Бюджет государства, его назначение, сущность, характеристика функций

Государственный бюджет представляет собой совокупность экономических или денежных отношений между государством с одной стороны и физическими и юридическими лицами с другой, которые связаны с образованием и использованием фондов денежных средств в распоряжении органов государственной власти и управления, а также местных органов власти и управления.

Особенность бюджета как экономической категории связана с тем, что государство выступает как субъект этой системы отношений, объектом же выступает созданный в стране национальный доход.

Для бюджета характерен широкий охват финансовыми отношениями всех сфер общественной жизни. Любое физическое или юридическое лицо в обществе всегда связано с бюджетом. Однако характер денежных отношений с государством может быть различным как у физических, так и у юридических лиц.

Отношения с государством могут быть односторонними или двусторонними. Причем при односторонних отношениях второй субъект этих отношений может быть как плательщиком, так и получателем средств. Это зависит от характера второго субъекта этих отношений, от уровня образования его доходов, от формы собственности, от проводимой правительством политики.

Бюджет как экономическая категория предполагает, что, как и любая другая финансовая категория, он участвует в перераспределении стоимости ВВП. Причем бюджет выступает основным инструментом такого перераспределения, его главным каналом.

Бюджет характеризуют некоторые особенности:

1. Масштабность и величина. В государственном бюджете концентрируется значительная часть финансовых ресурсов государства.

2. Государственный бюджет характеризуются высокой маневренностью средств, которая связана с отсутствием жесткого закрепления отдельных источников доходов за конкретными направлениями их использования.

3. Бюджет имеет разветвленную систему бюджетных резервов, которая используется как страховые фонды при возникновении диспропорций при исполнении бюджета: резервный фонд, фонд национального благосостояния. При возникновении разрывов кассовых пополнений бюджета средства резерва используются на их временное покрытие. Также формируются резервы в распоряжении Президента и в распоряжении Правительства РФ.

4. Динамичность (транзитность) бюджета. Эта черта характеризуется тем, что средства в бюджете не задерживаются, а используются по мере их поступления на определенные цели.

Как финансовый план бюджет также имеет отличительные особенности.

1. Бюджет — это единственный из финансовых планов, который утверждается законодательным органом как закон, вследствие чего становится обязательным для исполнения на территории данной страны.

2. Бюджет является по отношению к другим финансовым планам координирующим.

3. Бюджет является универсальным планом, так как его показатели охватывают практически все сферы и области экономического и социального развития страны.

 

Сущность бюджета проявляется в его функциях. Поскольку бюджет — одно их ведущих звеньев финансовой системы, его функции в основном те же, что и у финансов в целом: распределительная, регулирующая и контрольная.

1). Распределительная функция проявляется в том, что бюджет участвует главным образом в перераспределении национального дохода. В условиях функционирования рыночных отношений государство в меньшей степени связано с материальным производством и формированием первичных доходов.

Особенностью данной функции является то, что через бюджет осуществляется многоаспектное и многоуровневое перераспределение:

а) между сферами материального производства и непроизводственной сферой;

б) между отраслями экономики;

в) между группами населения;

г) между территориями.

Через бюджет осуществляется только стоимостное перераспределение, так как для него в максимальной степени характерно отсутствие связи с движением товаров (неэквивалентность).

Некоторые экономисты считают, что в процессе выполнения бюджетом распределительной функции проявляется экономическое, социальное и политическое значение бюджета.

Экономическое значение бюджета обычно связывают с расходами в экономику и затратами на государственное управление. Однако этим влияние бюджета не ограничивается, поскольку воздействовать на экономику можно не только путем расходования средств (через финансирование), но и через состав, структуру и порядок внесения доходов в бюджет (определяя их).

Социальное значение бюджета связано, прежде всего, с той долей национального дохода, которую правительство считает возможным выделить на данном этапе для обеспечения социальных выплат.

Политическое значение бюджета обычно связывают с расходами на оборону, поскольку эти затраты в значительной степени определяют престиж государства в мире. Речь идет о внешней политике. Для внутренней политики необходимо рассмотреть состав и структуру всех расходов бюджета.

2 ) Регулирующая функция. Бюджет играет огромную роль в общественном воспроизводственном процессе. Прежде всего, бюджет выступает основной формой финансового обеспечения источниками и финансирования производства, распределение и предоставление государством и муниципальными образованиями общественных благ (услуг, выгод) в рамках выполнения возложенных на них функций и задач. Это главное общественное предназначение бюджета и направление проявления его роли в воспроизводственном процессе. Видовой состав общественных благ подробно представлен в бюджетной классификации расходов бюджета.

Первостепенное значение принадлежит бюджету в системе государственного (муниципального) финансового регулирования процесса общественного воспроизводства. Регулирующая роль бюджета заключается в целенаправленном использовании функциональных возможностей бюджета для изменения пропорций в структуре общественного воспроизводства (совокупного спроса и предложения, накопления и потребления), отраслевых и территориальных пропорций развития экономики и социальной сферы, регулирования темпов экономического роста, развития отдельных сфер и отраслей общественного хозяйства. Бюджет здесь выступает основным инструментом реализации государственной и местной финансовой политики. Такая роль отводится бюджету постольку, поскольку через него распределяется и перераспределяется в среднем по развитым странам до 50 % ВВП и национального дохода. При таких масштабах распределения стоимости национального продукта бюджет просто не может не оказывать регулирующего (стимулирующего или дестимулирующего) влияния на общественное воспроизводство.

 

3). Контрольная функция бюджета обусловлена тем, что поступление средств в бюджет и их расходование осуществляется под постоянным жестким контролем государства через специальные финансовые органы, через финансовый аппарат. Бюджетная классификация позволяет осуществлять контроль на всех стадиях бюджетного процесса. При этом полученная информация может быть использована для анализа и последующего управления финансами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: