double arrow

Глава VIII. Способы кладки


Сетчатая (который пользовались во времена Витрувия). Она красивее, но легче дает трещины, из-за того, что неперевязанные постели и швы камней расходятся во все стороны.

Древняя, называемая кладкой неправильной. При такой гладке камни, перекрывая друг друга и заходя один за другой, придают ей хотя и не очень приятный вид, но зато большую прочность, чем при сетчатой

Кладка ενπλεκτον, которой пользуются в сельских местностях. При такой кладке лицевые стороны выглаживают, а остальные камни кладут с раствором в их природном состоянии и перевязывают чередующимися швами.

 

Глава IX. Строевой лес

Ель имеет в себе больше всего воздуха и огня и меньше всего влаги и земного начала, не тяжеловесна. Она не легко сгибается под тяжестью, но остается в настиле ровной. Но ель порождает и питает гниль и от нее портится, а также быстро загорается.

Верхняя часть ели срезается на высоте двадцати футов от корня и обтесывается; эта часть называется голоменем.

Нижнюю часть, срубив, раскалывают на четыре доли и используют для столярных работ. Эту часть называют еловым комлем.




Летний дуб

Благодаря плотности он не вбирает в древесину жидкость, но, избегая влаги, корежится и дает трещины.

Зимний дуб

Отлично годится для построек, но в сырости портится.

Книга III

Глава I. О соразмерности в храмах и в человеческом теле

Композиция храмов основана на соразмерности, правила которой должны тщательно соблюдать архитекторы. Пропорция — это соответствие между членами всего произведения и его целым по отношению к части, принятой за исходную, на чем и основана всякая соразмерность.

Витрувий подчеркивает, что достоинства и недостатки зданий остаются на веки, поэтому следует соблюдать правила их построения, основываясь на соразмерности частей тела человека, пропорции которого он подробно описывает. В качестве мер, необходимых при работе, Витрувий выделяет палец, пядь, ступню, локоть.

 

Глава II. Классификация храмов

Витрувий выделяет следующие виды храмов: храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер, псевдодиптер, диптер и гипетр. Строение их определяется следующими признаками.

· Храм в антах

Состоит из небольшого прямоугольного помещения (наоса), с двухскатной крышей, покрытой керамической или мраморной черепицей. Его главный фасад оформлялся антами (выступами боковых стен), между которыми помещались две колонны. Подобное сооружение было рассчитано на восприятие лишь со стороны входа.

· Простиль

Главный фасад украшался четырьмя колоннами, расположенными перед антами.

· Амфипростиль

Колоннада имеется на переднем и заднем фасадах, где располагался вход в сокровищницу.



· Периптер

Окружался колоннами по всему периметру, а перед главным фасадом обычно стояло шесть колонн.

· Псевдодиптер

На переднем и заднем фасаде было по восемь колонн, а по бокам, вместе с угловыми, — по пятнадцать.

· Диптер

Имел два ряда колонн, окружавших здание.

· Гипетр

По десять колонн с передней и с задней стороны храма. Средина у гипетра — под открытым небом, без крыши. Вход в него — через двери с обеих сторон.

Витрувий не только описывает виды храмов, но и приводит примеры из современных ему строений, многие из которых не сохранились до наших дней.

 

Глава III. Пять видов храмов

В этом разделе Витрувий выделяет разные виды храмов исходя из расстояния между колоннами.

Существует пять видов храмов:

пикностиль — с тесно стоящими колоннами (периптер с небольшим интерколумнием, равным 1,5 нижнего диаметра колонны)

систиль — где колонны стоят несколько шире (колоннада имеет интерколумний, равный двум нижним диаметрам колонны)

диастиль — с еще более широкими междуколонными промежутками (3 нижних диаметра (эмбата)

ареостиль — с расставленными реже чем следует колоннами (интерколумний = 3,5 -4 эмбата)

евстиль — с правильным распределением расстояний (мог быть четырёх-, шести- и восьмиколонным. Евстиль компенсирует функциональные неудобства остальных стилей расстановки колонн, обеспечивает зрелищность архитектурных форм и удобный доступ к сооружению)



 

Глава IV. Фундаменты

Витрувий описывает как подготовить место для постройки и построить стереобаты.

На стилобатах возводятся колонны. Количество ступеней должно быть нечетным.

Витрувий также описывает как избежать визуального искажения стилобата.

 

Глава V. Пропорции базы, капителей и антаблемента в ионийском ордере

Нижняя часть колонны будет казаться большей из-за того, что у нее будет сделан выступ до края плинта. Астрагалы делают в восьмую долю трохила. Выступ базы будет в три шестнадцатых толщины колонны

Волюты должны быть правильно закручены по циркулю при вычерчивании

Чем выше поднимается взор, тем труднее ему проникать сквозь толщу воздуха и зрительное восприятие искажается, поэтому всегда надо делать некоторые добавления к отдельным членам при расчете их соразмерности, чтобы они казались надлежащих величин.

На колоннах следует делать двадцать четыре каннелюры

На симах, находящихся над карнизом по бокам храмов, высекают львиные головы, расположенные так, что они прежде всего должны приходиться против каждой колонны, а остальные располагаются равномерно, чтобы каждая из них приходилась против середины отдельных рядов черепиц.

 Книга IV

 

Глава I. Происхождение трех ордеров и пропорции коринфской капители

Дорийская колонна воспроизводит в зданиях пропорции, крепость и красоту мужского тела.

Коринфские колонны, за исключением их капителей, во всей своей соразмерности подобны ионийским. Коринфский ордер, подражает девичьей стройности.

Третий ордер возник из двух других путем введения особой капители.

 

Глава II

В дорийских зданиях была изобретена система триглифов и мутулов, в ионийских имеет свое собственное основание, расположение зубчиков, и подобно тому как мутулы воспроизводят выступы стропил, так в ионийских зданиях зубчики подражают выступам обрешетин.

 







Сейчас читают про: