ГЛАВА 7. Науки и искусства

Несомненно — наша арийская раса достигла во всех отношениях гораздо более значительных результатов, чем атланты. Но исследование свершений последних, хотя они и не поднялись до уровня нашей цивилизации, крайне интересно в силу того, что они представляют собой высшие точки достижений той отдалённой эпохи. С другой стороны, характер их достижений в области науки так поразителен, что чувство изумления охватывает исследователя перед фактом столь неровного в своих проявлениях хода цивилизации.

Области искусства и науки, развитые первыми двумя расами, естественно были очень несовершенны, и нам нет смысла рассматривать успехи каждой расы в отдельности. История атлантской расы, так же как и арийской, представляет историю перемежающихся периодов расцвета и упадка. Художественное и научное развитие совершенно прекращались в известные эпохи, но затем следовали периоды наивысшего их расцвета. Нижеследующие замечания относятся именно к этим последним периодам, среди которых великая эпоха толтеков стоит на первом месте.

В Атлантиде процветали архитектура, скульптура, живопись и музыка. Но музыка, даже в лучшие свои времена, была очень несовершенна, а инструменты, тогда существовавшие, крайне примитивны. Все атлантские расы любили яркие краски; их дома — как снаружи, так и внутри — отличались сверкающими тонами; но искусство живописи не было никогда развито, хотя в последние периоды нечто вроде рисования и живописи преподавалось в школах. Скульптура же, тоже преподававшаяся в школах, была очень хорошо поставлена и достигла большого совершенства. Далее в главе «Религия» мы увидим, что каждый, у кого имелись на то средства, мог позволить себе ставить в одном из храмов своё изображение. Эти изображения вырезались из дерева или из твёрдого тёмного камня, похожего на базальт, а среди богатых людей существовал обычай отливать свои статуи из драгоценных металлов: коринфской меди, золота или серебра, причём обычно достигалось большое сходство с оригиналом.

Самым распространённым искусством была архитектура. Все здания были массивными сооружениями гигантских размеров. Дома в городах не строились так скученно, как это делается у нас, а подобно нашим загородным домам, были окружены всегда садами или разделены большими промежутками так, что представляли отдельно стоящие постройки. Здания, имеющие некоторую значительность, состояли из четырёх строений, окружавших центральный двор, посреди которого обычно бил ключом один из тех фонтанов, вследствие обилия которых Город Золотых Врат получил название «Города Вод». Товары для продажи никогда не выставлялись на улице, как это делается ныне, и торговые сделки не совершались публично, за исключением лишь тех периодов, когда на городских площадях располагались городские ярмарки. Характерной чертой толтеков являлась башня, которая воздвигалась сбоку или посреди одного из строений. К верхнему помещению вела спиральная лестница, построенная снаружи, а башня увенчивалась остроконечным куполом и эта самая высокая часть жилища служила обыкновенно обсерваторией. Дома, как сказано выше, отличались яркой раскраской; они украшались или скульптурными работами, или фресками, или раскрашенными рисунками. Просветы окон заполнялись неким искусственным изделием похожим на стекло, но менее прозрачным. Обстановка внутренних помещений не обладала всеми утончённостями нашего времени, но вся бытовая сторона жизни указывала на очень развитую цивилизацию.

Храмы состояли из громадных залов, наподобие египетских, но в ещё более изумляющих масштабах. Колонны, поддерживающие кровлю, были обыкновенно квадратными, редко — круглыми. Во времена упадка нижние части их украшались бесчисленными нишами, куда ставили изображения наиболее значительных лиц города. Эти боковые ниши бывали иногда так просторны, что вмещали целую свиту жрецов, которых нанимали наиболее важные лица для совершения службы перед их собственными изображениями. Также как и частные дома, храмы заканчивались башенкой, увенчанной куполом, размер и украшения которой всегда соответствовали великолепию самой постройки; они использовались для астрономических наблюдений и поклонений культу солнца.

Храмы обильно украшались драгоценными металлами; внутренность зданий была не только инкрустирована, но покрывалась ещё и золотыми пластинами. Золото и серебро ценились высоко, но, как мы увидим далее, ими пользовались лишь в целях художественных, а не в торговых сделках, так как большое количество этих металлов, выделываемых тогда химиками — или алхимиками, как мы теперь их называем, — исключало их из категории драгоценных металлов. Хотя возможность превращения металлов не была общеизвестна, но она всё-таки настолько была распространена, что ею пользовались в громадных размерах. Вообще, на выделку этих драгоценных металлов можно смотреть как на промышленное производство тех дней, которым алхимики зарабатывали средства к существованию. Золото ценилось дороже серебра, а потому оно и выделывалось в большем количестве.

ГЛАВА 8. Воспитание

Мы должны сказать несколько слов о языке, прежде чем приступить к вопросу о преподавании в школах и коллегиях Атлантиды. В эпоху, представленную первой картой, язык толтеков был всеобщим не только на материке, но и на западных островах и в восточной части континента, которые были под властью императора. Правда, в некоторых отдалённых частях материка ещё существовали остатки языка рмоахалов и тлаватлей, как например, в наше время существует ещё язык кельтов и кимров[18] в Ирландии и Уэльсе. Туранцы говорили на языке тлаватлей, но они внесли в него такие изменения, что он понемногу преобразовался в совершенно другой язык, в то же время семиты и аккадийцы, приняв за основу язык толтеков, тоже изменили его и таким образом создались две разновидности этого языка. Поэтому в последние дни Посейдониса существовало несколько совершенно различных между собой языков, принадлежащих, впрочеи, к одному объединяющему их типу, пока в эпоху пятой расы потомки семитов и аккадийцев не развили язык с переменами окончаний. Однако, на протяжении всех столетий язык толтеков всё-таки сохранил свою чистоту; и этот самый язык, на котором говорили в Атлантиде во времена её славы, существовал ещё с незначительными изменениями несколько тысячелетий спустя в Мексике и Перу.

Школы и коллегии Атлантиды во времена великой эпохи толтеков, также как и в последующие эпохи цивилизаций, содержались за государственный счёт. Хотя все дети равно должны были обучаться в начальной школе, но затем их образование шло различными путями. Начальные школы были подготовительными, а затем тех, кто отличался особенными способностями вместе с детьми правящих классов, которые, естественно, имели большие возможности, отсылали — в возрасте около 12 лет — в высшие школы. Чтение и письмо, как предварительные познания, преподавались в начальных школах, но их не считали необходимыми для огромных масс населения, главным занятием которых было возделывание земли или ремёсла, востребованные общиной. Поэтому большая часть детей направлялась в специальные школы, наилучшим образом подходящие к их разнообразным способностям. Земледельческие школы занимали между ними первое место. Некоторые познания по механике также являлись частью обучения, а в более отдалённых округах и на морском побережье её место естественно занимали охота и рыболовство. Таким образом все дети получали наиболее подходящее для них воспитание и образование. Дети же, одарённые какими-нибудь особенными способностями, научившись читать и писать получали гораздо более совершенное образование.

Много придавалось значения изучению свойств растений и их целительных качеств. В те времена не было признанных врачевателей; каждый образованный человек более или менее был знаком с медициной и методами лечения магнетизмом. Преподавались также химия, математические науки и астрономия. В наши дни мы тоже принялись за преподавание этих наук; но главной задачей учителя того времени было раскрытие психических сил ученика и наставления о сокровенных силах природы. Оккультные свойства растений, металлов и драгоценных камней, так же как и химические процессы превращения металлов входили в задачи этого обучения.

Атанор. Легендарная печь алхимиков Средневековья.

 

Но с течением времени коллегии Атлантиды, назначенные для высшего образования молодёжи, занялись более специальным развитием личной силы ученика, которую Бульвер Литтон называет «vril», и о свойствах которой он много говорит в своём сочинении «Грядущая раса». Когда раса начала вырождаться, правящие классы, всё более и более обособляясь, вместо того, чтобы рассматривать заслуги и способности как основание для продвижения к более высоким ступеням обучения, не допускали никого, кроме собственных детей к изучению высших наук, которые единственно и способствовали развитию оккультных сил и давали власть..

В таком государстве, каковым была империя толтеков, особенно развито было земледелие. Не говоря уж о специальных школах, создававших земледельцев, существовали ещё особые коллегии, где обучавшиеся получали необходимые сведения по разведению животных и растений.

Читателям, знакомым с теософской литературой, известно, что пшеница не есть продукт нашей планеты. Она была принесена Ману с другой планеты, находящейся вне нашей планетной цепи. Овёс же и некоторые другие хлебные злаки произошли от скрещения пшеницы с другими травами, естественно растущими на Земле. Опыты, давшие эти результаты, были сделаны в агрономических школах Атлантиды. Очевидно, что они могли быть проделаны лишь благодаря высшим познаниям. Но самым ценным даром атлантского земледелия надо считать преобразование plantain [19] или бананового дерева. В диком виде банан похож на удлинённую дыню; он — почти без мякоти, но, подобно дыне, полон семян. Только после долгих столетий, даже может быть после нескольких тысяч лет, благодаря многократному и кропотливому подбору создался тот плод, который мы знаем в настоящее время.

Среди домашних животных эпохи толтеков были животные, похожие на маленьких тапиров. Обыкновенной их пищей были корни и травы; но, как и свиньи нашего времени, с которыми они имели много общего, они были очень нечистоплотны и ели всё, что попало. Близ людского жилья можно было встретить больших животных, похожих на кошек, и первобытных собак, похожих на волков. Для упряжи толтеки, по-видимому, пользовались животными, похожими на верблюдов, но меньших размером. Перуанские ламы, вероятно, их потомки. На склонах холмов стадами бродили предки ирландского лося, во многом так же, как бродят и в наше время рогатый скот в Шотландии — слишком дикий, чтобы не приближаться к человеческому жилью, но человек пасёт и сторожит его издали.

Для разведения и скрещивания различных пород животных были проделаны многочисленные опыты, и, что нам кажется любопытным, для этого часто употребляли искусственное тепло для ускорения развития, чтобы легче достигать результатов скрещивания и разведения. Пользовались также различным цветовым освещением в тех помещениях, где производились такие опыты, что помогало в получении различных результатов.

Это воздействие воли человека на преобразование животных форм приводит нас к трудному и таинственному вопросу. Выше мы уже говорили о деятельности Ману; его разум порождает все улучшения в первоначальном типе и скрытые возможности в каждой животной форме. Но, чтобы довести до полного совершенства эти животные формы, необходима помощь и участие человека. Пресмыкающиеся и земноводные, которыми тогда изобиловала Земля, почти заканчивали уже в то время свой цикл и были готовы к тому, чтобы развить первоначальный тип птиц и млекопитающих. Эти формы являлись сырым материалом, предоставленным в распоряжение человека: глина была готова для принятия той формы, которую руки горшечника ей сумеют придать. Над животными промежуточного типа и были в особенности произведены упомянутые выше многочисленные опыты и, без всякого сомнения, домашние животные, как например, лошадь, оказывающая ныне столько услуг, есть результат этих опытов, для которых люди того времени вступили в контакт с Ману и его посланниками. Но этот союз был слишком рано прерван. Развившийся эгоизм, война и раздоры положили конец золотому веку толтеков. Когда люди принялись воевать между собой вместо того, чтобы работать для общей цели под управлением своих посвящённых царей, животные, которые могли бы благодаря заботам людей достичь более совершенных форм, теперь, предоставленные своему инстинкту и следуя примеру своего господина, стали пожирать друг друга. Некоторые породы были уже дрессированы и употреблялись для охоты, так что, например, похожие на кошек животные стали предками леопардов и ягуаров.

[Для подтверждения этой мысли, которая может показаться фантастичной, приведу один пример, который, хотя и не осветит всего вопроса, может указать на нравственную точку зрения нашей новой обязанности, исходящей из современных знаний, касающихся начала и таинственного хода нашей эволюции. Не кажется ли вам, что лев мог бы иметь более кроткий характер и менее свирепый вид, если бы люди того времени исполнили задачу, возложенную на них Ману? Должен ли быть лев или нет "похожим на ягнёнка и питаться травой как бык", — всё-таки мысль Ману не осуществилась в нём, так как согласно этой мысли лев должен бы быть сильным, но домашним животным, с разумными глазами, прямой спиной; "и был предназначен служить человеку как мощное упряжное животное.][20]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: