Государственный кредит

 

1. Сущность, виды и методы получения государственного кредита.

2. Государственные займы и их классификация.

3. Управление государственным долгом.

 

1. Сущность, виды и методы получения государственного кредита.

 

Отличие государственного кредита от других форм кредита состоит в том, что обязательным субъектом этих отношений выступает государства, его органы. Вторым субъектом может быть другое государство, физические лица, предприятия, фирмы, корпорации или финансово-кредитные институты (юридические лица).

Как и все другие виды кредита государственный кредит представляет собой отношения между заемщиком и кредитором по поводу получения во временное пользование определенной стоимости денежных средств на условиях возвратности, срочности и платности. Традиционной формой государственного кредита считаются отношения, когда государство выступает в качестве заемщика денежных средств. Но в настоящее время оно может выступать и кредитором. При этом первый вид государственного кредита называется пассивным государственным кредитом (государство – заемщик), а второй — активным (государство — кредитор).

В настоящее время все развитые страны имеют достаточно большой объем государственного долга, который измеряют отношением его величины к ВВП или его долей в денежном обороте страны.

 Понятие государственного долга относится к пассивному государственному кредиту. Поскольку возникает в основном вследствие государственных займов, то эти три вещи связаны между собой.

Государственный долг представляет собой сумму всех выпущенных и не погашенных государством долговых обязательств, включая доход или проценты по ним.

Государственный долг делится на текущий и капитальный. Капитальным считается вся сумма выпущенных и не погашенных государством долговых обязательств вне зависимости от срока погашения. Текущим государственным долгом считается та часть капитального долга, по которой в текущем году наступил срок платежа. Исключение составляют краткосрочные долговые обязательства, выпускаемые на срок менее 1года, поскольку по ним широко применяется рефинансирование, т.е. погашение ранее выпущенных краткосрочных обязательств за счет вновь выпускаемых.

Методы мобилизации ресурсов в распоряжение государства, применяемые в настоящее время, включают в себя: 1) государственные займы, исключительной особенностью которых является использование государственных ценных бумаг, а также 2) обращение части сбережений населения непосредственно в ресурсы государства путем оформления задолженности государства сберегательному кредитному учреждению.

В некоторых странах законодательно определяется доля постоянной величины вкладов в сберегательных учреждениях, которая может быть мобилизована государством путем государственного кредита (максимальная доля 50%). У нас такая доля не установлена, на Сбербанк использует привлеченные ресурсы для покупки государственных ценных бумаг.

С ростом государственного долга государству приходится изыскивать новые способы мобилизации средств, повышать привлекательность вложения ресурсов в государственные ценные бумаги. В связи с этим увеличиваются и затраты государства по обслуживанию государственного долга.

Наряду с пассивным государственным кредитом в настоящее время все больше используется активная форма, связанная с предоставление так называемых казначейских ссуд, т.е. ссуд из государственного бюджета. При этом очень часто непосредственное предоставление ссуд заменяется отсрочкой уплаты налогов (или налоговый кредит) или принимает форму условного государственного кредита, связанного с предоставлением так называемых государственных гарантий. Обычно имеет форму государственных гарантий. Государство в этом случае берет на себя обязательство выступить третьим гарантирующим юридическим лицом в ссудной сделке и выплатить сумму ссуды погасителю при наступлении срока ее возврата, если заемщик окажется не в состоянии это сделать. Как правило, государство выступает гарантом по местным займам, если им законодательно придан статус государственных, или по поставкам национальными компаниями в кредит товаров в другие страны, платежеспособность которых сомнительна, но они представляют собой перспективные рынки сбыта.

В общем и целом считается, что государственный кредит является более предпочтительной формой мобилизации финансовых ресурсов для покрытия бюджетного дефицита. Однако преимущества государственного кредита по сравнению с излишней бумажно-денежной эмиссией не означают, что это абсолютно безболезненный для экономики метод, поскольку: 1) при длительных сроках займов бремя государственного долга перекладывается с нынешних поколений на следующие. Это означает усиление налогообложения для будущих жителей страны; 2) используясь для покрытия бюджетного дефицита, государственный кредит в свою очередь может служить его увеличению, поскольку расходы по обслуживанию государственного долга включаются в общую сумму расходов бюджета; 3) если государственные займы выпускает центральное правительство, они как правило используются непроизводительно, что в конечном итоге приводит к падению темпов роста объемов производства в стране, ибо НД во все большей мере используется неэффективно.

Поэтому почти все развитые государства стремятся законодательно ограничить рост государственного долга. Это может быть сделано путем установления верхнего предела долга, либо при принятии закона о центральном бюджете ежегодно решается вопрос и о размерах заимствований.

В РФ в настоящее время принят закон о государственном долге РФ, в соответствии с которым величина заимствований обязательно должна быть согласована с высшим законодательным органом.

 

2. Государственные займы и их классификация.

 

Государственные займы выступают как один из основных методов пассивного государственного кредита, вплотную связанного с понятием долговых обязательств. При выпуске займов государство как правило определяет не только общий размер займа, о и минимальную сумму, которая может быть мобилизована у конкретного физического или юридического лица, путем определения номинала государственных ценных бумаг, свидетельствующих о ссуде.

Государственные займы, применяющиеся в мировой практике, классифицируются по нескольким признакам:

1. По уровню органа власти, выпускающего заем:

- федеральные (центрального правительства);

- субъектов Федерации;

- местные.

Но в ряде стран законодательство предусматривает возможность выпуска займа только для центрального правительства.

2. По валюте займа или по месту займа:

- в валюте собственной страны;

- в конвертируемой валюте;

- в валюте страны-кредитора.

3. По срокам, на которые выпускают заем:

- бессрочные;

- долгосрочные (более 5 лет);

- среднесрочные (от 2 до 5 лет);

- краткосрочные (до 1 года);

- текущие (несколько месяцев).

В настоящее время мировая практика свидетельствует о тенденции сокращения среднего срока займов.

4. По способу выплаты дохода:

- процентные;

- процентно-выигрышные;

- выигрышные;

- беспроигрышные;

- целевые.

При процентных займах выигрыш может выплачиваться в течение всего срока действия займа равными долями по купонам облигации или 1 раз в конце срока действия при погашении займа. Кроме того, в некоторых случаях доход выплачивается в виде разницы между номиналом ценной бумаги и ценой ее покупки. Это выплата дохода в виде дисконта. Она применяется при реализации ценных бумаг не через банки-дилеры, а через аукционы. Беспроигрышными считаются государственные займы, по ценным бумагам которых гарантируется выплата дохода в виде выигрыша. Целевые займы редко встречаются в мировой практике, поскольку они не гарантируют доход, а лишь покупку определенных товаров длительного пользования, обычно дефицитных.

5. В зависимости от состава держателей ценных бумаг:

- реализуемые только среди населения — сберегательный заем РФ, оформленный облигациями государственного сберегательного займа (ОГСЗ);

- реализуемые только среди юридических лиц — федеральный заем РФ, оформленный ОФЗ (облигациями федерального займа);

- смешанные – заем РФ, оформленный ГКО (государственными краткосрочными облигациями).

6. По способу оформления:

- облигационные — оформляется специальная ценная бумага. Облигация — это долговое обязательство государства. Ее реквизитами являются номинал, дата выпуска, эмитент, срок займа, размеры и способы выплаты дохода. Обычно ценные бумаги защищаются от подделки;

- безоблигационные — выпускаются как правило для конкретных юридических лиц или группы. Сумма займа обычно фигурирует в целом по конкретному кредитору.

7. По способу размещения:

- добровольные – как правило являются свободно обращающимися, т.е. ценные бумаги государства, поступая на открытый финансовый рынок могут быть выкуплены и проданы в любое время в течение срока действия займа;

- факультативные — займы, привлекательность которых для населения создается дополнительными факторами или условиями;

- принудительные (займы по подписке) — длительное время применялись в СССР, поскольку сумма займа распределялась по разнарядке между территориями и населенными пунктами страны, а в них между предприятиями и организациями.

 

3. Управление государственным долгом.

 

Поскольку большинство стран в настоящее время выступают как кредиторы и как заемщики денежных средств, а государственный долг у многих достиг значительных размеров в финансовом аппарате обязательно есть служба, занимающаяся контролем показателей государственной задолженности и принимающая меры по их улучшению. Поэтому под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанная с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, с разработкой условий и выпуском новых государственных займов, изучением источников погашения ранее выпущенных займов и выплатой доходов по ним, а также с изменением условий ранее выпущенных займов и выплатой доходов по ним, а также с изменением условий ранее выпущенных займов.

Основные показатели, по которым контролируется эффективность государственного кредита, связаны:

1. с соотношением размеров государственного долга 1) к величине бюджетного дефицита, 2) к величине расходов бюджета, 3) к размерам средств в обращении, 5) к ВВП или НД страны. Изучаются в динамике.

Для стран ЕЭС нормальным считается доля государственного долга в ВВП не более 60%. Россия придерживается предела государственного долга не более 30% от ВВП

Государственный долг России, % к ВВП

год значение
2003 30.4
2004 22.3
2005 14.2
2006 9.0
2007 8.5
2008 7.9
2009 11.0
2010 7.9
2011 8.3
2012 8.0
2013 7.9

 

 

2. кроме того, измеряют также показатель эффективности государственного кредита:

  или     ,

 

где Э- эффективность государственного кредита;

П - поступления от займа;

Р - расходы по обслуживанию.

3. кроме того, по внешнему государственному кредиту также рассчитывается коэффициент обслуживания:

 

 


Считается нормальным, когда коэффициент обслуживания в пределах 25%. В России этот показатель более 40%.

Повышению эффективности государственного кредита может служить прежде всего снижение размеров задолженности государства. Однако на практике очень часто приходится прибегать к промежуточным мерам, способствующим уменьшению напряженности в системе государственного кредита. К их числу относятся такие мероприятия, которые связаны с изменением условий ранее выпущенных займов. К ним относятся:

- конверсия (изменение условий займа по уровню их доходности; как правило уменьшают);

- консолидация (изменение срока действия займа – продление или сокращение).

Часто консолидация сопровождается унификацией (объединение нескольких ранее выпущенных займов в один с едиными сроками погашения и доходности) займов и может быть проведена вместе с конверсией. Применяется также обмен по регрессивному соотношению, который осуществляется, когда производится обмен старых облигаций на новые в уменьшенной пропорции. Чаще всего связан с сильным обесценением денежной единицы. Также применяется отсрочка погашения займа или аннулирование займа (нулефикация) и рефинансирование.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: