ГЛАВА 11. Религия, её подъём и упадок

Теперь нам осталось только рассмотреть эволюцию религиозных идей. Между духовными стремлениями грубой примитивной расы и упадочными обрядами интеллектуально развитого народа, но с заглохшей духовностью существует целая пропасть, которую только религия, в самом широком её значении, может заполнить. Именно этот вечный круговорот подъёма и упадка и должен быть выявлен нами в истории атлантского народа.

Нужно помнить, что правление, которому подчинялись рмоахалы, было самое совершенное, какое только можно себе представить, потому что ими управлял сам Ману. Воспоминание об этом божественном руководителе конечно сохранилось в летописях расы и впоследствии народом, обладавшим психическими способностями и, следовательно, имевшим проблески тех состояний сознания, которые выходят за рамки нашего обычного состояния бодрствования, этот руководитель был признан за бога. Вполне естественно, что это первобытный народ, одарённый этими высшими способностями, принял религию, которая хотя и не содержала никакой возвышенной философии, всё же была далека от всякого пошлого воззрения. Впоследствии эта фаза религиозного мировоззрения превратилась в культ предков.

Тлаватли, вполне принимая основанный на предании и почитании культ Ману, получили от адептов-учителей верование в существование высшего существа, символом которого являлось солнце. Так у них развился своего рода культ солнца, которому они поклонялись на вершинах гор. Там они воздвигали большие круги из монолитных камней, долженствующих символизировать годовое обращение солнца. Расположенные определённым образом, они имели также и астрономическое значение. Для того, кто стоял у главного алтаря, Солнце являлось при зимнем солнцестоянии сзади одного из монолитов, при весеннем равноденствии — позади другого, и так последовательно в течение целого года. Эти каменные круги помогали также в более сложных астрономических наблюдениях, связанных с отдалёнными созвездиями. Мы уже говорили в главе «Миграции» как аккадийцы — более поздняя подраса — при возведении Стоунхенджа снова вернулись к этому примитивному способу строительства из монолитов.

И всё же, несмотря на превосходство тлаватлей в интеллектуальном развитии сравнительно с предшествовавшей подрасой, они имели ещё очень первобытный культ.

В эпоху толтеков вследствие более широкого распространения знаний, а особенно после установления влияния посвящённого духовенства и адепта-императора, в народе зародилось более чистое и правильное понятие о божестве. Те немногие, кто в полной мере постигал новое учение, после проверки и испытания принимались, несомненно, в ряды жрецов, составлявших в то время огромное оккультное братство. Но мы здесь не будем говорить о тех, кто став выше уровня массы населения уже готовился вступить на путь совершенствования, — целью наших изысканий являются лишь общепринятые у атлантов религиозные верования.

Желание достигнуть более высоких вершин философского мышления владело массами тех отдалённых времён так же, как и в наши дни к этому стремится огромное большинство людей в мире. Символ являлся единственным способом, при посредстве которого самый одарённый учитель мог бы попытаться передать идею сущности Космоса — неизреченную и всепроникающую, и потому довольно естественно, что Солнца стало первым символом, который был понят и признан. Но так же, как и в наши дни, самые просвещённые и развитые умы видели, конечно, дальше символа и иногда возносились на крыльях молитвы до понятия Духа-Отца, который есть

Начало и сущность наших устремлений,

Цель и убежище нашего пилигримства.

Но масса не стояла выше символа и ему поклонялись так же, как и в наши дни в Европе католичество поклоняется Мадонне или деревянному изображению распятия.

Поклонение Солнцу и огню затем стало культом, для чествования которого были воздвигнуты великолепные храмы по всему материку Атлантиды, а особенно — в великом Городе Золотых Врат. Для служения в храмах были жрецы, содержание которых оплачивалось государством.

В эти первобытные времена запрещалось воспроизводить как-либо образ божества. Диск Солнца являлся единственной эмблемой для представления о божественной голове и он имелся в каждом храме. Этот золотой диск устанавливался обычно так, что в весеннее равноденствие и в летнее солнцестояние первый луч солнца отражался в нём.

Поклонение солнечному диску ещё и теперь существует в синтоистских религиозных обрядах в Японии, являя удивительный пример живучести этого культа. Всякое другое изображение божества в этой религии рассматривается как кощунственное, и даже круглое зеркало, выделываемое из полированного металла, обыкновенно прячется от взоров толпы, сохраняясь для торжественных религиозных церемоний. Кроме того, для синтоистских храмов, в отличие от великолепного убранства храмов Атлантиды, характерно полное отсутствие украшений — изысканная законченность простой деревянной отделки не требует ни резьбы, ни живописи, ни лака.

Но не всегда солнечный диск оставался единственной дозволенной эмблемой божества. Изображение человека — его первообраза — позднее было принято в храмах, и ему поклонялись как высочайшему воплощению божественного, что можно рассматривать как возвращение к культу, который рмоахалы воздавали Ману. Тем не менее, религиозные воззрения оставались сравнительно чистыми и оккультное братство «Благого закона» делало всё возможное, чтобы поддерживать духовную жизнь в сердцах людей.

Однако настали чёрные дни, когда уже никакая высокая идея не была в состоянии возвратить эту расу из пропасти эгоизма, в которую она всецело погрузилась. Падение нравственности явилось предвестником общего падения духовности. Каждый жил лишь для самого себя, пользовался своим знанием в целях чисто эгоистических и казалось, что во вселенной нет ничего значительнее и выше самого человека. Каждый сделался для себя «Законом, Господином и Богом» и поклонение, совершаемое в храмах, не носило уже определённого идеала, но сделалось простым обожанием человека, каким его знали и понимали. Было сказано в книге Дзиан: «Четвёртая раса воспитает в себе гордость. Мы — цари, скажут. Мы — боги… Создадут громадные города… Будут пользоваться ценным материалом. И из лавы вулканов, из белых горных камней, как и из чёрных, они будут созидать свои изображения и поклоняться им». Ниши, где размещались статуи людей, вылитые из серебра и золота, вырезанные из дерева и камня, были выдолблены в храмах, и эти люди приходили поклоняться своим изображениям. Более богатые нанимали целую свиту жрецов для совершения обрядов и заботы об их алтаре, где делались подношения их статуям как богам. Большего превозношения себя уже не могло быть.

Надо помнить, что всякая действительно возвышенная идея, которая когда-либо вдохновляла человеческий разум, сознательно внушалась божественными учителями, т. е. посвящёнными оккультных лож. Они в течение веков являлись хранителями божественных мистерий и деяний, воодушевлённых сверхчувственным состоянием сознания. Человечество в общем очень медленно воспринимало некоторые из этих божественных идей, а отвратительные искажения, которые претерпевала каждая религия в мире, надо относить к низшей природе человека. Не всегда, конечно, человек достоин знать смысл символов, за которыми скрывается свет божества, а в эпоху господства туранцев часть этих знаний была к несчастью обнародована. Мы видим, как во времена более отдалённые, свет и жар Солнца явились символами, которые сделали возможным для человеческого ума несколько осознать великую первопричину. Но между жрецами были осознаны и хранились гораздо более широкие и более точные символы. Один из этих символов относится к идее троичности в единстве. Он никогда не был совершенно открыт в своей сущности, но в туранскую эпоху идея троичности, олицетворяющая космические силы Творца, Хранителя и Разрушителя вселенной, была дана, но не до конца ясно. Эта идея впоследствии была искажена и размыта семитским народом, который сделал из неё антропоморфную Троицу, разумея отца, мать и дитя.

Здесь мы должны упомянуть об одной ещё более печальной черте туранской эпохи. Занимаясь колдовством, многие жители Атлантиды узнали о существовании могущественных элементалей — существ по природе своей властных и злобных, которых они вызвали к бытию или, по крайней мере, анимировали своей собственной сильной волей, направленной на достижение вредоносных целей. При этом чувства благоговения и поклонения настолько низко пали, что они начали боготворить этих полусознательных существ, созданных их же собственной порочной мыслью. Этот культ с самого начала сопровождался кровавыми жертвами и, конечно, каждая жертва, предлагаемая на алтаре, придавала жизненности и устойчивости этим вампироподобным созданиям настолько, что даже ныне в некоторых местах элементали, созданные сильной волей тех старых атлантских колдунов, продолжают взыскивать дань с неповинных сельских общин.

Эти кровавые обряды, установленные и широко практиковавшиеся грубыми туранцами, никогда не были распространены между другими субрасами, хотя человеческие жертвоприношения и были известны некоторым семитским племенам.

В великой империи толтеков в Мексике солнечный культ, совершаемый предками, был всегда народной религией, но бескровные жертвы прославленному божеству Кецалькоатлю состояли лишь из цветов и плодов. И только с прибытием диких ацтеков невинный культ мексиканцев дополнился кровью человеческих жертв, которой орошали алтари их бога войны Уицилопочтли, а вырывание сердец у жертв на вершине теокали[22] может рассматриваться как прямой пережиток поклонения элементалям их туранских предков в Атлантиде.

Надо заметить, что так же, как в наши дни, религиозная жизнь народа обнимала самые разнообразные формы верования и поклонения. Рядом с меньшинством, которое стремилось к посвящению и которого коснулась уже высшая духовная жизнь, кто знал, что чувство благоволения ко всем людям, контроль мысли и чистота жизни и поступков прежде всего необходимы для достижения высших состояний сознания и более широких областей видения, — существовали бесчисленные фазы от более или менее слепого поклонения космическим силам или антропоморфным богам до низкого, но очень распространённого культа своего собственного изображения и кровавых жертв поклонения элементалям. И не надо забывать, что мы здесь занимаемся только атлантской расой и не касаемся ещё более низкого фетишизма, который тогда уже имел место — как и в наши дни — между представителями нижестоящей лемурийской расы.

В продолжение веков, до окончательного потопления Посейдониса, существовали эти различные обряды разнообразных форм поклонения, а затем многочисленные эмигранты Атлантиды перенесли на чужбину многие культы коренного материка. Трудно проследить в подробностях возникновение и эволюцию древних религий, которые во времена исторические приняли разнообразные и противоречивые формы, но тот свет, который может быть пролит на этот вопрос исключительной важности, поощряет попытку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Невозможно суммировать то, что и без того изложено так кратко. Но мы надеемся, что всё нами изложенное внесётся в содержание истории развития каждой отдельной ветви различных субрас, истории, в которой будут подробно рассмотрены политические и социальные установления, которых мы коснулись самым кратким образом. Можно сказать ещё на счёт эволюции рас, что прогресс всего существующего, и человечества в том числе, подвигается веками и тысячелетиями, через манвантары и кальпы. Нисхождение духа в материю (два полюса каждой изначальной субстанции) это процесс, занимающий первую половину каждого цикла. И тот период, который мы рассматривали на предыдущих страницах — эпоха развития атлантской расы — является как раз средним, поворотным пунктом текущей манвантары.

Процесс эволюции, который начат нынешней пятой расой, т. е. восхождение материи к духу, обозначился пока только в отдельных индивидуальных случаях, которые предвозвещают о воскресении духа. Но для тех, кто внимательно исследует вопрос, является загадкой странное противоречие в характерных чертах атлантской расы. Рядом с грубыми страстями и низкими животными склонностями они обладали высшими психическими способностями и замечательным даром интуиции. Разрешение этой загадки лежит в том факте, что созидание моста, т. е. «манаса» или ума, долженствующего соединить в совершенном индивидууме восходящие крепнущие силы животного с нисходящими силами инволюционирующего божественного духа, тогда только началось. Царство животных представляет и в наши дни область, в которой «манас» ещё не проявился, а во времена Атлантиды соединение этих двух принципов в человечестве было настолько слабым, что духовность едва доминировали над низшей животной природой. Соприкосновение с разумом усиливало их чувственные наслаждения, но не было достаточно сильным, чтобы разбудить ещё спящие духовные способности, которые у существа более совершенного имеют господствующее значение. Наша метафора относительно манасического моста может повести нас немного дальше, если учесть, что и сейчас он в процессе созидания, и ему суждено оставаться незавершённым для человечества в целом на протяжении неисчислимых тысячелетий — фактически. пока не будет завершён ещё один круг из семи планет, и половина пятого Великого Круга уже пройдена.

Хотя во времена позднего периода третьей и в начале четвертой коренной расы «Манасапутра» явился, чтобы наделить основную массу человечества даром разума, которым оно тогда не обладало, всё же проблески его в дни Атлантиды были ещё так слабы, что, можно сказать, мало кто достиг тогда области абстрактного мышления; но конкретные вещи были совершенно осознаны, и — как мы уже видели — в практических вопросах своей повседневной жизни, особенно когда их психические способности были сосредоточены на том же, они достигали замечательных и выдающихся результатов.

Следует также помнить, что «кама» или четвёртый принцип достиг высшей точки своего развития в четвёртой расе. Этим и объясняется погружение её в низшие чувствования, а приближение кругового цикла к его нижайшей точке лишь подчеркивает нисходящее движение, при котором и не удивительным покажется то, что раса постепенно теряла свои психические способности и погружалась в бездны эгоизма и материализма. На это надо смотреть лишь как на неизбежное следствие великого циклического процесса, согласного с вечным законом.

Мы все прошли через те зловещие дни. и накопленный опыт позволил нам приобрести черты, присущие нам ныне. И свет ещё более яркий, чем тот, который осветил путь нашим предкам атлантам, засиял теперь перед арийской расой. Менее подчинённые власти чувственных страстей и более чуткие к влияния разума, люди нашей расы достигли и приобретают ещё более прочные познания и более широкий диапазон интеллекта. Эта восходящая дуга великого цикла манвантары будет естественно приводить всё большое число людей на оккультный путь и будет являть всё большую привлекательность высших способностей для дальнейшего очищения и укрепления характера — без судорожных усилий и непрерывно отвлекающих устремлений к обманчивым миражам, но ведомых и охраняемых на каждом шагу Учителями Мудрости; и тогда восхождение, раз начатое, перестанет быть колеблющимся и непостоянным, но прямо устремится к славной цели.

Психические способности и дивная интуиция, утерянная на некоторое время, но всё же остающаяся праведным достоянием расы, только и ждут индивидуального усилия, чтобы вновь вернуться и придать характеру более глубокое познание и высшие силы. Иерархия адептов-руководителей — Учителей мудрости — все более и более сплачивается и приобретает силу. И даже среди нас сегодня несомненно существуют люди, вдохновенный энтузиазм которых позволит им вступить на тропу Учителей Мудрости ранее, чем следующая коренная раса утвердится на этой планете, чтобы помочь своей собственной расе в её эволюционном движении.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: