1). Особенности развития литературы послевоенных десятилетий.
Характерной приметой времени стал массовый интерес к поэзии. Читатели заново открыли для себя творчество С.А. Есенина, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой и других поэтов, которые не печатались в 30 - 40-е годы. В 60-е годы в литературу пришло новое поколение поэтов, наиболее яркие фигуры среди них Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Б.А. Ахмадулина, Р.И. Рождественский. Это было время расцвета "эстрадной поэзии". Поэтические вечера в Политехническом музее, Лужниках, научно-исследовательских и учебных институтах, домах культуры, школах и техникумах собирали большую аудиторию любителей поэзии.
Новую жизнь обрел жанр авторской песни. Ее возросшую популярность можно объяснить доступностью, широкими возможностями распространения через магнитофонные записи, отзывчивостью на все происходящее в жизни. В авторской песне практически смыкалось профессиональное и самодеятельное творчество. В песнях Б.Ш. Окуджавы, А.А. Галича, В.С. Высоцкого отражалось само время, сложное и противоречивое.
Шестидесятые годы явили советскому обществу феномен прозы А.И. Солженицына. Именно в этот период появляются его рассказы "Один день Ивана Денисовича" и "Матренин двор", ставшие классикой инакомыслия тех лет. Ярким явлением советской культуры стало рождение в период "оттепели" так называемой " деревенской прозы ", представленной творчеством таких писателей, как Б.П. Астафьев, В.И. Белов, Ф.А. Абрамов. В.Г. Распутин, Е.И. Носов, Б.А. Можаев. Писатели - "деревенщики" не только зафиксировали глубокие изменения в сознании, морали деревенского человека, но и показали более драматичную сторону этих сдвигов, коснувшихся изменения связи поколений, передачи духовного опыта старших поколений младшим. Нарушение преемственности традиций приводило к вымиранию старых русских деревень с их веками складывающимся бытом, языком, моралью. На смену приходит новый уклад сельской жизни, близкий городскому. Вследствие этого меняется коренное понятие деревенской жизни - понятие "дома", в которое издревле русские люди вкладывали и понятие "отечества", "родной земли", "семьи". Через осмысление понятия "дом" осуществлялась и глубокая связь поколений. Именно об этом с болью писал в своем романе "Дом" Ф.А. Абрамов. Этой проблеме посвящена и повесть В.Г. Распутина "Прощание с Матерой".
Экологические изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных городах, серьезные изменения в сознании и нравственности людей - все это стало предметом изображения в литературе. В прозе Ю.В. Трифонова, В.М. Шукшина, Ч.Т. Айтматова, в драматургии А.В. Вампилова, В.С. Розова, А.М. Володина прослеживается стремление в бытовых сюжетах увидеть сложные проблемы времени. Большой общественный резонанс имели произведения Ю.В. Трифонова "Обмен", "Предварительные итоги", "Другая жизнь", в которых автор показал духовную разобщенность и трагизм повседневного существования городской интеллигенции. Скрупулезное исследование раздвоения и неспособности человека к поступку предпринял А.Г.Битов в повестях "Дачная местность", "Сад", в романе "Пушкинский дом". В середине 80-х годов появились художественно-публицистические произведения, в которых резко и бескомпромиссно были показаны нравственные недуги, поразившие современное общество. Это роман Ч.Т. Айтматова "Плаха", повести Б.Г. Распутина "Пожар", В.П. Астафьева "Печальный детектив".
Переход к мирной жизни сопровождался сложными социально-психологическими коллизиями, обусловленными, с одной стороны, гордым патриотическим чувством народа-победителя, а с другой — огромными трудностями, порожденными последствиями войны.
Литературу послевоенных десятилетий отличает жанровое и тематическое многообразие. В первые послевоенные годы и в прозе, и в поэзии, и в драматургии продолжала оставаться ведущей тема Великой Отечественной войны («Дом у дороги» А. Твардовского, «Флаг над сельсоветом» А. Недогонова, «Далеко от Москвы» В. Ажаева, «Счастье» П. Павленко и др.).
Одним из характерных произведений рубежа 50-х годов является роман Леонида Леонова «Русский лес» (1953), в котором писатель поднимает вопросы национальной истории, Великой Отечественной войны и современности. Глубина историко-философского, социально-нравственного и политического осмысления эпохи свойственна и таким крупным произведениям 50-х годов, как « За далью — даль» А. Твардовского, «Середина века» В. Луговского, «Судьба человека» и «Поднятая целина» (2-я книга) М. Шолохова, «Осударева дорога» М. Пришвина, «Районные будни» и «Трудная весна» В. Овечкина, «Вольница» и «Лихая година» Ф. Гладкова и др.
Различные по своим жанровым особенностям, жизненному материалу и художественным достоинствам, эти произведения близки между собой. Их объединяет глубина осознания советскими людьми исторической миссии своей социалистической Родины, спасшей мир от фашизма. В лучших произведениях 50-х годов углубляется принцип историзма советской литературы. Писатели стремились художественно запечатлеть те изменения, которые произошли в жизни советского народа в послевоенные годы. Принцип историзма часто открыто проявлялся даже в сюжетно-композиционном построении романов, поэм, повестей. В них нередко сопоставлялись разные периоды жизни героев, в повествование органически включались открытые авторские раздумья социального, исторического и философского характера, полемические замечания по наиболее острым проблемам времени. Тема ответственности личности перед историей и общества перед личностью стала центральной во многих произведениях.
Критика партией нарушений социалистической демократии в годы культа личности, усиление внимания к идеологическому воспитанию советских людей в духе советского патриотизма и интернационализма открыли новые возможности для развития литературы.
В 1954 году под знаком дальнейшего объединения писателей на основах коммунистической идейности, партийности и народности прошел Второй Всесоюзный съезд советских писателей. Последовавшие затем третий (1962), четвертый (1967), пятый (1971) и шестой (1976) писательские съезды внимательно анализировали недостатки художественной литературы, особенно иллюстративность, поверхностность изображения писателями жизни, выдвигая новые требования к идейно-эстетическому уровню советской литературы. В 50—70-е годы создано значительное количество произведений, в которых художники внимательно исследовали нравственно-политические истоки победы нашего народа в Великой Отечественной войне, стремились воплотить революционное прошлое народа, рассказать читателям о творческом труде советских людей. Обратимся к их конкретной характеристике.
Проза.
Леонид Леонов «Русский лес» (1953). Начнем рассмотрение прозы 50—70-х годов с романа «Русский лес». Он представляет собой тот тип «художественного синтеза», который одобрял в свое время М. Горький.
Сюжетная основа романа определяется событиями первого года войны. Накануне трагического 22 июня 1941 года Поля Вихрова появляется в Москве, надеясь встретиться с отцом — известным ученым-лесоводом Иваном Матвеевичем Вихровым.
Автор поднимает в произведении важнейшие социально-философские проблемы войны и мира, национальной истории, науки, нравственности, преемственности поколений обстоятельно исследует судьбы героев, их психологию. Роман Леонова — подлинно эпическое повествование о судьбах русского народа и русской культуры за целое полустолетие. Произведение отличает глубокая социально-философская насыщенность сюжетных коллизий. Один из центральных эпизодов романа — подвиг юной разведчицы Поли Вихровой в глубоком тылу у немцев, который был подготовлен жизненным подвигом ее отца Ивана Вихрова — гражданина, ученого, труженика. Нам понятно, почему автор так много внимания уделил тревожным поискам Полей правды об отце, так подробно знакомит нас с научными, нравственными и социально-философскими взглядами Вихрова. Леонов детально исследует истоки глубоких патриотических чувств героя, составляющих основу его недюжинной натуры. Судьба Поли стала как бы продолжением судьбы отца. Проблема преемственности поколений, борьбы за будущее Родины решается писателем во всей полноте социальной истории и национальной жизни. Автор подчеркивает моральную ответственность человека за свои деяния перед Отечеством, народом. Этот нравственный подтекст освещает все эпизоды и конфликты произведения, деятельность главных героев, Вихрова, Поли, Грацианского. Чтобы глубже вскрыть социально-нравственные истоки характера героев, Леонов вводит в произведение события полустолетней давности, знакомит читателя с атмосферой жизни России конца прошлого и начала нынешнего века. Он воспроизводит народную среду, оказавшую большое влияние на формирование личности Вихрова, характеризует идейно-политическую борьбу, в которую была втянута буржуазно-интеллигентская молодежь, анализирует поведение одного из ее представителей — Грацианского. Леонов видит духовную сущность героев прежде всего в их отношении к народу.
Разоблачая коварного индивидуалиста Грацианского, писатель показывает его духовную нищету. Он осуждает этого человека, лишенного чувства Родины, гуманистических стремлений. В то же время Леонов поэтизирует гражданина и патриота Ивана Вихрова. Автор создал обаятельный образ цельного, глубоко народного ученого и патриота, который своими чертами напоминает великих представителей отечественной науки — Тимирязева и Павлова. Перед нами человек сложной натуры. Вихрова отличают огромная воля, ищущий ум, кристально чистые намерения. Иногда герой может показаться излишне мягким. Но, подробно прослеживая научный и жизненный путь этого ученого, писатель убеждает нас в том, что нравственную стойкость он обретает в нелегкой борьбе за будущее России.
Если образ Вихрова — один из самых значительных в послевоенной литературе — воплощает черты советского человека и продолжает галерею положительных героев русской литературы, то образ Грацианского — разрушителя народных богатств, циника и приспособленца — ведет свою родословную от щедринского Иудушки Головлева и горьковского Клима Самгина.
«Русский лес» — роман философский, полифонический по своей структуре. Читатели являются свидетелями интеллектуальных и нравственных поисков героев, их споров о цели жизни, о человеческом счастье, об истории, о судьбах цивилизации и естественного мира природы — вот вопросы, волнующие персонажей романа. Интерес писателя к этим проблемам ощущается не только в его симпатиях и антипатиях к героям. Он проявляется в лирико-философском, романтически-приподнятом стиле произведения: картины природы нередко приобретают символический характер. Образная система романа близка к народно-поэтическому творчеству.
Через все произведение проходит образ русского леса как символа России, русского народа, непреходящей жизни. Образы русского леса, живой и мертвой воды, родничка трепетно освещены глубокой народной мудростью. Да и сам образ Ивана Вихрова имеет сходные черты с героями русского эпоса. Живописная пластичность речи органично сочетается с лирической взволнованностью и философскими обобщениями, что и придает всему повествованию своеобразную музыкальность.
«Громадный плоский валун, не иначе, как стол Калины, лежал на дне овражка, под навесом древних лип. И, подобно кровинкам от накануне растерзанной жертвы, отблески дальней рощицы пламенели в его щербатой поверхности, подернутой лишаем. Потом голос падающей воды позвал мальчиков вниз. Они спустились и стояли со склоненными головами, как и подобает паломникам у великой святыни.
— Вот оно...— торжественно и непонятно шепнул Иван.
Это был всего лишь родничок. Из-под камня в пространстве не больше детской ладони роилась ключевая вода. Порой она вскипала сердитыми струйками, грозясь уйти, и тогда видно было, как вихрились песчинки в ее размеренном, безостановочном биеньи. Целого века не хватило бы наглядеться на него. Отсюда начинался ручей, и сперва его можно было хоть рукой отвести, но уже через полсотни шагов рождалось его самостоятельное журчанье по намытой щебенке.
То была колыбель Склани, первого притока Енгй, а та, в свою очередь, приходилась старшей дочкой великой русской реке, расхлестнувшей северную низменность на две половины, так что полстраны было окроплено живой водой из этого овражка. Без нее не родятся ни дети, ни хлеб, ни песня, и одного глотка ее хватало дедам на подвиги тысячелетней славы. Не виднелось ни валов земляных, ни крепостных стен поблизости, но все достояние государства — необозримые пашни с грозами над ними, книгохранилища и могущественная индустрия, лес и горы на ее рубежах—служит родничку прочной и надежной оболочкой. И, значит, затем лишь строит народ неприступные твердыни духа и силы, и хмурое войско держит на своих границах, и самое дорогое ставит в бессонный караул, чтоб не пробралась сюда, не замутила, не осквернила чистой струйки ничья поганая ступня».
Леонов наряду с М. Шолоховым, А. Толстым, М. Пришвиным — один из самых оригинальных художников слова. Его речевая палитра богата и красочна. Он умеет «благоговейно слушать» (слова писателя) самобытную народную речь и использовать ее богатства в своих произведениях.
Произведения о Великой Отечественной войне. Тема войны продолжала волновать писателей. В лучших произведениях начала 50-х годов («Молодая гвардия» А. Фадеева, «Белая береза» М. Бубеннова, «Русский лес» Л. Леонова) писатели стремились не только выявить нравственные истоки героизма, правдиво показать, какой высокой ценой пришлось заплатить советским людям за победу над врагом, но и создать крупные национальные характеры, осветить великую эпопею борьбы как один из этапов многотрудного и героического пути нашего народа.
Время позволило художникам более глубоко взглянуть на всемирно-историческую победу советского народа над фашизмом, проникнуть в сложность героической и тяжелой для Родины эпохи. Их внимание было сосредоточено на изображении героических качеств советского человека в трагических обстоятельствах. Одним из первых произведений, наметивших поворот в развитии военной прозы, был рассказ М. Шолохова «Судьба человека» (1956).
В конце 50-х годов появился ряд произведений, выявляющих нравственные конфликты, в которых оказались герои, столкнувшись лицом к лицу с врагом. Поступки и действия воинов отдельной батареи, взвода, роты в одном из эпизодов войны, как правило, выписанные художниками психологически обстоятельно, достоверно, стали определять сюжеты и конфликты многих повестей и романов. Это позволило глубже показать и истоки героизма участников войны, и сложность взаимоотношений людей на фронте, не замалчивая их слабостей, ошибок. Таковы произведения Ю. Бондарева «Горячий снег», «Батальоны просят огня», В. Закруткина «Матерь человеческая», В. Быкова «Третья ракета», роман А, Калинина «Суровое поле». Художественно ярко и многосторонне изображается война в таких произведениях, как «Танки идут ромбом» А. Ананьева, «Как кончаются войны» В. Субботина, «Лейтенант Артюхов» С. Крутилина, «Исход» П. Проскурина. Хотя писатели изображают в них «частные» события войны, читатель ощущает грандиозность всенародного подвига. Особенностью этих произведений является то, что их главными героями часто выступает молодежь — вчерашние школьники, рабочие. Авторы стремились показать, как в трагических условиях войны проявляется героическая, духовно богатая личность советского человека.
Как героическая поэма о беспримерном мужестве, стойкости и человечности русской советской женщины звучит повесть В. Закруткина «Матерь человеческая». В произведении переплетаются и сливаются реально-бытовой, социально-психологический и символический принципы изображения действительности. Рассказ о повседневной жизни, нечеловеческих тяготах и невзгодах молодой женщины в глубоком тылу у немцев вырастает в повествование о матери и материнстве как воплощении самого святого в роде человеческом, о выносливости, стойкости, долготерпении, вере в неизбежную победу добра над злом.
Скромная жительница затерянной в степях русской деревушки Мария, доярка по профессии, потеряв всех родных и близких, оказывается одна-одинешенька, беременная, без крова и пищи. Вступив в поединок с, казалось бы, неизбежной смертью, беспомощная, хрупкая женщина находит в себе силы не только перемести тяжелые роды, выходить ребенка, но и согреть и накормить найденных тут же в степи чужих одиноких детей-сирот. Более того, она сумела сохранить в тылу у немцев уголок советской жизни, одна за всю бригаду обрабатывая брошенное колхозное поле.
В. Закруткиным описана исключительная ситуация, но в ней автор увидел и сумел передать проявление типических черт характера советского человека. Рассказывая о злоключениях и переживаниях героини, писатель постоянно стремится выявить в частном общенародное. Мария понимала, что «ее горе только невидимая миру капля в той страшной, широкой реке горя людского, черной, озаренной пожарами реке, которая, затапливая, руша берега, разливалась все шире и шире и все быстрее стремилась туда, на восток, отдаляя от Марии то, чем она жила на этом свете все свои недолгие двадцать девять лет...». *Какой троп использует автор в этом отрывке?
Обобщение достигается и введением в произведение символического образа материнства — образа мадонны с младенцем на руках, воплощенного в Мраморе безвестным художником. Последняя сцена повести — когда командир полка наступающей Советской Армии, узнав историю героини, при всем эскадроне «опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке...» — придает почти символический смысл судьбе и подвигу героини.
В иной художественной манере повествует о героических качествах народа Ю. Бондарев в романе «Горячий снег». Это произведение о беспредельных возможностях людей, для которых защита Родины, чувство долга являются органической потребностью. В романе рассказывается о том, как, несмотря на возрастающие трудности и напряжение, в людях усиливается воля к сопротивлению, победе. И всякий раз кажется: вот уже предел человеческих возможностей. Но воины (и солдаты, и офицеры, и генералы), измотанные боями, бессонницей, постоянным нервным напряжением, находят силы снова вступать в поединок с танками, идти в атаку, спасать товарищей.
В романе описывается по существу лишь один военный эпизод. В центре внимания автора действия батареи, входящей в артиллерийский заслон, перед которым поставлена задача любой ценой не пропустить огромные танковые силы врага под командованием фельдмаршала Манштейна, рвущиеся к Сталинграду на помощь окруженным фашистским войскам. Этот бой, возможно, решит судьбу фронта. И потому непререкаем приказ генерала Бессонова: «Ни шагу назад! И выбивать танки. Стоять — и о смерти забыть! Не думать о ней ни при каких обстоятельствах». Но люди и сами понимают это — молодой лейтенант Кузнецов, и командир орудия Уханов, и солдат Рубин, и санинструктор Зоя, и другие герои романа, поступки и действия которых писатель изобразил с большой художественной правдой. В будничном он увидел проявление героического. Беспредельное мужество и стойкость сочетаются у героев с душевной мягкостью, благородством и человечностью. Рождающееся в этих жестоких условиях чистое и светлое чувство любви у Кузнецова и Зои свидетельствует о силе человеческого духа.
Изображая батальные сцены одной батареи, Ю. Бондарев передает всю атмосферу войны, ее драматизма и героического упорства советских людей. «Окопная» правда и масштабы общенародной битвы нашли в произведении гармоническое воплощение. Рисуя встречу генерала Бессонова с Верховным Главнокомандующим, автор подчеркивает стратегическое значение битвы па подступах к Сталинграду. Незаурядное мастерство Ю. Бондарева проявилось в умении создавать глубоко психологические образы не только рядовых участников войны, но и крупных военачальников. Большим достижением писателя является нарисованный им образ мужественного, прямого и проницательного генерала Бессонова. Правдиво изображая сложные взаимоотношения людей на войне, где рядом с подлинным героизмом порой проявляется и трусость, рядом с высокой человечностью — жестокость, главное внимание художник сосредоточил на выявлении в героях тех качеств, которые обеспечили победу над врагом.
В повести белорусского писателя В. Быкова «Сотников» проблема подлинного и мнимого героизма подчеркнуто заострена автором и составляет суть сюжетной коллизии произведения. Герои его — Сотников и Рыбак — в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Идя на выполнение задания, они по-разному реагируют на предстоящую опасность, и кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем хилый, больной Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Как и каждая смерть в борьбе, она должна... завершить то, что не успела осуществить жизнь. Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу».
Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, который несовместим с любым проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплики — одно из самых сильных качеств повести «Сотников».
В некоторых произведениях писатели стремились исследовать коллективистскую сущность советских воинов. Именно в воинском коллективе видели они главный источник победы над врагом. Такова повесть В. Кожевникова «Петр Рябинкин», вошедшая в книгу «Особое подразделение». Это произведение о солдатском братстве, о воспитании чувства взаимопомощи и взаимной ответственности на войне, о воинском мастерстве, умении добиваться победы малой кровью. В центре повествования рядовые солдаты-пехотинцы, люди разных склонностей, характеров, одинаково осознающие свой долг перед Отечеством и друг перед другом. В. Кожевников внимателен к быту солдата на фронте и его переживаниям. Писатель показывает процесс формирования в воинах подлинных качеств бойцов — смекалки, отваги, выдержки. Испытание войной проходит не только главный герой Петр Рябинкин — бывший рабочий высокой квалификации, рядовой, ставший командиром, но и другие герои повести — правдивый и деликатный Воронин, расчетливый, хладнокровный в бою Тутышкин, робкий Капустин, загадочный в своей лихости Клепков, доверчивый Утехин, гордый и скрытный Егоркин. Важное идейно-эстетическое значение имеет образ мудрого воспитателя-политрука Трушина, умеющего незаметно в каждом солдате пробудить лучшие качества. Трактовкой героического повесть В. Кожевникова близка к таким произведениям, как «Русский характер» А. Толстого и «Алексей Куликов — боец» Б. Горбатова.
Среди прозаических произведений, посвященных войне, особое место заняли книги С. Смирнова «Герои Брестской крепости» и «Рассказы о неизвестных героях», в которых с документальной точностью рассказывается о массовом героизме советских людей в годы войны.
В трилогии К. Симонова «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето», в «Блокаде» А. Чаковского, «Войне» И. Стаднюка сделаны попытки дать широкую картину развития военных событий. Писатели показали единение и мужество народа перед смертельной опасностью, массовый героизм и трагическую напряженность военных лет. Для этих книг характерно масштабное изображение войны: боевые эпизоды, крупные военные операции, большое количество героев составляют их сюжетную основу. Нередко авторы выступают в роли очеркистов, публицистов и историков войны.
Панорамность и хроникальность изображения событий представляют известную трудность для писателя в его естественном стремлении создать целостное художественное произведение с крупными характерами. Поэтому каждый из названных авторов, придерживаясь таких принципов, ищет сюжетно-композиционный центр повествования. В романе К. Симонова «Живые и мертвые» таким «центром» является фронтовая судьба корреспондента офицера Синцова. Это позволяет художнику осветить самые разные стороны войны. Должность героя как бы помогает писателю постоянно переносить действие во времени и пространстве, наблюдать жизнь и поведение разных людей. Вместе с героем, его глазами мы видим начало войны, суету вокзалов, эшелоны движущихся к фронту солдат и офицеров, первые бои с самолетами и танками противника, фронтовые дороги, напряженно-тревожную жизнь в окопах, штабах, газетных редакциях, госпиталях. К. Симонов не скрывает трудностей первых месяцев войны, знакомит нас с героями, по-разному воспринимающими происходящее и по-разному ведущими себя. Рядом с замечательным человеком и суровым воином — из тех, которые «ломаются, но не гнутся», генералом Серпилиным — мы видим труса и подлеца в полковничьих погонах Баранова; рядом с отчаянным танкистом капитаном Ивановым — равнодушного перестраховщика Люсина. Писателю удалось правдиво воспроизвести суровые годы войны, лишения, тяжелые испытания, выпавшие на долю советского народа, показать мужество и стойкость наших воинов, их непоколебимую веру в победу.
Мы являемся свидетелями трагических дней войны 1941 года, когда герои романа отступают на восток под натиском врага, продолжая драться даже тогда, когда, казалось бы, сопротивление бессмысленно. Тщательно анализируя в произведении первые недели войны, писатель прослеживает истоки будущих побед советского народа. В готовности наших воинов сражаться до последнего патрона, до последней капли крови видит Симонов причины будущих побед. «Они не знали и не могли знать, — писал он о своих героях,— что генералы еще победоносно наступавшей на Москву, Ленинград и Киев германской армии через пятнадцать лет назовут этот июль сорок первого года месяцем обманутых ожиданий, успехов, не ставших победой. Они не могли предвидеть этих будущих горьких признаний врага, но почти каждый из них тогда, в июле, приложил руку к тому, чтобы все это именно так и случилось».
Писатель воссоздал картину гигантской битвы, которая разыгралась на берегу Волги и закончилась разгромом немецкой армии и которая продемонстрировала не только стойкость и мужество наших воинов, но и явилась переломом в ходе войны. Пройдя через испытания 1941 года, народ выстоял и победил в этой смертельной битве на Волге. Именно после победы 1943 г. началось наступление нашей армии. Симонов знакомит нас с теми героями, которые не готовили себя в военные. Но война заставила их взять оружие. И в прошлом рабочие, учителя, бухгалтеры командовали батальонами не хуже кадровых офицеров.
Завершает трилогию повествование о том, как советские воины освобождают нашу страну от фашистских захватчиков, оказываются после трех лет войны в местах, где им впервые пришлось вступать в бой с немцами. Теперь они пришли сюда освободителями.
Роман «Последнее лето» заканчивается разговором героев о том, какая будет жизнь после войны. О людях, изображенных писателем в трилогии, можно сказать словами В. Быкова: мы «не только победили фашизм и отстояли будущее человечества, а осознали свою силу и поняли, на что сами способны... С фронтов великой войны мы принесли не только сознание исполненного долга, но и окрепший в жестокой борьбе дух революционного свободолюбия и интернационального братства...»
На обширном документальном материале построена «Блокада» А. Чаковского — роман о героической обороне Ленинграда. Автор последовательно восстанавливает ход событий, воссоздает напряженную атмосферу действий генерального штаба, Ленинградского обкома партии, штабов командующих войсками, знакомит со многими историческими лицами (К. Е. Ворошилов, Г. К. Жуков, А. А. Жданов и др.). Автор впервые вводит в литературу новые факты, связанные с обороной Ленинграда и ставшие уже достоянием архивов, подробно передает хронику военных событий, публицистически заостренно освещает их.
Тенденция к широкому, всестороннему изображению войны была характерна для советской литературы 60—70-х годов. Соотнесение событий Великой Отечественной войны с историей Родины, впервые плодотворно осуществленное Леоновым в романе «Русский лес», свойственно лучшим романам этих лет о войне («Судьба» П. Проскурина, «Истоки» Г. Коновалова, «Большая родня» М. Стельмаха, «Потерянный кров» Й. Авижюса и др.).
Роман П. Проскурина «Судьба» — эпическое повествование о судьбах русского народа, о важнейших этапах движения нашей истории, начиная с 1917 года. В центре произведения судьба талантливого, честного крестьянского парня Захара Дерюгина, поднятого революцией к новой жизни, прошедшего трудный и славный путь красноармейца-буденновца, затем председателя колхоза, рядового защитника Советской власти в годы Великой Отечественной войны. Автор так освещает жизнь героя и атмосферу исторической действительности страны 20—40-х годов, вводит такой широкий круг действующих лиц, что создается многоплановая картина жизни и борьбы советского народа за десятилетия. Образ Дерюгина, как и образы других героев романа (секретарь обкома Брюханов, Губарев, Лоливанов), сложен, противоречив. Неожиданно резкие поступки героя, его крутой нрав сочетаются с тонкими душевными движениями, непоказной гуманностью, мужеством и благородством.
Следуя шолоховской традиции, П. Проскурин с особой любовью выписывает народные характеры. В романе создан многоликий образ народа — труженика и воина. Герои произведения, даже эпизодические,— жизненно полнокровные, живые люди со своим характером, внутренним миром. Писатель показывает, в каких невероятно трудных условиях рождалось наше государство, какие тяжелые испытания выпали на долю его строителей изащитников. Судьба Захара Дерюгина воплощает судьбы целого поколения советских людей, в которых отразились социальные изменения в жизни народа после Октября. Это поколение советских людей, утверждает П. Проскурин, с честью выдержало испытание в годы Великой Отечественной войны.
В романе Й. Авижюса «Потерянный кров» рассказывается о событиях, развернувшихся в оккупированной фашистами Литве. Автор показывает, как народ Литвы встретил нашествие врага, как поднялся на борьбу с оккупантами. Й. Авижюс большое внимание уделяет героям, которым приходилось бороться и против национальной буржуазии и против фашистских захватчиков.
Таков главный герой романа ГедиминасДжюгас, сын крестьянина, учитель истории. Этот честный и благородный труженик много и напряженно думает о предназначении человека, об истории своего Отечества и судьбах народа. В то же время автор осуждает Гедиминаса Джюгаса за то, что он неверно понимает, в чем заключается настоящий гуманизм. Подобно Старцову из романа К. Федина «Города и годы», герой долгое время пытается оставаться в стороне от борьбы, стремится сохранять достоинство «просто человека». Потеряв близких людей (трагическая гибель любимой Мильды), испытав физические и нравственные страдания в тюрьме гестапо, пережив измену друга Адомаса Вайнараса, ставшего начальником полиции, Гедиминас Джюгас приходит к убеждению о необходимости решительной борьбы с фашизмом, с буржуазным национализмом. Большую роль в духовной эволюции героя сыграли патриоты-коммунисты: убежденный, смелый Марюс Нямунис, несгибаемый Черная Культя и др.
Так, прослеживая «хождение по мукам» главного героя, повествуя о судьбах других людей, писатель создал широкую картину прошлого и настоящего литовского народа, показал социально-нравственные поиски интеллигенции. Придерживаясь реалистических принципов психологического анализа, Авижюс запечатлел на страницах своего произведения самобытные национальные характеры.
Трагическую судьбу человека, пытавшегося отстраниться от судьбы народа в годы тяжких испытаний, изобразил другой литовский писатель Ю. Марцинкявичюс в эпической поэме «Кровь и пепел». Ее главный герой Давние Мартинас оказался невольным предателем и виновником гибели всей деревни, которую сожгли фашисты, мстя за убитого немца. Автор судит его неумолимым законом истории и народной правды. Обстоятельно анализируя причины поступка Давниса Мартинаса, писатель ставит большие социально-философские проблемы: личность и народ, свобода и необходимость, добро и зло, четко выявляя их конкретно-исторический социальный аспект.