех, кому ясен план эволюции в его целом, создавшееся положение печально-комично, потому что таким образом человечество само и добровольно отдаляется от познаний, необходимых для его же дальнейшего прогресса. Пока ум человека отказывается от всякой помощи своего высшего духовного сознания, наивысшая ступень духовного развития, которой он способен достичь, будет только подготовительной ступенью в сравнении с тем, чем она станет, когда его способности — до известной степени развития — позволят ему сознательно войти в сношение со сверхфизическими существами Природы. Для того, кто имел бы терпение изучить опубликованные результаты психических исследований за последние 50 лет, реальность ясновидения, как иногда случающегося факта, устанавливается непреложным образом. Не будем говорить об оккультистах, т. е. о тех, кто, изучая высшие планы природы, могут получить сами по себе понятия более высокие, чем те, что содержатся в каких-либо книгах, Недоверие в возможность ясновидения тех, кто, не будучи оккультистами, согласны принимать только доказанные факты, подобно вошедшему в пословицу недоверию африканца относительно образования льда.

Исследованные факты ясновидения, собранные теми, кто изучал это явление в связи с месмеризмом, подтверждают гипотезу, что человеческой природе свойственна особенная способность, которая даёт возможность познавать факты через пространство и время и без помощи физических чувств.

Потому, как говорит об этом Теософское учение, изучающие загадки ясновидения могут понять, что конечные результаты, выявляемые этой способностью, настолько же превосходят те несложные явления, которыми занимаются обыкновенные исследователи, насколько результаты высшей математики превосходят первоначальное познание чисел. Существуют в действительности различные виды ясновидения и каждый из них может быть легко объясним, если понять способ, которым человеческое сознание способно действовать на различных планах Природы. Возможность читать закрытую книгу, видеть предметы с завязанными глазами или различать их на расстоянии представляет способность совершенно отличную от той, которой пользуются прозревая события прошлого, и надо принять во внимание эту последнюю для того, чтобы понять действительный характер статьи об Атлантиде.

Если я упоминаю о других видах ясновидения, то это только для того, чтобы на предлагаемое объяснение не смотрели как на полный очерк обо всём его многообразии.

Чтобы лучше понять такое явление, как прозрение в прошлое, мы должны разобрать сначала, что такое память. Теория, которая хочет объяснить последнее явление, представляя себе некую систему физических молекул мозга, что рождаются в каждый момент нашей жизни, не может быть принята теми, кто способен стать выше уровня материалистического, мировоззрения атеиста и ограниченного человека. Кто же признаёт как разумную гипотезу ту мысль, что человек есть нечто большее, чем одушевлённый скелет, должен признать и то, что память относится к сверхфизическому началу человека. То есть, что память есть функция, принадлежащая плану, отличному от плана физического. Ведь очевидно, что образы воспроизводятся в памяти на плане нефизической природы. Эти образы доступны мыслящему воплощённому существу в обыкновенных случаях в силу напряжения, которое для него бессознательно — как бессознателен для него и мозговой процесс, заставляющий действовать мускулы его сердца.

События, в которых он участвовал в прошлом, запечатлены Природой на нетленной странице сверхфизического вещества; когда это надо, то известным соответствующим внутренним усилием их можно вызвать в памяти через посредство одного из внутренних чувств, которое отражает своё восприятие в физическом мозгу. Не все способны одинаково хорошо делать это усилие, а потому наши воспоминания бывают иногда неясны и спутаны; но в ряду месмерических опытов мгновенное возбуждение памяти — это уже признанный факт. Условия, при которых оно происходит, ясно доказывают, что записи Природы доступны всем, кто только сумеет их открыть или у кого способность производить нужное усилие уже несколько развита.

Это усилие может быть сделано и без ясного осознания того способа, который мы употребили для этого. И это позволяет нам думать, что записи Природы не являют очевидно отдельных групп, составляющих собственность кого-нибудь одного, но что они представляют мировую память самой Природы как таковой, откуда различные лица могут черпать сведения, каждый согласно своим способностям. Эта мысль не вытекает непременно из первой, как логическое её следствие, но оккультисты знают, что то, что я утверждаю, есть факт. Моя же цель теперь показать читателю-неоккультисту, каким образом действительный оккультист достигает этого результата; но, конечно, я не думаю в этом кратком объяснении перечислить все степени ментальной эволюции. Те, кто ищут более полного объяснения к некоторым чудесным проявлениям, касающимся различных областей, а также и практического указания на их теорию, должны обратится к Теософской литературе в целом. Эта теория уже представлена миру в ходе всего Теософского движения для блага тех, кто в состоянии её понять.

Записи Природы являют в действительности чудесное единство; точно такое же духовное единство, в другой области, представляет из себя человечество; так что, стремясь к этому чудесному единству или единению, достигаемому без утраты индивидуальности, мы поднимаемся к высшим планам Природы; однако для обыкновенного большинства человечества, которое проходит лишь первый этап эволюции, духовные внутренние способности, подавленные теми, кои имеют своим орудием физический мозг, ещё слишком несовершенно раскрыты, чтобы быть в состоянии отразить в себе другие отпечатки, кроме тех, которые находились в естественной связи с ним в самый момент их зарождения; поэтому внутреннее усилие — то бессознательное, которое они могли произвести, — не может вызвать никакого иного воспоминания.

Обыкновенная жизнь являет нам лишь случайные примеры некоторых более действенных усилий. Один из таких примеров — это «передача мысли на расстоянии». В этом случае: «…впечатления, отраженные в уме какого-нибудь лица — т. е. образы из записи Природы, с которыми оно находилось в естественной связи — воспринимаются кем-нибудь другим, оказавшимся способным, хотя и бессознательно, воспринимать — при известных условиях — записи Природы в несколько высшей области чем та, с которой он сам находился в естественной связи». У таких лиц, значит, начало развиваться — хотя и слабо — астральное ясновидение. Этот термин очень подходящий для того, чтобы указать на тот именно род ясновидения, о котором я здесь говорю — на то ясновидение, чудесные раскрытия которого позволили выполнить исследования, лёгшие в основу этой работы по описанию Атлантиды.

Конечно, нет границ всем возможностям ясновидения в деле исследований, относящихся к прошлому нашей Земли, рассматриваем ли мы события, постигшие человеческую расу в доисторические времена, или развитие самой этой планеты в процессе геологических периодов ранее появления человека; приступаем ли к рассмотрению более поздних событий, принятое описание которых вообще искажено по недобросовестности или ограниченности историков. Записи же Природы строго точны и отмечают малейшие подробности.

Настанет время — это также верно, как чередование равноденствий — когда литературный метод устареет и будет отвергнут каждым подлинным творчеством. Не много между нами тех, которые способны пользоваться в совершенстве астральным ясновидением, но и те однако не призваны ещё к исполнению более высоких обязанностей, связанных с ходом человеческой эволюции, о которой громадное большинство так же мало думает, как индусский крестьянин думает о том, что происходит в наших государственных советах. Более многочисленны — хотя их всё же меньшинство сравнительно с численностью всего образованного человечества — те лица, которые сознают на что вообще способны первые, сознают поэтому и то, благодаря каким усилиям, какому горячему энтузиазму встать выше себя они приближаются к живущему в их душе идеалу, одним из частностей которого является ясновидение. Однако, некоторые из нас — и не без основания — полагают, что в недалёком будущем число лиц, способных пользоваться астральным ясновидением увеличится в достаточной мере для того, чтобы вместе с тем увеличить и круг людей, признающих уже существование этих способностей; так что, наконец, через несколько поколений, этот круг заключит в себе всю интеллигентную и образованную часть культурного человечества.

Но в настоящее время предлагаемая работа является примером этого нового метода исторического исследования. Очень странным кажется для всех тех, кто принимал участие в ней, что на эту книгу будут смотреть, как на продукт фантазии, особенно читатели материалисты, неспособные принять вышесказанного правдивого объяснения того метода работы, который лёг в основу этого труда. Читателям же, обладающим большей интуицией, будет полезно сказать несколько слов для устранения предположения, что эти исторические исследования, облегчённые астральным ясновидением, представляют процесс сравнительно простой, хотя и касающийся исторических периодов, отдалённых от нас на сотни тысяч лет.

Все изложенные в этой книге факты собирались постепенно, при большом и неустанном внимании во время проведения самого исследования; и этим исследованием занималось не одно, а несколько известных лиц, и притом в продолжении нескольких лет. Чтобы облегчить их начинание, этим лицам дана была возможность ознакомиться с некоторыми географическими картами и другими документами, с незапамятных времён сохранявшимся в надёжных местах вдали от тех неугомонных народов, которые занимаются вопросами культуры лишь в краткие моменты перерыва между войнами и периодами фанатизма, когда — например, в средние века — на науку долго смотрели как на занятие святотатственное.

Должно признать, что эта работа, как она ни многотрудна, щедро вознаграждена сама по себе. Это признают все, кто только способен понять всю ценность и необходимость верного ознакомления с периодом, называемым атлантическим, для того, чтобы верно понимать мир, каким мы видим его в настоящее время. Без этого все этнологические сведения остаются необоснованными и шаткими.

Ход эволюции каждой расы является хаотичным и неопределённым без того ключа, который даётся нам благодаря ознакомлению с характером атлантической культуры, а также и с очертанием земли в ту эпоху. Геологи знают что поверхности земли и океана неоднократно перемещались, и они знают также по ископаемым, найденным в различных земляных пластах, что эти поверхности были обитаемы. Между тем, по недостатку точных сведений о датах, когда происходили такие перемещения, геологи игнорируют эту теорию в своём практическом умозрении, и — за исключением нескольких гипотез, высказанных некоторыми естествоиспытателями относительно Южного полушария — они всегда пытаются объяснить переселение рас тем очертанием земли, которое существует в наши дни.

И вот, таким образом, на весь этот вопрос легло неверное освещение; а этнологическая схема так неясна и туманна, что не позволяет внести изменения в неправильные идеи относительно начала человечества, — идеи, которые всегда господствовали в религиозных воззрениях и задерживали духовный прогресс эпохи. Упадок и окончательное исчезновение Атлантической цивилизации так же поучительны, как и дни её возвышения и славы; но моё краткое предисловие, в котором я старался дать лишь общее представление об этой книге, — закончено и, если я в нём не сумел показать читателям, к которым обращался, всё значение этой книги, то едва ли я достигну этого и дополнительными разъяснениями.

А.П. Синнетт

 

ВВЕДЕНИЕ

Можно получить общее понятие о занимающем нас вопросе, рассмотрев совокупно все имеющиеся у нас исследования о различных нациях, составляющих одну нашу великую пятую или арийскую расу. Со времён Греции и Рима написаны целые тома о каждом народе, появляющемся в свою очередь на историческом горизонте. Политические установления, религиозные верования, социальные и семейные нравы и обычаи — всё было рассмотрено и разобрано; и бесчисленное множество книг, написанных на многих языках, нам являют весь вид эволюции. Но мы должны помнить, что по истории нашей пятой расы мы обладаем очень отрывочными сведениями — только летописями, относящимися к кельтской подрасе и к первым родам тевтонской ветки, к которым мы принадлежим. А ведь с того времени, как первые арийцы покинули своё отечество, т. е. берега центрального моря Азии, и до эпохи греков и римлян протекли сотни тысяч лет, и они должны заключать историю созиданий и падений бесчисленного множества цивилизаций. В действительности же мы не знаем ничего о первой подрасе нашей арийской расы, которая жила в Индии и имела колонии в Египте в доисторические времена; в таком же положении мы находимся и по отношению к халдеям, вавилонянам и ассирийцам, которые составляли вторую подрасу, так как отрывочные сведения, которые мы смогли получить недавно из толкования иероглифов над могилами египтян и надписей на клинописных вавилонских плитках, едва ли могут составить и одну главу истории. Персы, которые принадлежат к третьей подрасе или иранской расе, правда, оставили по себе некоторые следы; но мы не имеем ни одного достоверного свидетельства, которое относилось бы к кельтской расе или четвёртой подрасе. Только с появлением последнего отпрыска этого кельтского дерева, т. е. с появлением греков и римлян, мы подходим к историческим временам.

Как в прошлом имеется период туманный, так он имеется и в будущем. Потому что из семи подрас, составляющих всегда полное развитие одной целой расы, теперь пока ещё существуют только пять. Наша тевтонская раса, или пятая подраса, уже прошла через эволюцию многих народов, но она не закончила ещё своего движения; шестая и седьмая расы, долженствующие появиться на континентах Северной и Южной Америки, составят ещё свою историю, которая продолжится на тысячи лет.

Понятно, что на нескольких страницах трудно представить всю идею хода цивилизации в течение такого длинного периода, и этот набросок неизбежно должен быть очень поверхностным и несовершенным.

Эволюция цивилизации в период 4-ой или атлантической расы должна содержать историю многих народов и обозреть созидание и падение многих цивилизаций. Надо принять во внимание и то, что в период эволюции четвёртой расы происходили неоднократно сильные катастрофы, которых мы не видали в период нашей пятой расы. Гибель Атлантиды сопровождалась целым рядом самых разнообразных катастроф, и таких, вследствие которых исчезали целые города и народы, и менее сильных, похожих на происходящие в наши дни. После первой великой катастрофы, сильно потрясшей континент, остальные, следовавшие без перерыва, разрушали его постоянно и постепенно. Среди этих катастроф надо отметить четыре наиболее значительных. Первая — произошла в миоценовую эпоху, почти 800 тысяч лет тому назад. Вторая — около 200 тысяч лет — была менее значительна. Третья, которая последовала около 80 тысяч лет тому назад, была ужасна: она разрушила всё, что тогда оставалось от Атлантиды, за исключением острова, который Платон назвал островом Посейдонис; а последний исчез под водою во время четвёртой великой последней катастрофы в 9564 году до Р.Х.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: