Послевоенная жизнь советского народа складывалась трудно. Восстанавливались разрушенные врагом города и деревни, людям не хватало подчас самого необходимого: жилья, топлива, одежды, хлеба. Жизнь по-новому проверяла людей, вернувшихся с войны. Конфликты, противоречия возникали в условиях восстановления хозяйства страны.
Произведения о возвращении фронтовиков к мирной жизни были наиболее характерными для 50-х годов. Несколько позже стали появляться на эту тему повести и романы (например, «Жатва» Г. Николаевой, «Живая вода» А. Кожевникова и др.).
Сюжеты и конфликты произведений были подсказаны послевоенной действительностью и передавали пафос трудового энтузиазма народа. Читательские симпатии вызывали их главные герои — натуры активные, страстные, преданные общему делу. Но стремясь «идти вногу с жизнью», откликнуться на насущные потребности времени, писатели нередко проявляли торопливость в раскрытии сложных жизненных явлений, в исследовании внутреннего мира современника. Изображая события и конфликты, происходящие в отдельном колхозе или па заводе, в лаборатории или в цехе, авторы часто не выходили за рамки этих небольших коллективов. При этом проблематика произведений часто ограничивалась производственными вопросами восстановления колхоза или завода, борьбы за передовые методы труда и т. п. Внутренний мир героев раскрывался не всегда убедительно, трудности и препятствия преодолевались авторами сравнительно легко.
|
|
Наиболее значительным произведением начала 50-х годов о рабочем классе является роман В. Кочетова «Журбины». Автор раскрыл тему рабочего класса в социально-нравственном аспекте. В центре внимания писателя судьба рабочей династии Журбиных. По своей структуре роман является семейно-бытовым. Жизнь героев — от зачинателя династии Матвея Журбина до самого молодого, Алексея,— прочно связана с их делом. Труд является для них основой и смыслом жизни. В. Кочетов стремится выявить сущность нравственной философии рабочего человека. Поэтому в романе так много споров и раздумий о призвании человека, о месте рабочего класса в жизни, о прошлом, настоящем и будущем, о техническом прогрессе и основах трудовой морали. Само слово «рабочий» произносится героями с гордостью и почтением: «Рабочий класс,— говорит старый Басманов,— он, Алеша, особенный. Он, понимаешь, плечом к плечу по земле идет. На нем ответственность какая! Знаешь ты ее, эту ответственность, или нет?» Мысли Басманова продолжает Илья Журбин, представитель другого поколения рабочих: «Что такое рабочий класс? Он все классы ведет за собой. Он все может. Он — главная сила».
|
|
Духовное развитие личности писатель связывает с чувством ответственности героев перед рабочим коллективом. Особенно поучителен в этом смысле образ Алексея Журбина.
Развивая лучшие традиции советской литературы в изображении рабочего класса (вспомним роман Ф. Гладкова «Цемент»), В. Кочетов показал то новое в человеке, что сформировалось укладом всей нашей жизни: чувство исторической ответственности, глубокое понимание нераздельности личных устремлений и государственной необходимости, неуемная тяга к знаниям, душевное богатство. Автор «Журбиных» укрепил стремление писателей 50—60-х годов раскрыть роль рабочего класса в советском обществе, свойственный ему дух творчества и новаторских дерзаний. Художник наметил новый подход к теме рабочего класса. Он показал тип современного рабочего, для которого неотделимы мастерство труженика и научный поиск. По-новому раскрывались в романе В. Кочетова и проблемы, связанные с жизнью рабочего коллектива,— взаимоотношения руководителя и коллектива, бюрократического и творческого отношения к делу, труда и научного прогресса.
В последующие годы проблематика романов и повестей о рабочем классе расширяется. Среди них «Битва в пути» Г. Николаевой, «Знакомьтесь, Балуев» В. Кожевникова, «Иду на грозу» Д. Гранина, «Большая руда» Георгия Владимова (Волосевича).
В романе Г. Николаевой верно отражены приметы времени и в главном конфликте произведения, и в характерах основных героев. Борьба талантливого инженера Бахирева с директором завода Вальганом за перестройку производства на современном уровне науки и техники, за реализацию своего изобретения передает реальные жизненные противоречия. Писательница вскрывает деляческий принцип Вальгана в подходе к важным государственным проблемам и бюрократический стиль работы партийного руководителя Бликина. Главный герой Бахирев — натура противоречивая. С одной стороны, писательница показывает увлеченного работой героя, отстаивающего правду, с другой — это человек, стремившийся действовать в одиночку, не опирающийся на коллектив. Не вызывает сочувствия и личная раздвоенная жизнь Бахирева.
В романе Д. Гранина «Иду на грозу» также поднимаются социально-нравственные проблемы, хотя и «производство» занимает в нем значительное место. Главный вопрос, волнующий автора,— это взаимоотношения таланта и нравственности в человеке. Д. Гранин вводит читателя в атмосферу современных научных исканий и споров, знакомит с жизнью людей науки — одержимых и карьеристов, талантливых и бездарных, молодых и старых. Автор уловил творческий дух общественной жизни нашего времени. Главный конфликт романа раскрывается в столкновении разных типов ученых, главных героев — Олега Тулина и Сергея Крылова. Картина научной борьбы, точнее, перипетии вокруг идеи Тулина «покорить» дикое электричество — грозовые разряды — правдиво передают черты жизни современных ученых.
Главный герой романа В. Кожевникова «Знакомьтесь, Балуев» — начальник строительства коммунист Балуев. Он постоянно декларирует свой принцип оценки человека только по его делам. Его девиз, казалось бы, прост: «Ищи у каждого человека в первую голову его лучшее, а не худшее. Нашел — наваливайся, эксплуатируй в государственную пользу». Но это простота кажущаяся. В. Кожевников, создавая образ Балуева, сосредоточил внимание на его общественной деятельности, а не на интимно-личном облике героя. Писателю удалось нарисовать новый тип руководителя рабочего коллектива. Понимая смысл человеческого счастья широко, как осознание личностью своего места в обществе, Балуев весь жар бескорыстной души отдает людям. Его участливость, чуткость к судьбам тех, кто работает с ним, не знают границ. Эта черта его характера свидетельствует о том, что перед нами настоящий руководитель. Отсюда и новые принципы, которые он избирает в работе с людьми: увидеть и поддержать в человеке лучшие качества и возможности, помочь раскрыться им наиболее полно. Причем для Балуева человек и человечность не отвлеченные понятия. «Без дела,— говорит он,— ни человек, ни его культура существовать не могут. Начало всему — деяние».
|
|
В 60-е годы в творчестве писателей наметился новый подход к рабочей теме. Развивались лучшие традиции М. Горького, Ф. Гладкова, А. Малышкина. Художники стремились создать крупный характер современника, в том числе и рабочего. В центре большого многопланового романа «Истоки» Г. Коновалова — судьба большой рабочей династии Крупновых. Прослеживая на протяжении десятилетий историю жизни многочисленных представителей этой семьи,,автор сумел обстоятельно раскрыть нравственный облик героев. По-видимому, не случайно Г. Коновалов не выделяет в качестве центрального ни одного из персонажей. Для него судьба Крупновых — это как бы олицетворение истории советского общества. Писатель признавался: «Я люблю крупновских парней: морально здоровый народ, самостоятельные люди, из них лыко не навьешь. Нравится мне их органическое отвращение к прописной добродетели. А как я время понимаю? Да так вот: истоки наших побед и промахов, поражений, радостей и горечей».
В династии потомственных рабочих Крупновых, из которой вышли и талантливые организаторы производства, и политические деятели, и военачальники, и ученые, Коновалов видит «оплот диктатуры пролетариата». Вместе с народом они завоевали Советскую власть, создавали ее экономическую основу, защищали Отечество от фашизма, переносили трудности и лишения.
В отличие от «Журбиных» в «Истоках» Г. Коновалов тему рабочего класса освещает в более масштабном социально-историческом и философском аспекте. Крупновы не только деятельная сила истории, но и нравственная основа нашего общества. В самых сложных и трудных ситуациях они выдерживают экзамен на верность тем идеалам, во имя которых пролетариат шел когда-то на штурм твердынь старого мира. Роман Г. Коновалова можно назвать романом-эпопеей о русском рабочем классе.
|
|
III. Подведение итогов. Выводы.
⃰1. Какой была общественно-политическая обстановка в стране в рассматриваемый период?
⃰ 2. Как она повлияла на развитие культуры, литературы?
⃰ 3. Какие писатели и поэты творили в это время? Каково идейно-художественное своеобразие их произведений? (Раскрыть на примере творчества какого-либо писателя или поэта).