Художественное воплощение революционного пути народа

Ход занятия

I. Проверка домашнего задания.

1. С. 638 – 643; анализ стихотворений; чтение стихотворений наизусть. 

2. Развернутые ответы на вопросы по теме занятия:

1). Жизненный и творческий путь А. Твардовского.

2). Темы войны и памяти в лирике А. Твардовского.

3). Самостоятельная работа обучающихся:

А.Т. Твардовский. Стихотворения: «К обидам горьким собственной персоны...», «Ты, дура смерть, грозишься людям». Поэма «По праву памяти».

II. Работа над темой занятия.

Терминологическая разминка.

Уточним значение некоторых терминов, которые встретятся в лекции.

Коллизия — противоречие, столкновение, борьба действующих сил в художественном произведении. Термин введён в эстетику Г. Гегелем; употребляется синонимично термину конфликт, но подразумевает исторический масштаб, глобальность, универсальность изображаемых противоречий.

Лирической прозой называют любую эмоционально насыщенную, пронизан­ную авторским чувством художественную прозу (рассказ, повесть).

Лекция.

План.

1. Наука и образование середины XX века.

2. Архитектура, скульптура и живопись.

3. Театр и кино.

4. Литература.

1. Наука и образование середины XX века.

С середины 50-х годов развернулся процесс демократизации жизни советского общества, что создавало благоприятные условия для развития культуры. Важным шагом на этом пути был XX съезд партии, осуждение культа личности Сталина, реабилитация тех, кто безвинно пострадал в довоенные и послевоенные годы. Более демократичной стала система руководства культурой. Некоторые функции государственных органов передавались общественным организациям. Так, в 1957 году на общество "Знание" было возложено руководство всей лекционной пропагандой (ранее находилась в ведении Министерства культуры). Расширились права союзных республик в области культурного строительства. Некоторые вузов и техникумов были переданы в ведение республик. Больше прав в области культурно-бытового строительства и народного образования получили местные Советы. Регулярно стали собираться съезды художественной интеллигенции, организовываться ее встречи с руководителями партии и правительства. Они являлись демократической формой обсуждения актуальных общественных и профессиональных проблем.

В 1956 году были восстановлены Ленинские премии за наиболее выдающиеся работы в области науки, техники, литературы и искусства. Размер Ленинской премии — 10 000 рублей. Премии В.И. Ленина, учрежденные в 1925 году, присуждались до 1935 года, после чего их присуждение прекратилось. С 1940 г. по 1952 г. вручались Сталинские премии. Размер и количество присуждаемых премий неоднократно менялось. Так, например, впервые это произошло 20 декабря 1940 года когда СНК СССР было принято постановление «Об изменениях порядка присуждения Сталинских премий по науке, изобретениям, литературе и искусству», по которому количество премий в области науки и искусства увеличивалось до трех премий первой степени по 100 тыс. руб. и пяти премий второй степени по 50 тыс. рублей (по каждой из четырех номинаций в области литературы устанавливалось по три премии в 100 тыс. рублей).

С 1966 года эти премии стали называться Государственными премиями СССР. Их размер составлял 5 тыс. рублей каждая.

Со второй половины 50-х годов активизировались международные связи советской культуры. Был возобновлен и стал регулярным Московский кинофестиваль (впервые состоялся в 1935 году). Высокий авторитет в музыкальном мире приобрел Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского, проводимый в Москве (первый из них состоялся в 1958 году). Советские люди получили возможность познакомиться с зарубежным изобразительным искусством. Была восстановлена экспозиция Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, которая перед войной была переведена в запасники. Стали проводиться выставки зарубежных собраний: Дрезденской галереи, музеев Индии, Ливана. Широкий общественный резонанс получила выставка П. Пикассо в 1956 году, Укреплению культурных контактов способствовал Московский международный фестиваль молодежи и студентов в 1957 году. Для многих советских людей фестиваль дал возможность познакомиться с художественным творчеством в зарубежных странах. С 1953 года в СССР стали издаваться реферативные журналы с обзорами мировых научных изданий, что благоприятно сказывалось на развитии советской науки.

Емким, образным определением новых веяний времени стало название романа И.Г. Эренбурга "Оттепель" изданного в 1954 году и вызвавшего в те годы бурные дискуссии. Роман теперь почти забыт, но название его отразило суть перемен, наступивших в духовной жизни общества с середины 50-х годов. В это время в жизнь вступило новое поколение интеллигенции, объединенное не столько возрастом, сколько общностью взглядов, так называемое поколение "шестидесятников", которое восприняло идеи демократизации общества и пронесло их через последующие десятилетия.

Лекция посвящена этому весьма интересному периоду в жизни нашей страны, нашего народа.

Большое внимание в этот период уделялось развитию науки. За двадцать лет (1950 - 1970 гг.) почти в 12 раз возросли расходы государства на науку. В развитии науки в этот период наблюдались две тенденции - углубление специализации и взаимопроникновение разных отраслей науки. Много новых институтов было открыто в области физико-математических наук (одним из них был Институт полупроводников, который занимался вопросами управления системами, созданными на основе полупроводниковых элементов различных типов).

Фундаментальные исследования в области квантовой электроники Н.Г. Басова и A.M. Прохорова были отмечены Нобелевской премией 1964 года. В СССР был создан первый молекулярный генератор-лазер, открыта цветная голография. Мировое признание получили работы Н.Н. Семенова по исследованию химических цепных реакций (Нобелевская премия 1956 г.).

В 1956 году поднялся в воздух ТУ-104, 4 октября 1957 года был совершен запуск первого в мире спутника земли. 12 апреля 1961 года Ю.А.Гагарин совершил первый в истории полет вокруг земного шара длительностью 108 минут. В 1965 году был осуществлен первый в мире выход человека в космическое пространство. Это был наш соотечественник космонавт А.А. Леонов. Дальнейшее развитие космонавтики продолжалось. Были совершены десятки полетов в космос, выход космонавтов в открытый космос, стыковки космических кораблей. Большой вклад в осуществление космической программы внес генеральный конструктор С.П. Королев.

Успехи научно-технического прогресса были бы невозможны без развития системы образования. В 1958 году было введено всеобщее обязательное восьмилетнее образование. В 1971 году вводится всеобщее обязательное среднее образование. В 1965 году в стране учился каждый третий человек. К концу 80-х годов в стране было полтора миллиона научных работников, что составляло четвертую часть всех ученых мира.

Самые известные НИИ: Институт электронных управляющих машин, Институт физики высоких давлений, объединенный Институт ядерных исследований в Дубне - крупнейший в мире; в области химии и биологии - Институт радиационной и физико-химической биологии. Изменилось территориальное размещение научно-исследовательских учреждений. В конце 50-х годов сформировался крупный научный центр на востоке - Сибирское отделение Академии наук. С 1963 года Академия получила право определять основные направления фундаментальных исследований и планировать их в масштабах страны. Раньше она выступала лишь как научно-консультативный центр.

Наибольшее влияние на научно-технический прогресс оказывает физика. Фундаментальные исследования советских ученых получили международное признание. В 1962 году Л.Д. Ландау была присуждена Нобелевская премия за разработку теории жидкого гелия. В 1957 году под руководством В.И. Векслера, Д.В. Ефремова, Е.Г. Камара и др. в СССР был создан и запущен самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц - синхрофазотрон.

Использование подобных установок привело к развитию нового направления в физике - физики высоких и сверхвысоких энергий. Успехи советских ученых в области ядерной физики привели к появлению атомной энергетики. В 1954 году в СССР была пущена первая в мире атомная электростанция. Началось строительство более мощных Сибирской, Воронежской и Белоярской атомных станций.

 

В это же время были предприняты работы по применению атомной энергии в различных отраслях транспорта. Весьма успешным оказалось практическое использование атомных силовых энергетических установок на судах морского флота. Это обеспечило длительность плавания без захода на топливные базы, что особенно выгодно для судов, плавающих в арктических водах - в тяжелой и сложной ледовой обстановке. В 1957 году был спущен на воду первый в мире атомный ледокол "Ленин". Он развивал скорость до четырех километров в час сквозь сплошной лед толщиной свыше двух метров. В 1962 году он вдвое удлинил сезон арктической навигации.

 

Достижения ядерной физики нашли свое применение в промышленности, сельском хозяйстве, медицине. В научных исследованиях широко использовались радиоактивные изотопы, производство которых было налажено промышленным способом. Развитие физики полупроводников повлекло за собой подлинную революцию в технике. В автоматике, радиотехнике, вычислительной технике стали применять высокоэффективные малогабаритные средства.

2. Архитектура, скульптура и живопись.

Архитектура

С середины 50-х годов в архитектуре начался новый этап "эра блочного строительства". Важнейшее место занимает типовое жилищное строительство из крупнопанельных блоков. Архитекторы стремятся найти наиболее конструктивные решения, покончить не только с практикой украшательства, но и со скукой однообразных плоскостей, в результате чего здание, будь то общественное или жилое, органически бы вливалось в ансамбль города. Первым большим шагом в формировании стилевых черт современной архитектуры стало проектирование и строительство Кремлевского Дворца съездов, ставшего эталоном крупного общественного здания. Открытие Дворца состоялось в 1961 году. Кремлевский Дворец съездов отличался широким многоцелевым назначением. Он используется для проведения съездов, совещаний, конгрессов, а также является театральным зданием, в котором созданы условия для оперных и балетных спектаклей, концертов. О грандиозности Дворца говорят такие факты, как шеститысячная вместимость зала заседаний. Строгая геометричность объемов и фасадов Дворца, беломраморные пилоны, полированные стеклянные витражи между ними на всю высоту создают контраст с группой памятников древнерусского зодчества.

В 70 - 80-е годы было построено множество общественных зданий, прежде всего, социального и культурного назначения. Это такие сооружения, как кинотеатр "Россия" (1961), универмаг "Москва" (1961), общесоюзный телевизионный центр в Останкино (1964 - 1969), цирк на проспекте Вернадского, новые здания МХАТа на Тверском бульваре (1973), Театра на Таганке (1979 - 1981), Детского музыкального театра (1979), здание ТАСС (1977) и многие другие.

Особое место в архитектуре столицы заняли сооружения, возведенные для проведения XXII Олимпийских игр в 1980 году. Они создавались с таким расчетом, чтобы по окончании игр могли быть максимально использованы в жизни города. Этим объяснялось их рассредоточенное размещение в формирующихся центрах Москвы. В итоге возникло шесть олимпийских спортивных центров: в Лужниках, в районе Крылатского (здесь был сооружен гребной канал, уникальный велотрек), в районе Ленинградского проспекта на основе стадиона "Динамо", в Измайлове и Сокольниках. Крупнейшим сооружением для проведения соревнований Олимпиады-80 стал построенный в 1977 - 1980 гг. спортивный комплекс "Олимпийский".

 

Скульптура

В скульптуре 60-70-х годов центральное место занимает архитектурно-скульптурный комплекс, мемориал. В этот период создается памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963 - 1967), мемориал на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге (1960), мемориальные комплексы "Брестская крепость" и " Хатынь " (1968-1969). Последний из названных мемориалов был создан на месте бывшего села Хатынь, сожженного фашистами дотла. Словно печные трубы, уцелевшие после пожара, встали 26 памятных железобетонных обелисков. И в каждом из них - колокол. Печальный, тревожный колокольный перезвон оплакивает погибших в годы войны, взывает к памяти живущих. Композиционным центром мемориала является бронзовая скульптура "Непокоренный человек". В мемориал входит "кладбище белорусских деревень". 186 белорусских деревень пережили трагедию Хатыни. Их названия высечены на надгробных плитах. Скорбная "стена памяти" перечисляет названия 66 наиболее крупных фашистских концлагерей. Венчает мемориальный ансамбль Вечный огонь и три березы - символ жизни.

 

Живопись

В живописи в 60-е годы художники разрабатывают так называемый " суровый стиль ". (Этот термин принадлежит советскому искусствоведу А.А. Каменскому). Представители этого направления - П.Ф. Никонов. А.П. и С.П. Ткачевы, Д.Д Жилинский, Н.И. Андронов, Т.Т. Салахов, М.А. Савицкий, В.Е. Попков - стремились обратить искусство лицом к жизни, художественно воссоздать "правду жизни". Расширился диапазон тем - в искусство вошли целые пласты жизни, ранее им не исследуемые. Художники изображали суровые будни" геологов, хирургов, плотогонов, солдата, вернувшегося с войны (А.Н.Андронов "Плотогоны", 1959 - 1961; П.Ф. Никонов "Наши будни", 1960; В.Е. Попков "Строители Братской ГЭС", 1961; Т.Т. Салахов "Ремонтники", 1963). В поисках "правды жизни" эти художники обратились к сдержанной, условной, обобщенной форме, отвергнув всякую описательность. Лаконизм средств сблизил многие станковые произведения "сурового стиля" с искусством монументальным. Это сказалось и в гиперболизации образов, в которых опущено все случайное, мимолетное, и в повышенной декоративности и эмоциональности колорита, и даже в большом, как правило, размере холста. Но это не означает, что все художники указанного направления похожи один на другого. Художников "сурового стиля" связывает воедино время и его герой, которого они изображают. Недаром все они много занималисься жанром портрета, ибо искусство - прежде всего исследователь человеческой души. На выставках 60-х и позже 70-х годов широко представлены автопортреты. К примеру, у В.Е. Попкова множество автопортретов-картин: "Мать и сын" (1970), "Работа окончена" (1971), "Шинель отца" (1972) и другие. Язык этих картин символичен.

Естественен интерес художников "сурового стиля" к жанру историческому и историко-революционному. Примером тому является творчество Г.М. Коржева. Прошедшая война продолжает волновать как людей старшего поколения, так и молодежь, тех, кто не принимал в ней участия. Но знаменательно, что и те, и другие изображают войну как величайшую трагедию человечества. Художникам иногда трудно выразить мысль с помощью только одной картины, они прибегают к многочастным произведениям- диптихам, триптихам.

Пример тому - испанский триптих А.А. Мыльникова "Тореадор", "Распятие в Кордове", "Смерть Гарсия Лорки", 1981.

 

В 60-е годы развивалась и пейзажная живопись. Причем в пейзажном жанре по-своему отразился процесс осознания национальных корней, интерес к истории. Особое место в отечественном пейзаже тех лет занимает северный пейзаж. В 60-е годы началось буквально паломничество живописцев на север, открывший художникам свою неброскую красоту. Появляются проникновенные пейзажи П.Ф. Никонова, Н.И. Андронова, B.C. Стожарова. Философским раздумьем о малости нашей планеты в мироздании проникнуты пейзажи Н.М. Ромадина ("Млечный путь", 1965 - 1969), И.И. Орлова (Летний вечер", 1973).

Других художников (Т.К. Насипову, А.П. Волкова, Н.С. Нестерову) больше интересует городской пейзаж (Н.С. Нестерова "Арбат", 1977).

Еще одна особенность советского искусства 60 - 80-х годов - расцвет национальных живописных школ Закавказья, Средней Азии, Прибалтики. Украины, Белоруссии, каждая из которых имела свою самобытную основу.

В 70 - 80-х г одах общая картина искусства существенно изменилась. В живописи этого периода нет единого стиля, как един был "суровый стиль", нет жестких канонов в применении тех или иных выразительных средств. Выявляется тенденция к разработке индивидуальных эстетических приемов. В 70-е годы на арену выступает новое поколение художников - Т.И. Назаренко, О.Л.Булгакова, Н.С.Нестерова, А.Г.Ситников и другие талантливые мастера. Они размышляют о традициях, об истории, о понимании красоты в современном мире. Им близок язык символов. Их живописная форма богата театральной зрелищностью, она артистична, виртуозна, нередко используются метафоры и притчи.

В 60-80-е годы развивалась не только станковая, но и монументальная живопись. Именно монументальное искусство первым из всех "художеств" "бросилось" на борьбу с техницизмом современного мира, и, прежде всего с проявлениями его в архитектуре. Роспись, мозаика или скульптура в разной степени, но почти всегда несут в себе элементы человеческого содержания. У художников- монументалистов была, несомненно, трудная задача изменить скучное, как правило, пространство стены, используя иллюзорность, перспективные сокращения. Они сделали немало для того времени: вынесли живопись в экстерьер, ввели новые материалы, стали широко использовать цвет, совмещать живопись с рельефами. Крупнейшим художником-монументалистом этого периода является А.В. Васнецов. Он всегда любит обращаться к исторической теме. Еще его дед В.М. Васнецов расписывал залы Исторического музея в Москве, был знаком с видными историками и археологами того времени, прекрасно знал историю России. Эту любовь к истории унаследовал и его внук. Изображая предметы или явления, А.В. Васнецов любит находить их прообразы, показывать родословную вещей, подчеркивать их историческое происхождение.

Этапным произведением является мозаика "Октябрь" на здании одноименного кинотеатра в Москве, выполненная А.В. Васнецовым совместно с Н.И. Андроновым и В.Н. Элькониным в 1967 году. В год открытия кинотеатра мозаика "Октябрь" воспринималась как явление новое во всех отношениях: удивляли и физический объем композиции - две тысячи квадратных метров, и масштаб замысла. В мозаике использованы отечественные мраморы, граниты, карельские кварциты, яшма. Васнецов создает величественные фигуры революционных матросов и рабочих.

Несколько раньше в 1966 году А. Васнецов выполнил мозаику "Покорители космоса" в музее истории космонавтики в Калуге. На темы истории художником созданы роспись "Из истории почты" для почтамта Казанского вокзала в Москве (совместно с Элькониным, 1968 г.) и мозаика "Человек и печать" для вестибюля конференц-зала в здании газеты "Известия" в Москве (1978). Одна из самых интересных работ А. Васнецова это скульптуры "История транспорта" (1978), установленные на одном из центральных бульваров Тольятти. В городе автомобилестроителей он сделал памятники машинам - "дедушкам" современной технической цивилизации. Это сложные пространственные композиции из металла "Пароход", "Паровоз", "Воздушный тар". Васнецов выполнил и забавные фигурки "дама", кавалер", пилот", машинист", которые своей ироничностью смягчают жестковатую пластику машин, придают ей слегка шуточную интонацию.

3. Театр и кино.

Театр

В период "оттепели" в театральном искусстве появилось много ярких имен, были созданы новые театральные коллективы, завоевавшие популярность и любовь зрителей смелостью постановки проблем и художественных решений. Среди них следует отметить, прежде всего, московские театры "Современник" (1957, главный режиссер О.Н. Ефремов) и Театр драмы и комедии на Таганке (1964, главный режиссер Ю.П. Любимов).

Киноискусство

В кинематографии в период "оттепели" появился новый тип киногероя - рядового человека далекого от идеала, но привлекательного своими нравственными качествами, близкого и понятного зрителям.

Подобный образ был воплощен на экране Н.Н. Рыбниковым в фильмах "Весна на Заречной улице" (режиссер М.М. Хуциев, 1956), "Высота" (режиссер А.Г. Зархи, 1957) и А.В. Баталовым в фильмах "Большая семья" (1954), "Дорогой мой человек" (1958, все три фильма режиссера И.Е. Хейфица).

В произведениях на историко-революционные темы на первый план выходили рядовые участники событий. Особое звучание в период "оттепели" приобрела проблема молодежи, ее идеалов и места в обществе. Ключевым произведением на эту тему в кино стал фильм "Застава Ильича" (режиссер М.М. Хуциев, 1959 - 1964). Хуциев утверждал в своем фильме, что молодежь верна идеалам отцов, и эти убеждения не требуют высоких слов, потому что они глубоко осознаны и искренни.

После XX съезда партии появилась возможность по-новому осмыслить события Великой Отечественной войны. На смену героически возвышенным образам в произведениях на военную тему приходили обыкновенные рядовые люди, вынесшие на своих плечах всю тяжесть и будни войны. Утверждалась правда, которую некоторые критики презрительно называли " окопной ".

Лучшие советские фильмы, получившие признание не только в нашей стране, но и за рубежом, - это "Летят журавли" (режиссер М.К. Калатозов, 1957), "Баллада о солдате" (режиссер Г.Н. Чухрай, 1959), "Судьба человека" (режиссер С.Ф.Бондарчук, 1959).

Проблема взаимоотношения человека и природы, одна из самых острых глобальных проблем 20 века, получила свое особое художественное звучание также в 60-80-е годы. Нерациональное использование природных богатств, загрязнение рек и озер, уничтожение лесов явились тяжелейшими последствиями научно-технического прогресса. Жестокое, потребительское отношение к природе порождало в людях бессердечие, бездуховность. Именно нравственным проблемам в первую очередь был посвящен фильм - панорама тех лет "У озера" С.А. Герасимова.

4. Литература.

1). Особенности развития литературы послевоенных десятилетий.

Художественное воплощение революционного пути народа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: