Бюджетная система и факторы, определяющие ее состав. Особенности строения бюджетной системы РФ и направления ее реформирования

В разных странах составляется не один, а совокупность бюджетов, так как каждый орган власти имеет свой бюджет. Поэтому под бюджетной системой понимают совокупность всех бюджетов, составляемых и исполняемых на территории данной страны.

Состав бюджетной системы определяют два фактора: государственное устройство и административно-территориальное деление страны. От государственного устройства зависит количество уровней бюджетов в бюджетной системе, а административно-территориальное деление страны определяет их количество.

В зависимости от государственного устройства различают два типа бюджетной системы.

1. Федеративное государство:

1 уровень – федеральный (центральный) бюджет;

2 уровень — бюджеты субъектов (членов) Федерации;

3 уровень — местные (муниципальные) бюджеты.

2. Унитарное государство:

1 уровень — центральный бюджет;

2 уровень – местные бюджеты.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права совокупность всех видов бюджетов страны и внебюджетных фондов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система состоит из трех уровней:

первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные бюджеты:

1) городские округа и муниципальные районы;

2) сельские и городские поселения.

Наряду с бюджетной системой следует различать понятие бюджетного устройства, в которое кроме совокупности бюджетов входит также распределение функций между органами власти и управления разных уровней, а также совокупность юридических норм, регулирующих взаимоотношения между звеньями бюджетной системы. – Бюджетный федерализм.

 

Статья 28. Перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации

 

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

единства бюджетной системы Российской Федерации;

разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

самостоятельности бюджетов;

равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

сбалансированности бюджета;

эффективности использования бюджетных средств;

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

прозрачности (открытости);

достоверности бюджета;

адресности и целевого характера бюджетных средств;

подведомственности расходов бюджетов;

единства кассы.

 

Доходы бюджета, понятие, состав. Особенности формирования доходов бюджетов и внебюджетных фондов

Статья 41. Виды доходов бюджетов

 

К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

1. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

Налоговые доходы бывают собственные и закрепленные.

Закрепление происходит с помощью нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, указанных в главах 7-9 БК РФ, а также в ФЗ «О федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период» и Законах субъектов РФ «О региональных бюджетах на очередной финансовый год и плановый период».

2. К неналоговым доходам бюджетов относятся:

1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

2) доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

3) доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

4) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

5) средства самообложения граждан;

иные неналоговые доходы.

3. К безвозмездным поступлениям относятся:

1) дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

2) субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

3) субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

4) иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

5) безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования;

Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: