ГЛАВА 9. Город Золотых Врат

Опишем теперь Город Золотых Врат, его окрестности и ту систему, при помощи которой жители снабжались водой. Этот город был расположен в восточной стороне материка, на берегу моря, около 15° выше экватора. Великолепная лесистая местность, как парк, окружала город. Виллы — жилища богатых людей — были разбросаны вокруг на обширном пространстве. На западе простиралась горная цепь, откуда притекала вода, необходимая для города. Сам город был выстроен на склоне холма, который возвышался на 500 футов (около 150 метров) над равниной. На вершине этого холма находился дворец императора, окружённый садами, посреди которых бил ключом никогда не иссякающий родник воды, снабжая ею прежде всего дворец и другие фонтаны в саду, а затем, разделившись на четыре части, этот родник протекал по четырём различным направлениям и падал каскадом в нечто вроде канала или рва, окружающего земли дворца, отделяя таким образом его от города, находившегося внизу. Четыре канала, которые выходили из этого рва, отводили воду в четыре квартала города, образуя каскады, снабжающие в свою очередь водой другие окружные каналы, расположенные на нижнем уровне. Три канала образовывали концентрические круги таким образом, что крайний, находившийся ниже двух других, лежал всё же выше уровня равнины. Четвёртый канал, прямоугольной формы, на нижнем уровне, принимал стекающие воды и выносил их в море. Город занимал часть равнины до края этого большого наружного канала, окружающего и защищающего его при посредстве большой сети водных путей, протянувшихся в общем в длину на 12 миль (около 20 км), покрывая пространство около 10 квадратных миль.

Итак, город был разделён тремя большими поясами, образуемыми каналами. На расположенном сейчас же под землями дворца верхнем кругу находилось поле для скачек и огромные публичные сады. Дома дворцовых служащих находились в этом же кругу; там же размещалось заведение, которому нет аналогов в наше время. Оно называлось «домом для чужестранцев», и это внушает нам представление о бедном здании с грязной окрестностью, но в Атлантиде это был настоящий дворец, где все посещающие город иностранцы получали гостеприимство так долго, как это им нравилось; на них смотрели, как на гостей правительства. Частные дома и разбросанные по городу различные храмы занимали два других круга. У толтеков, во времена их славы, не существовало, как надо полагать, нищеты. Толпа рабов, принадлежащих богатым родам, была упитана и хорошо одета. Однако же были конечно сравнительно бедные жилища, они находились в нижнем круге, на севере от города, уже за последним каналом около моря. Большинство жителей этой части города занимались мореходством, и их дома, хотя и не были скучены, но всё же стояли друг к другу ближе, чем в остальных кругах.

Из всего предыдущего следует, что жители имели в своём распоряжении большой запас свежей и чистой воды, протоки которой проходили по всему городу, между тем как верхние круги и дворец императора были защищены линиями рвов каждый из которых повышался по мере приближения к центру города. Расположенное в горах на западе от города озеро, лежащее на высоте около 2 600 футов (ок. 800 метров), доставляло воду, необходимую для такого снабжения.

Не надо обладать большими познаниями в механике, чтобы понять тот гигантский труд, который нужен был для устройства этого водоснабжения; во дни своей славы Город Золотых Врат имел в своих четырёх кругах более двух миллионов жителей. Попытки к подобного рода системе орошения не делались ни во времена Греции и Рима, ни даже в настоящее время. Позволительно даже сомневаться, чтобы наши самые искусные инженеры смогли бы выполнить в совершенстве такого рода предприятие, даже располагая колоссальными суммами.

[Описание некоторых характерных черт этой системы может представлять тоже известный интерес. Главный водопровод овального прореза размером в 50 и 30 футов отводил воду в резервуар в форме сердца. Этот резервуар находился в земле под дворцом, у подножия того холма, на котором он и весь город были построены. Из главного резервуара перпендикулярный проток, высеченный в скале вышиной в 500 футов, проводил воду на террасы дворца, откуда она и расходилась по городу. От этого центрального резервуара шли другие протоки, отводившие воду, годную для питья, в разные части города и снабжая ею городские фонтаны. Существовала также и система шлюзов, чтобы направлять и задерживать снабжение водою различных округов. Тот, кто обладает некоторыми познаниями в механике, может на основании вышесказанного представит себе то громадное давление, которое должно было быть в подземном водопроводе и в центральном резервуаре, откуда вода естественно поднималась до устроенного в садах дворца бассейна, а также и всю чудовищную силу сопротивления материалов, употреблённых для устройства этих протоков.]

Реконструкция Города Золотых Врат по произведениям Платона. Акрополь окружают водные и земляные кольца.

 

Если в Городе Золотых Врат система водоснабжения была чудесна, то способ передвижения, практиковавшийся у атлантов, был ещё чудеснее; ибо воздушная лодка или летающая машина, которую Кили (Keely) в Америке и Максим (Maxim) в Англии нынче (1895) пытались осуществить[21], уже тогда действовала; но она не была средством передвижения для всех. Рабы, слуги и ремесленники путешествовали пешком или ездили на грубых повозках с тяжёлыми колёсами, запряжённых странными для нас животными. Воздушные лодки были тогда тем, чем в наше время являются кареты или, лучше сказать, яхты, число которых ограничивается их владельцами, так как они всегда были очень дорогостоящей и хрупкой выделки. Обыкновенно они строились для малого числа людей. Большинство из них вмещало не более двух, только некоторые 6 или 8 пассажиров. Позднее, когда войны и битвы положили конец Золотому веку, военные корабли, предназначенные для воздушного плавания, заменили большей частью морские военные суда — как военные машины, гораздо более действенные. Тогда они строились, чтобы вмещать до 50 или даже иногда до 100 ратников.

Материалом для постройки воздушных лодок служило дерево или металл. Для ранних образцов брались очень тонкие доски, но они пропитывались каким-то раствором, который, не увеличивая тяжести, придавал им прочность кожи. Они обладали замечательной крепостью и лёгкостью. Позднее употреблялся сплав из двух белых металлов и одного красного. В результате получался металл белого цвета, похожий на алюминий, но ещё более лёгкий. Весь грубый каркас воздушного судна покрывался большими листами этого металла, кованными по форме и спаянными, где это было нужно, при помощи электричества. Однако поверхность этих кораблей — были ли они из дерева или металла — всегда выглядела бесшовной и идеально гладкой, а в темноте они блестели как бы покрытые светящейся краской.

С виду они были похожи на лодки, но только крытые, так как на открытой палубе при полной скорости, с которой они двигались, пассажирам оставаться было бы крайне неблагоразумно, если не невозможно. Их двигательные и рулевые механизмы могли быть приведены в действие на любом из концов лодки.

Но самым интересным является вопрос о той двигательной силе, которою пользовались. В более древние времена, надо полагать, источником движения была личная сила, которая называлась «vril» — не имеет большого значения, пользовались ли ею в сочетании с каким-либо механическим приспособлением, — но позднее эта сила заменилась другою, которая, хотя её происхождение и осталось для нас неизвестным, действовала, тем не менее, посредством очень определённых механических устройств. Эта сила, ещё неизвестная современной науке, была, надо полагать, гораздо ближе к той, приложение которой было найдено Кили в Америке, чем к электрической силе, которой пользовался Максим. На самом деле она была близка по природе эфиру и, хотя мы ещё далеки от разрешения проблемы, но всё-таки можем представить себе тот метод, при помощи которого ею пользовались. Механические приспособления разнообразились, без сомнения, согласно устройству кораблей. Вот описание одной воздушной лодки, на которой трое посланных правящим тогда на севере Посейдониса царём отправились в царство на юге. Крепкий и тяжёлый металлический ящик, укреплённый в середине лодки, служил источником энергии. Оттуда сила устремлялась через две большие гибкие трубы в оба конца корабля, а также к восьми дополнительным трубам, закреплённым на носу и на корме по бортам. Эти трубы имели пару отверстий, направленных вертикально вверх и вниз. Собираясь ехать, открывали направленные вниз клапаны восьми бортовых труб — все другие клапаны оставались закрытыми. Вырываясь из этих труб, поток ударялся о землю с такой силой, что судно устремлялось вверх, между тем как воздух становился необходимой точкой опоры. Достигнув достаточной высоты, приводили в действие гибкую трубу в том конце корабля, который был противоположен желаемому направлению движения, и в то же время сокращали — частично закрывая клапаны — поток, проходящий по восьми вертикальным трубам, настолько, чтобы поддерживалась нужная высота. Значительная часть потока, устремившись тогда в главную трубу, направленную вниз от кормы лодки под углом 45°, помогала поддерживать высоту подъёма и обеспечивала большую движущую силу для перемещения корабля вперёд в воздухе.

Управления кораблём выполнялось струёй потока через эту трубу: так малейшее изменение её направления соответствующим образом влияло на курс корабля. Однако постоянное наблюдение не являлось необходимым. Предпринимая длинное путешествие, можно было зафиксировать трубу так, что уже не было надобности управлять до самого прибытия. Максимальная скорость достигала около 100 миль в час и ход полёта никогда не был прямолинейным — корабль то приближался, то удалялся от земли, следуя по длинной волнообразной линии. Высота, на которой двигались корабли, не превосходила нескольких сотен футов. Когда на пути встречались высокие горы, корабль вынужден был изменять свой курс и обходить их, так как разрежённый воздух не давал ему необходимой точки опоры. Он мог двигаться только над холмами, не превышавшими 1000 футов (ок. 300 метров). Чтобы остановить корабль в месте назначения — а это могло быть сделано и в воздухе — надо было выпустить силовой поток через трубу на том конце судна, который был направлен к месту прибытия, и поток, бьющий в землю или в воздух впереди, действовал как узда, между тем как двигающая сзади сила постепенно уменьшалась путём закрытия клапана. Остаётся раскрыть смысл существования восьми бортовых трубок, направленных вверх; сие сугубо связано с войной в воздухе.

Имея в своём распоряжении такую могучую силу, воздушные корабли во время войны пользовались ею, направляя её против неприятельского корабля так, чтобы нарушить равновесие его и совершенно опрокинуть. Неприятель же пользовался этим невыгодным положением противника, чтобы атаковать его в свою очередь при помощи тарана. Если манёвр с открытием и закрытием нужных клапанов выполнялся недостаточно быстро, то являлась опасность быть сброшенным на землю. Какое бы ни было положение корабля, поток нужно было выпускать через трубки, направленные к низу, в то время как направленные к верху трубки должны были быть закрыты. Чтобы выпрямить опрокинутый корабль и восстановить его горизонтальное положение, пользовались четырьмя трубками, направленными к низу на одной из сторон корабля, между тем как четыре трубки, помещённые на другом борту, должны были оставаться закрытыми.

У атлантов были также морские корабли, движимые силой, подобной вышеупомянутой, но силовой поток в этом случае для достижения наибольшего эффекта был более плотным, чем на воздушных судах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: