Глава III. Пропорции дорийских храмов

Фасад дорийского храма, с той стороны, где помещаются колонны, делится, если это четырехколонник, на двадцать семь частей, а если шестиколонник, — на сорок две.

 

Глава IV. Целла и предхрамье

Длина храма определяется тем, что ширина его должна быть вдвое меньше длины.

Остальные три части, образующие предхрамие, доходят до стенных ант, которые должны иметь толщину колонн. Толщина же стен самой целлы должна находиться в соответствии с ее величиной.

 

Глава V. Ориентировка храма

Стороны, куда должны быть обращены храмы, устанавливаются таким образом: храм вместе с изваянием, помещающимся в целле, должен быть обращен к западной стороне.

Если же мешает природа местности, то установление этих направлений надо изменить так, чтобы из святилищ богов была видна как можно большая часть города.

 

Глава VI. Двери храмов

Устройства храмовых дверей и их наличников прежде всего зависят от того, какого они будут ордера. Аттические двери делают таким же образом, как и дорийские.

 

Глава VII. Тускские храмы

Разделив место, на котором строится храм, в длину на шесть частей, надо отнять одну часть, а полученный остаток пойдет на ширину.

Базы их должны быть высотой в половину этой толщины.

Сверху же фронтон, конек, стропила и прогоны должно располагать так, чтобы свес кровли соответствовал третьей части остальной крыши.

 

Глава VIII. Круглые и другие виды храмов

Бывают также круглые храмы, из которых одни делают моноптерами с колоннами, но без целлы, другие — так называемыми периптерами.

Если же такой храм возводят в виде периптера, то внизу делают две ступени и стилобат.

Эти разновидности возникают в связи с потребностями богослужений. Не следует делать всем богам храмы по одинаковым правилам.

 

Глава IX. Алтари

Алтари должны быть обращены на восток и всегда быть расположены ниже находящихся в храме изваяний. Их строят различной высоты, сообразно с тем, что приличествует каждому богу.

 

 

  Книга V

 

Книга посвящена устройству форумов, базилик, театров, бань и верфей.

 

Глава I. Форум и базилика.

Глава описывает правильное строительство форумов и базилик. Автор дает рекомендации относительно как внешнего, так и внутреннего построения.

 

Греки делают форумы квадратными, с обширными двойными портиками, украшая их часто стоящими колоннами и каменными или мраморными архитравами, и сверху по настилам делают переходы. Но в городах Италии нельзя поступать таким же образом ради обычая устраивать на форуме состязания гладиаторов.

• Размеры форума должны соответствовать количеству жителей. Ширина определяется так: длину надо разделить на три части и две из этих частей взять на ширину.

• Базилики надо ставить на местах, примыкающих к форуму в самых теплых его частях, чтобы зимою там могли собираться купцы. Базилики должны быть в ширину не меньше трети и не больше половины своей длины. При большей длине места на концах их ставят халкидские портики, как в базиликах Юлия и Аквилия.

•  Колонны следует делать такой же высоты, как ширина портиков; портик должен быть в треть ширины внутреннего пространства базилики. Верхние колонны делают меньше нижних.

 

Глава II. Казначейство, тюрьма и курия

Во второй главе автор повествует дополнительном присоединении к форуму казначейства, тюрьмы и курии, и дает рекомендации относительно их постройки.

 

• Казначейство, тюрьму и курию надо присоединять к форуму, но так, чтобы их величина и соразмерность форуму соответствовали. Если курия будет квадратной, то высота должна быть в полтора раза больше ширины. Если она будет продолговатой, то надо сложить ее длину с шириной и половину этой суммы дать на высоту до потолочных кессонов.

• Кроме того, внутренние стены на половине их высоты надо опоясывать карнизами столярной или лепной работы. Если их не будет, то звуки голосов выступающих не будут внятны для слушателей.

 

Глава III. Театр, выбор места для него и его акустика

Театр и аспекты его строительства.

• Когда будет устроен форум, тогда надо выбрать место для театра, согласно указаниям, сделанным в первой книге.

• Кроме того, надо остерегаться, чтобы театр был обращен на юг.

• Что же касается фундаментов, то, если театр расположен на холме, их делать нетрудно; но если по необходимости приходится их выводить на равнине или на болотистом месте, то укрепление почвы и опорные сооружения надо делать таким же способом, какой указан в третьей книге. По фундаменту от подпор должны идти ступени из камня или из мрамора.

• Акустика: древние архитекторы, строили ступени театров на основании исследования восходящего голоса и путем математической каноники и теории музыки старались, чтобы всякий звучащий со сцены голос доходил до ушей слушателей отчетливее и приятнее.

Глава IV. Гармония

Голос, модулируя в своих переходах, делается то высоким, то низким; модулирует же он двумя способами:

- оплошный голос не останавливается ни на ступенях, ни на каких-либо иных местах, и не имеет ощутимых границ.

- при раздельном голосе — наоборот, так как когда он модулирует, он останавливается то на одной ступени звучания, то на другой.

 

Мелодических строев — три:

1. Гармонический строй — искусственный, напев его отличается особенно строгой и благородной торжественностью.

2. Хроматический отличается более нежной прелестью.

3. Диатонический более легок, имея натуральное расположение интервалов.

 

Глава V. Расположение голосников в театре

• Итак, основываясь на данных теории, нужно делать медные сосуды в соответствии с размерами театра. Ставят же их опрокинутыми, а со стороны, обращенной к сцене, под них подкладывают клинья, высотой не меньше чем в полтора фута. Против каждой такой ниши в проступях нижних ступеней оставляют отверстия длиной в два фута и вышиной в пол фута.

• Голос, произносящийся со сцены, распространяясь кругами и ударяясь о полости отдельных сосудов, достигнет большей звучности и будет вызывать должное ответное созвучие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: