ГЛАВА 10. Нравы и обычаи

В нравах и обычаях атлантов, конечно, наблюдалось столько же разнообразия в разные эпохи их истории, как и между различными народностями, составляющими нашу арийскую расу. Мы не будем говорить об обычаях, меняющихся с веками, рассмотрим лишь характерные черты, отличающие их нравы от наших, и возьмём их по возможности из великой эпохи толтеков.

Что касается брака и отношения полов между собой, то мы уже упоминали об опытах, проделанных туранцами. Полигамия преобладала у подрас в различные эпохи, но в эпоху толтеков большинство имело только по одной жене, несмотря на то, что закон дозволял в то время иметь двух; и к женщинам не относились как к низшим и не угнетали их, как это ныне бывает в тех странах, где господствует полигамия. Их положение было равноправно с мужчинами, а способность многих из них приобретать силу, известную как «vril», делала их не только равными, но даже возвышала над другим полом. При этом такое равенство признавалось с детства: и в школах и коллегиях не было различения полов, мальчики и девочки обучались вместе. В хозяйствах, где мужчина имел двух жён, царил мир и это являлось правилом, а не исключением; матери приучали своих детей заслуживать любовь и участие также и другой жены их отца. Женщины принимали участие в правлении. Иногда они назначались членами совета, а порой императоры-адепты даже выбирали их в разных провинциях как представителей местной власти.

Писали атланты на тонких металлических листах, поверхность которых походила на тонкий белый фарфор. Они обладали также средством воспроизведения писаного текста, налагая на воспроизводимый лист другую металлическую пластину, предварительно опущенную в специальную жидкость. Перенесённый таким образом на другую пластинку текст мог быть по желанию воспроизведён на других листах, большое количество которых, скреплённые вместе, составляли книгу.

Что касается пищи, то мы должны упомянуть об одном обычае, очень отличном от нашего; это неприятная тема, но вряд ли её можно обойти вниманием. От мяса животных они обыкновенно отказывались и брали только те части, которые мы избегаем употреблять в пищу. Они пили также кровь — и часто совсем горячую — и из неё приготовляли различные кушанья. Однако не надо думать, что они не знали более аппетитных, приемлемых нами. видов пищи. Моря и реки снабжали их рыбой, мясо которой они ели, но часто в таком состоянии разложения, которое внушает нам отвращение. Выращиванием различных злаков занимались очень широко, из них пекли хлеб и пироги. Употребляли также молоко, плоды и овощи.

Описанные выше отвратительные обычаи присущи были большинству населения; что же касается царей, императоров-адептов и посвящённого духовенства, то они были вполне вегетарианцами, но многие среди царских советников и придворных, высказывая притворно большую воздержанность в пище, тайно удовлетворяли свои более грубые вкусы.

Крепких напитков не знали в те времена. Одно время был очень популярен сильнодействующий бродильный напиток, но он производил настолько опасное возбуждение на пьющих его, что был законом совершенно запрещён.

Оружие для войны и охоты изрядно различалось в разные эпохи. Мечи и копья, лук и стрелы — этого, как правило, хватало рмоахалам и тлаватлям. Они охотились в тот очень ранний период времени на мамонтов с длинной пушистой шерстью, на слонов и гиппопотамов. Сумчатые были тогда тоже в полном изобилии, как и сохранившиеся ещё животные промежуточного типа: одни — полурептилии и полумлекопитающие, другие — полурептилии и полуптицы. Употребление взрывчатых веществ было распространённым в самую отдалённую эпоху и позднее достигло большого совершенства. Были такие, которые взрывались сейчас же при ударе, другие — после определённого промежутка времени, но в обоих случаях гибель живых существ являлась результатом действия смертоносного газа, а не попадания пуль или осколков. В более поздние времена Атлантиды существовали взрывчатые вещества настолько сильные, что во время битв от ядовитых газов, исходящих от взрыва одной бомбы, которая бросалась посредством какого-то рычага, гибли сразу целые подразделения воинов.

Теперь коснёмся их денежной системы. В продолжение трёх первых подрас идея государственной монеты была совершенно неизвестна. Небольшие кусочки металла или кожи, обозначающие известную ценность, употреблялись, правда, в качестве жетонов. Просверлённые в середине, эти кусочки, связанные вместе, обыкновенно привешивались у пояса. Но каждый сам выделывал, так сказать, монету для своего пользования, и такой жетон из металла или кожи представлял из себя нечто вроде современного векселя, предъявляемого для уплаты. Никто не имел права выделывать жетонов более того, чем была стоимость его имущества. Эти металлические или кожаные пластинки не были в обращении, как собственно монеты; держатель жетона, пользуясь ясновидением, которым до известной степени обладали тогда все, имел возможность узнавать в точности средства своего должника, и в случае какого-либо сомнения, немедленно устремлялись на выяснение фактического состояния дел.

Тем не менее скажем, что в последнее время существования Посейдониса уже была принята монетная система, похожая на нашу, и излюбленным изображением на этих государственных монетах была тройная гора, видимая из прекрасной южной столицы.

Но самым важным, о чём мы можем сказать в этой главе, является система землевладения. У рмоахалов и тлаватлей, которые жили исключительно рыболовством и охотой, вопроса об этом, естественно, не возникало, хотя в эпоху тлаватлей и была уже признана важность земледелия. В эпоху первых толтеков увеличение народонаселения и нарождающаяся цивилизация возвысили ценность земли и сделали её предметом спора. Мы не намерены здесь говорить о системе или, вернее, об отсутствии её в эти отдалённые времена, ранее наступления Золотого Века. Однако летописи той эпохи предлагают для обсуждения тему особого интереса и важности всем, кто интересуется политической экономией и вообще прогрессом расы.

Нужно помнить, что народонаселение всё возрастало, и при императорах-адептах оно достигло довольно значительной цифры, уже указанной выше; несмотря на это бедность и нищета были неизвестны в те времена и социальное благосостояние, без сомнения, отчасти обязано системе землевладения.

Не только всю землю и всё производимое ею считали тогда собственностью императора, но ему принадлежали также все стада и весь скот. Страна разделялась на несколько провинций или округов, во главе каждой из которых стояли вассальные цари или наместники, назначаемые императором. Каждый из таких наместников являлся ответственным лицом за управление и благосостояние вверенной ему страны. Обработка почвы, сбор урожая и выпас скота — всё было под его надзором, также как и те земледельческие опыты, о которых мы говорили выше.

При каждом наместнике состоял земледельческий совет из консультантов и помощников, которые в числе прочих своих обязанностей были хорошо осведомлены в астрономии, ибо она была в то время наукой, имевшей практическое применение. Оккультные влияния на животную и растительную жизнь тогда изучались и эти познания умели прилагать к делу. Тогда и способность вызывать дождь по своему желанию не была чем-то необычным, а в северных областях материка грозные последствия ледниковых эпох были не раз частично смягчены оккультной наукой. Для каждого земледельческого процесса точно определялось благоприятное время и работа выполнялась официальными служащими, которые должны были соблюдать всё в точности. Продукты, полученные в каждом округе или провинции обыкновенно потреблялись на месте, но обмен ими иногда устраивался правителями.

После того, как небольшую долю отделяли императору и центральному управлению в Городе Золотых Врат, весь урожай округа или провинции делился между жителями. Наместник и его приближённые получали, конечно, большие части, но при этом самый последний из земледельцев получал достаточное количество для обеспечения своего благосостояния. Любое увеличение продуктивности земли или даваемых ею минеральных богатств разделялось пропорционально между теми, кто работал над этим, а потому все были заинтересованы в том, чтобы результаты работы были наиболее успешными.

Эта система превосходно действовала в продолжении довольно долгого периода. Но затем стало проявляться нерадение и алчность. Те, которые должны были наблюдать за хозяйством, возложили это на своих подчинённых и мало-помалу перестали интересоваться работами и направлять их. Это и положило начало пагубной жизни. Представители правящего класса, которые сперва отдавали своё время делам государства, начали помышлять о собственных удовольствиях и появилось стремление к роскоши.

Одно особое обстоятельство возбудило большое недовольство среди низших классов. Мы уже говорили о системе распределения молодёжи по техническим школам. Это распределение всегда выполнял представитель высшего класса, чьи психические способности были должным образом развиты и на кого возлагалась обязанность отбора детей так, чтобы каждый из них мог получить нужные навыки в ремесле, к которому он был наиболее склонен. Но когда эти обладающие ясновидением люди, способные делать такое распределение, передали свои обязанности подчинённым, у которых отсутствовали такие психические способности, то детей стали часто распределять неправильно, и дети с определёнными задатками и устремлениями оказывались на всю жизнь связанными с занятиями, которые они не любили и в которых не преуспевали.

Вслед за падением великой династии толтеков в различных областях империи появилось много разнообразных систем землепользования, но нам нет надобности их рассматривать. В последние дни Посейдониса эти системы вообще уступили место хорошо нам известной системе личной собственности.

В главе «Миграции» уже упоминалось о системе землепользования, практиковавшейся в славный период перуанской истории, в эпоху господства инков 14 тысяч лет тому назад. Беглый обзор этой системы может представлять интерес как демонстрирующий источник, откуда несомненно была получена её основа, а также пример изменений, которые произошли в этой несколько более сложной системе. Все права на землю в принципе принадлежали Инке, перуанскому государю, но половина их отдавалась земледельцам, которые, конечно, составляли большую часть населения; другая же половина разделялась между ним и духовенством, практиковавшим культ Солнца. Из своих доходов от специально выделенных для этого земель государь должен был содержать армию, поддерживать общественные дороги и покрывать все издержки правления. Это претворялось в жизнь особым правящим классом людей, более или менее близко стоявших к нему и обладавших большею культурой и развитием, чем огромные массы населения. Оставшаяся четверть, именуемая «землями Солнца», обыкновенно предназначалась жрецам, заведующим общественным богослужением во всей империи и обучением народа в школах и коллегиях, а также содержанию больных, немощных и, наконец, каждого, кто достигал 45 лет (за исключением правящих классов, отстранённых от работы), так как люди этого возраста освобождались от утомительной работы и могли совершенно располагать своим временем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: