ГЛАВА 1. Свидетельства, доказывающие существование Атлантиды

Свидетельства древних писателей, а также и научные современные исследования говорят о существовании древнего материка, занимавшего место исчезнувшей Атлантиды.

Прежде чем приступить к самому этому вопросу, кинем беглый взгляд на общеизвестные источники, дающие нам тому подтверждающие свидетельства. Эти источники могут быть распределены на пять следующих групп:

1) свидетельства, получаемые нами по исследованию морских глубин;

2) распределение фауны и флоры;

3) этнологическое сходство языков и типов;

4) сходство религиозных верований, обрядов и архитектуры;

5) свидетельства древних авторов, первобытные предания и старинные легенды относительно потопа.

Свидетельства первой группы могут быть изложены в кратких словах. Благодаря экспедициям, особенно английских и американских канонерок, «Challenger» и «Dolphin» (хотя и Германия участвовала в этой научной разведке), явилась возможность начертать карту русла Атлантического океана. Удостоверено, благодаря этому, что среди океана проходит горная цепь громадной высоты. Эта цепь тянется по направлению к юго-западу почти от 50° севера до южных берегов Америки, а затем идёт к юго-востоку к берегам Африки, изменяя снова недалеко от острова Вознесения своё направление к югу до Тристан д'Акунья. Почти внезапно она поднимается со дна океана на высоту 9000 футов; и острова Азорские, св. Павла, Вознесения и Тристан д’Акунья — это вершины этой цепи, которые находятся ещё над поверхностью воды. Наибольшая глубина Атлантики достигает 3500 саженей, т. е. 21000 футов, но самые возвышенные места цепи находятся лишь на сотню или несколько сотен саженей в глубину ниже уровня воды. Эти исследования доказали ещё и то, что эта огромная цепь покрыта вулканическими остатками, следы которых мы находим по всему океану вплоть до берегов Америки.

Работами вышеназванной экспедиции окончательно установлено, что почва, образующая в настоящее время русло океана, была местом сильных вулканических извержений в продолжении одного геологического периода, который может быть легко определён.

М. Старк Гарднер думает, что в эоценовый период все Британские острова составляли часть одного большого острова, или вернее материка среди океана, и он полагает, что тогда «существовала большая континентальная страна там, где ныне находится море», и что «Корнваллис, острова Сицилийские и Нормандские, Ирландия и Бретань — всё это остатки его самых возвышенных вершин».

Срединно-Атлантический хребет. Возник в месте раздела Европы, Африки и Америки.

 

Свидетельства второй группы о существовании и даже тождественных фауны и флоры на континентах, разделённых большими океанами, было всегда загадкой как для биологов, так и для ботаников. Но если когда-то существовала связь между этими континентами, — связь, которая дозволила естественный переход некоторым животным и некоторым растениям, — то загадка разрешена. Например, находят ископаемые останки верблюдов в Индии, в Африке, в Южной Америке и в Канзасе; по гипотезе, в общем принятой естествоиспытателями, каждый род животных, каждое растение появлялись в известной части земного шара, откуда они затем распространились постепенно и в других странах. Но как же объяснить существование этих ископаемых останков, если не признать за факт возможность сообщения между континентами в какую-то отдалённую эпоху. Недавние открытия в ископаемых пластах Небраски как будто подтверждают происхождение лошади из западного полушария. Так, это единственная часть света, где были открыты ископаемые останки, указывающие на различные переходные формы, которые рассматривались как представители предков лошади наших времён. Но тогда трудно было бы объяснить существование лошади в Европе, если не признать гипотезы о существовании несомненного сообщения между двумя континентами; тем более, что лошадь в диком состоянии конечно существовала в Европе и Азии ранее её приручения человеком, которое произошло приблизительно в каменную эпоху. Рогатый скот и овцы, такие, какими мы их знаем в настоящее время, имеют также очень отдалённых предков. Дарвин указывает на существование домашнего скота в Европе в первые эпохи каменного века, но происхождение его надо вести от американского дикого буйвола более отдалённых времён. Останки льва, находимые в пещерах Европы, находят также и в Северной Америке.

Что касается растительного царства, то надо признать, что в Европе большая часть флоры миоценового периода, находимая в особенности в ископаемых пластах Швейцарии, существует в настоящее время в Америке и отчасти в Африке. Относительно Америки надо отметить ещё особенность: в то время, как большую часть различных пород находят в восточных Штатах, многих из них нет на берегах Тихого океана. Этот факт как будто указывает на возможность их проникновения на континент со стороны Атлантики. Профессор Аза Грей утверждает, что из 66 пород и 155 видов, найденных в восточных лесах Скалистых гор, только 31 род и 78 видов находятся на западных склонах.

Вопрос о банановом дереве является трудноразрешимой загадкой. Профессор Кунтце, великий германский ботаник, спрашивает: «каким образом это растение, родом из тропических стран Азии и Африки, и потому не могшее как будто бы перенести путешествие по умеренному поясу, могло быть перенесено в Америку»? Растение это, как он указывает, лишено семян, не разводится черенками и не обладает луковицами, что было бы легко перевезти. Корень его древовидный. Для его перевозки необходимы специальные приспособления, к тому же оно вообще не переносит продолжительного пути. Единственно, чем он может объяснить себе появление его в Америке — это предположить, что растение было перенесено туда человеком в ту эпоху, когда полярные страны обладали тропическим климатом! Он, прибавляет: «культивируемое растение, не имеющее семян, должно было подвергнуться очень продолжительной культуре… это заставляет предполагать, что оно уже культивировано с начала дилювиального периода…» Спрашивается, не позволяет ли нам это перенестись в ещё более отдалённую эпоху? И зачем тогда говорить о цивилизации, необходимой для возделывания растения, или о более мягком климате, нужном для перевозки, если не существовала бы в какую-нибудь эпоху возможность сообщения между Старым и Новым Светом?

Профессор Уоллес (Alfred Russel Wallace), в своём прекрасном трактате «Island Life», также как и другие писатели во многих известных трудах своих, предлагает остроумные гипотезы для объяснения тождественности фауны и флоры в очень отдалённых друг от друга странах и возможности их переноса через океан, но все эти гипотезы очень надуманы и очень шатки в некоторых своих положениях. Известно, что пшеница, в том её виде, который нам известен, никогда не существовала в диком состоянии, и нет к тому же никаких показаний, чтобы она происходила от какого-либо более примитивного растения. В каменную эпоху в Европе уже возделывали пять различных сортов пшеницы. На основании этого факта Дарвин утверждает, что «люди свайных построек имели торговые сношения с каким-нибудь южным народом или что они происходили от земледельческого народа, пришедшего с юга». Из этого он заключает, что пшеница, рожь, овёс и т. д. происходят от различных видов, ныне исчезнувших или настолько уже отличных от тех, от которых они произошли, что невозможно никакое сопоставление. «Человек, — говорит он, — должен был возделывать хлебные злаки с очень отдалённой эпохи». Местности, где процветали эти исчезнувшие виды, и те цивилизации, которые их культивировали различным отбором — всё это может получить разъяснения, если принять гипотезу об исчезнувшем континенте: земледельческие колонии, вывозившие свои продукты на Восток и на Запад.

Третья группа свидетельств переносит нас от фауны и флоры к человеку.

Язык басков — единственный из европейских языков, который не имеет никакого сходства с другими. Согласно Фаррару «никогда не подвергалось сомнению, что этот обособленный язык, сохраняя свой характер в западной части Европы, и между двумя могущественными королевствами, похож по своему строению на первобытный язык громадного, расположенного напротив континента (Америка), и только его одного» (Families of Speech, p. 132).

Бесспорно, финикийцы были первым народом восточного полушария, употреблявшим фонетическую азбуку, на буквы которой смотрели как на знаки, представляющие звуки. Любопытно отметить, что в эту древнюю эпоху мы находим ещё фонетическую азбуку в Центральной Америке у майя на Юкатане, культура которых заимствована — по их собственным преданиям — из страны, лежащей на Востоке, по ту сторону океана. Плонжон, этот великий авторитет в данном вопросе, пишет, что «это язык — на треть чисто греческий. Кто же ввёл в Америку язык Гомера? Или кто внёс в Грецию язык майя? Греческий язык происходит от санскритского. И также — от языка майя? Или, быть может, они современны друг другу?» Ещё более поразительно, что в азбуке майя мы находим 13 букв более чем сходных со знаками египетских иероглифов, обозначающих те же самые буквы. Вероятно первоначальная форма азбуки была иероглифической. То были «письмена богов», как их называли египтяне; немного позднее, в Атлантиде, эта азбука преобразовалась в фонетическую.

Было бы естественно предположить, что египтяне были древней колонией атлантов, вышедших из Атлантиды (кем они в действительности и были), и что они принесли с собой первоначальный тип письма, которое таким образом и оставило свои следы в обоих полушариях; между тем как финикийцы, приморский народ, открыли и усвоили себе последующую форму азбуки, благодаря своим торговым сношениям с народами Запада. Надо обратить ещё внимание на удивительное сходство многих еврейских слов со словами того же значения в языке чиапенеков — ветви расы майя, одной из самых древних в Центральной Америке. Список этих слов мы можем найти в книге «North Americans of Antiquity» (p. 475). Сходство языка различных диких рас на островах Тихого океана служило доказательством для многих писавших по этому вопросу. Существование сходных языков у рас, разделённых большим пространством океана и не могущих, казалось бы, иметь никакого между собой сообщения, может свидетельствовать в пользу мнения об их общем происхождении от одной расы, населявшей один материк. Но на это нельзя здесь ссылаться, потому что материк, о котором идёт речь, был не Атлантидой, а Лемурией, ещё более древней, чем первая.

Обратимся теперь к этнологическим типам. Нам говорят, что в Атлантиде были расы красного, жёлтого, белого и чёрного цветов. Исследования Плонжона, Де Катрфажа, Банкрофта и других доказывают, что в Америке, в эпоху ещё относительно недавнюю, существовали чёрные расы негритянского типа.

В Центральной Америке многие памятники украшены фигурами негров; найдены в этой стране даже идолы, очевидно представляющие негров с их плоскими черепами, короткими, курчавыми волосами и толстыми губами. «Популь-Вух», указывая на первоначальную родину гватемальцев, говорит, что «белые и чёрные люди населяли вместе эту счастливую страну, живя в большом согласии» и говоря «на одном и том же языке» («Native Races», Банкрофта, стр. 547).

Затем «Популь-Вух» рассказывает, как этот народ эмигрировал, покинув свою первую родину; как его язык искажался и как одни направились к Востоку, а другие к Западу (в Центральную Америку).

Профессор Ретциус в своём «Smithsonian Report» устанавливает, что коренные долихоцефалы (длинноголовые) в Америке находятся в очень близком родстве с гуанчами Канарских островов и племенами Африки на берегах Атлантического океана, которые Латам называл египетской Атлантидой. Одинаковую форму черепа находят на африканском берегу, на Канарских островах и на берегах Америки у карибов, — между тем цвет кожи у этих племён коричневый с красноватым оттенком.

Древние египтяне описывали себя как краснокожих, с цветом лица, похожим на цвет, встречающийся ещё и ныне у некоторых племён американских индейцев. «Древние перуанцы, — говорит Шорт, — судя по тем многочисленным шевелюрам, которые найдены в гробницах, должны были быть расой со светло-каштановыми волосами».

Замечателен один факт, представляющий до сих пор загадку для этнологов — это большое разнообразие цвета волос и кожи, встречающееся у американских индейцев. Между белым цветом лица племени менаминов, дакотов, майданов и зуни, большинство которых обладают светло-каштановыми волосами и голубыми глазами, и тёмным, почти чёрным цветом лица карусов Канзаса и племён в Калифорнии (ныне исчезнувших), индейские народы представляют все оттенки кожи: красновато-коричневые, медные, оливковые, светло-жёлтые и бронзовые. (См. Short «North Americans of Antiquity», Winchell «Pre-Adamites», Catlin «Indians Of North America», а также Ignace Donnelly «Atlantis», который собрал много документов по этому вопросу, и др.). Постепенно мы объясним себе, как разнообразие в окраске кожи, встречающееся на американском континенте, происходит от цвета кожи первобытной расы, обитавшей на континенте Атлантиде — матери всех других.

Ничто так не поражало испанских путешественников в Мексике и Перу, как поразительное сходство религиозных верований, обрядов и символов Старого света с теми установлениями, которые они нашли в Новом. Испанские священники видели в этом дело дьявола. Культ креста у туземцев и присутствие этой эмблемы в священных зданиях и обрядах было для них предметом удивления; и действительно, нигде — даже в Индии и Египте — этот символ не пользовался большим почётом, чем среди первобытных племён американского континента, а вместе с тем, сокровенное значение, на котором зиждился этот культ, было точно так же тождественно. Как на Западе, так и на Востоке, крест являлся символом жизни — иногда физической, но чаще вечной жизни.

Культы солнечного диска или круга и змея были общими в обоих полушариях; но ещё поразительнее сходство слова, обозначающего понятие «Бог» на главных языках Востока и Запада. Например, сравните санскритское Dyaus или Dyaus Pitar, греческое Theos и Zeus, латинское Deus и Jupiter, кельтское Dia и Та, произносимое как Thyan (которое очевидно имеет сходство с египетским словом Таи), еврейское Zah или Yah, и наконец мексиканское Тео или Zeo.

Обряды крещения исполнялись всеми нациями. В Вавилоне и Египте кандидатов, допущенных к посвящению, к мистериям, сперва крестили; Тертулиан в своём сочинении «De Baptismo» говорит, что за это им обещалось «перерождение и прощение всех их клятвопреступлений»!

Скандинавские народы крестили новорождённых; в Мексике и Перу к обряду крещения детей относились как к очень торжественной церемонии, состоявшей в кроплении, знамении креста и молитвах об оставлении грехов (См.: Humboldt «Mexican Researches» и Prescott «Mexico»). Племена Мексики, Центральной Америки и Перу исполняют ещё, как и народы Старого Света, обряды исповеди и отпущения грехов, пост и браки в присутствии священника. Был у них даже обряд, похожий на наше причастие, во время которого вкушали хлеб со знаком «Тау» (египетская форма креста); и народ называл эти хлеба телом своего Бога. Это имеет сходство со священными облатками Египта и других восточных стран. Также как и эти народы, жители Нового Света имели ещё монашеские — мужские и женские — ордена, в которых нарушавших обеты приговаривали к смерти. Как и египтяне, они бальзамировали трупы, поклонялись солнцу, луне и планетам, но больше всего они почитали божество «вездесущее, всезнающее… невидимый, бестелесный, единый Бог совершеннейший!» (Sahagun «Historia de Nueva Espana», lib. VI). Была у них и божественная Дева-Мать, «Богородица», сын которой назывался «Спасителем»; в этом у них тесная связь с культами Изиды, Бель-тис (Beltis) и другими девственницами, которым поклонялись на Востоке наравне с их божественным сыном.

Эти народы имели обряды, характеризующие культы солнца и огня, похожие на обряды первобытных кельтов в Британии и Ирландии; а также, как и последние, они считали себя «детьми Солнца».

Ковчег (или argha) — один из всемирных священных символов, который мы находим как в Индии, Халдее, Ассирии, Египте, Греции, так и у кельтских народов. Лорд Кингсбороу в своей «Antiquites mexicaines» (т. VIII, стр. 250) говорит: «Как у евреев ковчег был нечто в роде переносного храма, в котором предполагалось постоянно пребывающее Божество, так и у мексиканцев, черокеев, индейцев Мичигана и Гондураса ковчег тоже был предметом наивысшего почитания и считался настолько, священным, что его могли касаться только руки священников».

В области же архитектуры мы видим, что на обоих берегах Атлантики самым древним и священным из памятников являлась пирамида.

Какой бы нам не казалась сомнительной цель, ради которой эти сооружения были воздвигнуты, достоверно то, что они были всегда тесно связаны с какой-нибудь одной или целой группой религиозных идей.

Тождественность формы пирамид Египта, Мексики и Центральной Америки слишком поразительна, чтобы это могло быть простым совпадением. Правда, большинство американских пирамид — пирамиды с усечённым конусом или плоские, между тем как, судя по Банкрафту и другим писателям, многие из пирамид, находящихся на Юкатане — особенно те, которые встречаются у Паленке, — заканчиваются остриём на подобие египетских, но с другой стороны, мы находим также египетские пирамиды плоского типа и с усечённым конусом.

Чолулу сравнивали с группами Дашура и с пирамидой Медуна. Эти загадочные памятники Востока и Запада, схожие между собой по своей ориентировке на Восток, своему строению и даже по своим галереям и внутренним помещениям, свидетельствуют о каком-то общем источнике, откуда зодчие заимствовали идею их строения.

Величественные развалины городов и храмов Мексики и Юкатана поразительно похожи на развалины Египта; развалины Теотиуакана тоже часто сравнивают с развалинами Карнака.

«Ложный свод», т. е. кладка горизонтальных камней, расположенных так, что каждый камень немного выступал над предыдущим, одинаково встречается в Центральной Америке, и в самых древних сооружениях Греции и в этрусских развалинах. Архитекторы обоих континентов на Востоке и на Западе воздвигали тождественные могильные насыпи над своими умершими и клали их тела в одинаковые каменные гробы.

На обоих континентах имеются большие круглые ограждения, например таковые имеются в Адаме Ко и Охио, — и прекрасная круглая ограда открыта в Аржильшире и — менее совершенный образец — в Эвебюри в Вильтсе. Скульптурные и живописные украшения храмов Америки, Египта и Индии имеют большое сходство, а некоторые странные украшения даже совершенно тождественны.

Теперь остаётся коснуться лишь пятой группы доказательств, — свидетельств древних писателей, преданий, относящихся к первобытной расе, древних легенд о потопе.

Элиан в своем сочинении «Varia Historia» (lib. Ill, ch. XVIII) говорит, что Феопомп рассказывает о свидании Фригийского короля с Силеном, во время которого последний проговаривается о существовании большого континента, расположенного по ту сторону Атлантики и по размеру большего, чем Азия, Европа и Ливия взятые вместе.

Прокл ссылается на заметку одного древнего писателя об островах, расположенных за Геркулесовыми столбами (Гибралтарский пролив), жители которых сохранили от своих предков предание относительно очень большого острова по имени Атлантис, владычеству которого подчинялись в течение долгого времени все остальные острова Атлантического океана.

Маркелл говорит о семи островах в этом океане и утверждает, что жители их помнят о существовании большого острова — Атлантиды, «который в продолжении многих лет владел меньшими островами».

Диодор Сицилийский рассказывает, что финикийцы открыли «большой остров, в Атлантическом океане за Геркулесовыми Столбами, лежавший на расстоянии нескольких дней пути, от Африки».

Но самым большим авторитетом в этом вопросе является Платон. В своём «Тимее» он упоминает об отдельно расположенном острове; а его «Атлантика» есть ни что иное, как подробное описание истории, нравов и обычаев обитавшего там народа. В «Тимее», он говорит об огромном его военном могуществе, которое с берегов Атлантики могло бы перенестись и на всю Европу и Азию, потому что в те времена Атлантический океан был судоходен, а при входе в пролив находился остров, именуемый «Геркулесовым Столбом». Этот остров был обширнее Ливии и Азии, вместе взятых, и облегчал проезд к соседним островам, с которых было уже легко добираться и до других континентов, прилегающих к Атлантике. Свидетельства «Крития» настолько все ценны, что трудно из них выбрать; — но вот, например, место, касающееся материального благосостояния страны: «Они были хорошо снабжены всем тем, что является необходимым и полезным для жизни».

Правда многими вещами их снабжали другие страны, так как их государство было очень велико, однако большую часть того, что им было необходимо, доставляла им их собственная страна, как например минералы в твёрдом и жидком состоянии, коринфскую медь, тогда очень распространённую, а ныне известную только по имени. Её находили в земле во многих местах острова и считали одним из драгоценных металлов, исключая золото. Остров также в изобилии снабжал их строительным лесным материалом и богатыми пастбищами для домашних и диких животных; слонов на их острове было большое множество. Эти пастбища кормили разнообразных животных; как тех, которые населяли озёра и реки, так и тех, которые жили в горах и равнинах. Было достаточно корма и для самых больших и прожорливых животных. В избытке этот остров производил и современные зелёные злаки, благовонные породы корней, трав, деревьев, соков, древесную смолу или камедь, плоды и цветы.

У галлов мы находим предания об Атлантиде, собранные историком Тимагеном, жившем в I веке дохристианской эры. Очевидно, три различные расы жили в Галлии. Во первых, природное население (происшедшее, без сомнения, от Лемурийской расы); затем — завоеватели, пришедшие с отдалённых островов Атлантиды и, наконец, галлы арийские («Pre-Adamites», p. 380).

В преданиях мексиканских толтеков упоминается страна, которую они называли «Атлан» или «Артлан». Ацтеки утверждают также, что они прибыли из «Ацтлана» (Bancroft «Les races natives», v. V, pp. 221 и 321).

«Популь-Вух» (стр. 294) говорит о путешествии трёх сыновей короля в Восточную страну на берега того моря, откуда пришли их предки; из этого путешествия они вынесли кроме многого другого и «систему письма» (Bancroft, v. V, р. 5).

Между индейцами Северной Америки существует очень распространённая легенда, согласно которой предки их пришли из земли, расположенной в стороне «восходящего солнца». Индейцы из Айовы и Дакоты, как говорит майор Линд, полагали, что все индейские племена некогда составляли одно племя и жили на одном и том же острове, — и опять таки в стороне «восходящего солнца». Оттуда они, плывя через океан «в необыкновенных челноках, на которых древние дакоты плыли целыми неделями, достигли наконец твёрдой земли».

Из документов, найденных в Центральной Америке, явствует, что Американский континент простирался очень далеко в Атлантический океан, и что эта страна была разрушена рядом ужасных катастроф, отделённых друг от друга долгими периодами. О трёх из них часто упоминается (Baldwin «Ancient America»).

Одна легенда распространённая среди кельтов Британии и гласящая, что некогда одной своей частью их страна простиралась далеко в Атлантику, ещё подтверждает эту гипотезу. В преданиях Галльской страны упоминаются три большие катастрофы.

Мексиканское божество Кецалькоатль явилось из «очень отдалённой страны с Востока». Оно изображалось в виде белого человека с длинной бородой. (Индейцы же Севера и Юга совсем не носят бороды). Оно изобрело буквы и установило мексиканский календарь. Обучив мексиканцев искусствам и мирным ремёслам, этот божественный посланец отправился на Восток в челноке, сделанном из змеиной кожи. (Short «North American of Antiquites», pp. 268–271). Тоже самое рассказывают об основателе цивилизации на Юкатане.

Теперь остаётся только исследовать удивительное единообразие во всех частях земного шара тех легенд, которые касаются потопа. Не будем пытаться устанавливать: передают ли эти легенды историю исчезновения Атлантиды или являются отголосками того глубокого мифа, который изучался некогда в каком-то центре посвящения, — остановимся только на их общем и всемирном истолковании.

Нет необходимости для этого разбирать все эти истории потопа одну за другой. Достаточно установить, что в Индии, Халдее, Вавилоне, Мидии, Греции, Скандинавии, Китае и между евреями, так же как и между кельтскими племенами в Британии, эта легенда совершенно одинакова во всех своих существенных подробностях.

Если мы обратимся к Западу, то что же окажется? Та же история, со всеми подробностями, сохранялась среди мексиканцев (каждое племя, конечно, имеет свою версию), среди обитателей Гватемалы, Гондураса, Перу и почти у всех племён индейцев Северной Америки. Было бы наивно видеть в этом удивительном сходстве лишь простое совпадение.

Нижеследующие строки, заимствованные из перевода, который Плонжон сделал с известного манускрипта Троано, хранящегося в Британском музее, могут служить заключением по этому вопросу. Манускрипт Троано был вероятно написан около 3500 лет тому назад у майя Юкатана; он даёт такое описание катастрофы, потопившей остров Посейдонис. «6 года К’ан, в 11 день мулук месяца сак произошло ужасное сотрясение земли, которое продолжалось без перерыва до 13 чуен. Страна глиняных холмов, земля My была обречена. Испытав два сотрясения остров исчез в одну ночь; почва колебалась вулканическими силами, которые её подымали и опускали во многих местах, пока она не осела; страны оказались разделёнными друг от друга, а потом разрушены; они не могли устоять перед этими ужасными конвульсиями земли и погрузились в океан, увлекая за собой 64000000 жителей. Это произошло за 8060 лет до составления этой книги». Но кажется мы привели уже достаточно много доказательств, более или менее убедительных, которыми мир овладел к настоящему времени. Те же, кто пожелал бы продолжать исследования по этому вопросу, могут обратиться к различным сочинениям, упомянутым и процитированным выше. Мы же обратимся теперь к самой сущности нашей темы.

Собранные в этой книге факты основаны отнюдь не на догадках или предположениях, а заимствованы из современных документов, которые накапливались и передавались в течение веков.

Автор мог не вполне понять факты и поэтому, может быть, иногда не совсем точно их передаёт; но подлинные документы открыты для всех желающих и могущих судить о них, и те, которые подчинились бы необходимым для этого правилам, могли бы получить возможность проконтролировать и проверить факты.

Если бы даже все оккультные летописи были открыты нашему исследованию, то понятно всё же, насколько неполон должен быть этот очерк, в котором мы старались на нескольких страницах изложить историю рас и народов за сотни тысяч лет. Однако всё-таки некоторые ниже приведённые подробности по этому вопросу — как они ни отрывочны — являются новыми, а потому и ценными для всего мира в целом.

ГЛАВА 2. География

Среди вышеупомянутых документов находятся карты мира в различные эпохи его истории; автор предлагаемого труда имеет то преимущество, что он получил с четырёх из них более или менее полные копии. Все четыре карты представляют Атлантиду и окружающие её страны в различные исторические периоды. Эти периоды приблизительно соответствуют эпохам, разделённым теми катастрофами, о которых мы говорили выше, и естественно, что на протяжении этих периодов, представленных на картах, они обнимают всю историю Атлантической расы. Но прежде, чем излагать её, необходимо сделать несколько замечаний относительно географии земли в течение четырёх различных эпох.

Первая карта представляет поверхность земли, какой она была около миллиона лет тому назад, когда Атлантическая раса достигла наибольшего своего величия незадолго до катастрофы, имевшей место около 800 тысяч лет тому назад. Нужно заметить, что тогда материк Атлантиды простирался на несколько градусов к востоку от Исландии, приблизительно до того места, где теперь находится Рио-де-Жанейро в Южной Америке. Он простирался через весь океан до наших островов, заключая в себе Техас и Мексиканский залив, южные и восточные штаты Америки, а также Лабрадор; Шотландия и Ирландия, так же, как и часть Северной Англии, были его мысами, а экваториальные страны включали Бразилию и всё пространство океана до Золотого Берега Африки. Отдельные части его, впоследствии образовавшие материки Европы, Африки и Америки, обозначены на этой карте, так же, как и громадный и ещё более древний материк Лемурия. Остатки древнего Гиперборейского материка, на котором жила вторая коренная раса, тоже обозначены на ней и окрашены голубым цветом, как и Лемурия.

Катастрофа, происшедшая 800 тысяч лет тому назад, произвела большое изменение на земном шаре, что и видно по второй карте. Большой материк потерял свои полярные области, а то, что осталось, ещё более разъединилось. Материк Америки, появившийся в эту эпоху, был отделён от материка, из которого он образовался, проливом и заключал в себе только несколько существующих ныне областей и всё протяжение Атлантического океана с 50° севера до нескольких градусов к югу от экватора. Вследствие землетрясения Британские острова сделались частью громадного острова, включающего в себя Скандинавский полуостров, север Франции и все окружающие моря. Нужно заметить, что остатки Лемурии ещё уменьшились, между тем как области Европы, Америки и Африки увеличились.

Третья карта показывает нам результаты катастрофы, происшедшей около 200 тысяч лет тому назад. За исключением нескольких изменений, происшедших позднее на материках Атлантиды и Америки и потопления Египта, можно видеть, что колебания почвы этой эпохи были относительно не так сильны. И действительно, цитата которую мы заимствовали из священной книги гватемальцев, доказывает, что на эту катастрофу никогда не смотрели, как на очень значительную, потому что в этой книге упоминается только о трёх. Скандинавский остров тогда уже был присоединён к материку. Две части, составляющие в эту эпоху Атлантиду, обозначены под именами Рута и Даитья.

Когда рассматриваешь четвёртую карту, то отдаёшь себе отчёт в той ужасной катастрофе, которая произошла 80 тысяч лет тому назад. Даитья — меньший из двух островов — и тот остров, который находился южнее, почти совершенно исчезли, а от острова Рута осталась сравнительно лишь небольшая часть: остров Посейдонис. Эта карта, составленная около 70 тысяч лет тому назад, представляет нам, очевидно, поверхность земли, какой она была с начала этого периода до окончательного погружения Посейдониса в 9564 году до Р.Х.; и хотя, конечно, в этот период могли произойти некоторые изменения, но они были во всяком случае незначительными. С этого времени очертания материков начинают приобретать тот вид, который они имеют в наши дни, хотя Британские острова ещё соединены с Европейским материком, а Балтийского моря ещё не существует, пустыня же Сахара составляет часть бассейна океана.

ГЛАВА 3. Начало рас

Мы должны — насколько это имеет отношение к происхождению коренной расы — сказать несколько слов о Ману. В трудах (№ 26) Лондонской Ложи Теософского Общества упоминается о деятельности этих высших существ — деятельности, заключающейся не только в созидании типов в целом всей Манвантары, но и в управлении, сформировании и обучении каждой коренной расы в частности. Приводим цитату, касающуюся этого вопроса: «Существуют также Ману, обязанность которых заключается во влиянии на каждую коренную расу каждой из планет данного круга. Ману-семя, созидающее идеальные типы последовательные для каждой коренной расы; и Ману-корень, воплощающийся в новой расе, чтобы стать её наставником, чтобы руководить её эволюцией и упрочивать её прогресс». О том способе, каким Ману-руководитель творит необходимый отбор из высших типов, речь будет ниже, также как и о его заботе о той группе, которая находится в процессе развития. Об этом пока достаточно лишь упомянуть.

Тот отбор, который должен был дать начало четвёртой коренной расе, произошёл очевидно на материке, известном под именем Лемурии, в одной из подрас третьей коренной расы. Если проследить историю расы в течение четырёх эпох, отмеченных четырьмя картами, то можно будет разделить её следующим образом:

а) происхождение и территориальное распределение различных подрас;

б) политические установления, которые они соответственно развивали;

в) их переселения в другие части Света;

г) искусства и науки;

д) нравы и обычаи;

е) зарождение и упадок религиозных идей.

Необходимо прежде всего обозначить именами все эти различные подрасы:

(1) рмоахалы; (2) тлаватли; (3) толтеки;

(4) ранние туранцы; (5) первые семиты;

(6) аккадийцы;

(7) монголы.

Объясним на каком основании они так названы. Везде, где только современные этнологи могли найти следы какой-нибудь из этих подрас и изучить происхождение некоторых из них, они, конечно, должны были для удобства как-нибудь их обозначить; происхождение же первых двух рас учёные едва могли проследить, а потому для них приняты те имена, которыми они сами называли себя.

«Фигура Атланта» в Мексике. Мексиканские тольтеки — прямые потомки третьей подрасы атлантов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: