Освоение современной действительности. Тема творческого труда

1). Особенности развития литературы послевоенных десятилетий.

Характерной приметой времени стал массовый интерес к поэзии. Читатели заново открыли для себя творчество С.А. Есенина, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой и других поэтов, которые не печатались в 30 - 40-е годы. В 60-е годы в литературу пришло новое поколение поэтов, наиболее яркие фигуры среди них Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Б.А. Ахмадулина, Р.И. Рождественский. Это было время расцвета "эстрадной поэзии". Поэтические вечера в Политехническом музее, Лужниках, научно-исследовательских и учебных институтах, домах культуры, школах и техникумах собирали большую аудиторию любителей поэзии.

Новую жизнь обрел жанр авторской песни. Ее возросшую популярность можно объяснить доступностью, широкими возможностями распространения через магнитофонные записи, отзывчивостью на все происходящее в жизни. В авторской песне практически смыкалось профессиональное и самодеятельное творчество. В песнях Б.Ш. Окуджавы, А.А. Галича, В.С. Высоцкого отражалось само время, сложное и противоречивое.

Шестидесятые годы явили советскому обществу феномен прозы А.И. Солженицына. Именно в этот период появляются его рассказы "Один день Ивана Денисовича" и "Матренин двор", ставшие классикой инакомыслия тех лет. Ярким явлением советской культуры стало рождение в период "оттепели" так называемой " деревенской прозы ", представленной творчеством таких писателей, как Б.П. Астафьев, В.И. Белов, Ф.А. Абрамов. В.Г. Распутин, Е.И. Носов, Б.А. Можаев. Писатели - "деревенщики" не только зафиксировали глубокие изменения в сознании, морали деревенского человека, но и показали более драматичную сторону этих сдвигов, коснувшихся изменения связи поколений, передачи духовного опыта старших поколений младшим. Нарушение преемственности традиций приводило к вымиранию старых русских деревень с их веками складывающимся бытом, языком, моралью. На смену приходит новый уклад сельской жизни, близкий городскому. Вследствие этого меняется коренное понятие деревенской жизни - понятие "дома", в которое издревле русские люди вкладывали и понятие "отечества", "родной земли", "семьи". Через осмысление понятия "дом" осуществлялась и глубокая связь поколений. Именно об этом с болью писал в своем романе "Дом" Ф.А. Абрамов. Этой проблеме посвящена и повесть В.Г. Распутина "Прощание с Матерой".

Экологические изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных городах, серьезные изменения в сознании и нравственности людей - все это стало предметом изображения в литературе. В прозе Ю.В. Трифонова, В.М. Шукшина, Ч.Т. Айтматова, в драматургии А.В. Вампилова, В.С. Розова, А.М. Володина прослеживается стремление в бытовых сюжетах увидеть сложные проблемы времени. Большой общественный резонанс имели произведения Ю.В. Трифонова "Обмен", "Предварительные итоги", "Другая жизнь", в которых автор показал духовную разобщенность и трагизм повседневного существования городской интеллигенции. Скрупулезное исследование раздвоения и неспособности человека к поступку предпринял А.Г.Битов в повестях "Дачная местность", "Сад", в романе "Пушкинский дом". В середине 80-х годов появились художественно-публицистические произведения, в которых резко и бескомпромиссно были показаны нравственные недуги, поразившие современное общество. Это роман Ч.Т. Айтматова "Плаха", повести Б.Г. Распутина "Пожар", В.П. Астафьева "Печальный детектив".

Переход к мирной жизни сопровождался сложными социально-психологи­ческими коллизиями, обусловленными, с одной стороны, гордым патриотическим чувством народа-победителя, а с другой — ог­ромными трудностями, порожденными последствиями войны.

Литературу послевоенных десятилетий отличает жанровое и тематическое многообразие. В первые послевоенные годы и в про­зе, и в поэзии, и в драматургии продолжала оставаться ведущей тема Великой Отечественной войны («Дом у дороги» А. Твардов­ского, «Флаг над сельсоветом» А. Недогонова, «Далеко от Моск­вы» В. Ажаева, «Счастье» П. Павленко и др.).

Одним из харак­терных произведений рубежа 50-х годов является роман Леонида Леонова «Русский лес» (1953), в котором писатель поднимает вопросы национальной истории, Великой Отечественной войны и современности. Глубина историко-философского, социально-нрав­ственного и политического осмысления эпохи свойственна и та­ким крупным произведениям 50-х годов, как « За далью — даль» А. Твардовского, «Середина века» В. Луговского, «Судьба че­ловека» и «Поднятая целина» (2-я книга) М. Шолохова, «Осударева дорога» М. Пришвина, «Районные будни» и «Трудная весна» В. Овечкина, «Вольница» и «Лихая година» Ф. Гладко­ва и др.

Различные по своим жанровым особенностям, жизненному материалу и художественным достоинствам, эти произведения близки между собой. Их объединяет глубина осознания совет­скими людьми исторической миссии своей социалистической Ро­дины, спасшей мир от фашизма. В лучших произведениях 50-х годов углубляется принцип историзма советской литературы. Пи­сатели стремились художественно запечатлеть те изменения, кото­рые произошли в жизни советского народа в послевоенные годы. Принцип историзма часто открыто проявлялся даже в сюжетно-композиционном построении романов, поэм, повестей. В них нередко сопоставлялись разные периоды жизни героев, в повест­вование органически включались открытые авторские раздумья социального, исторического и философского характера, полемиче­ские замечания по наиболее острым проблемам времени. Тема ответственности личности перед историей и общества перед лич­ностью стала центральной во многих произведениях.

Критика партией нарушений социалистической демократии в годы культа личности, усиление внимания к идеологическому вос­питанию советских людей в духе советского патриотизма и ин­тернационализма открыли новые возможности для развития ли­тературы.

В 1954 году под знаком дальнейшего объединения писателей на основах коммунистической идейности, партийности и народ­ности прошел Второй Всесоюзный съезд советских писателей. Последовавшие затем третий (1962), четвертый (1967), пятый (1971) и шестой (1976) писательские съезды внимательно ана­лизировали недостатки художественной литературы, особенно иллюстративность, поверхностность изображения писателями жизни, выдвигая новые требования к идейно-эстетическому уровню советской литературы. В 50—70-е годы создано значи­тельное  количество произведений, в которых художники внимательно исследовали нравственно-политические истоки по­беды нашего народа в Великой Отечественной войне, стремились воплотить революционное прошлое народа, рассказать читате­лям о творческом труде советских людей. Обратимся к их кон­кретной характеристике.

Проза.

Леонид Леонов «Русский лес» (1953). Начнем рассмотрение прозы 50—70-х годов с рома­на «Русский лес». Он представляет собой тот тип «художествен­ного синтеза», который одобрял в свое время М. Горький.

Сюжетная основа романа определяется событиями первого года войны. Накануне трагического 22 июня 1941 года Поля Вихрова появляется в Москве, надеясь встретиться с отцом — из­вестным ученым-лесоводом Иваном Матвеевичем Вихровым.

Автор поднимает в произведении важнейшие социально-фило­софские проблемы войны и мира, национальной истории, науки, нравственности, преемственности поколений обстоятельно исследует судьбы героев, их пси­хологию. Роман Леонова — подлинно эпическое повествование о судьбах русского народа и русской культуры за целое полусто­летие. Произведение отличает глубокая социально-философская насыщенность сюжетных коллизий. Один из центральных эпизо­дов романа — подвиг юной разведчицы Поли Вихровой в глубо­ком тылу у немцев, который был подготовлен жизненным подвигом ее отца Ивана Вихрова — гражданина, ученого, тру­женика. Нам понятно, почему автор так много внимания уделил тревожным поискам Полей правды об отце, так подробно зна­комит нас с научными, нравственными и социально-философски­ми взглядами Вихрова. Леонов детально исследует истоки глу­боких патриотических чувств героя, составляющих основу его не­дюжинной натуры. Судьба Поли стала как бы продолжением судьбы отца. Проблема преемственности поколений, борьбы за будущее Родины решается писателем во всей полноте социаль­ной истории и национальной жизни. Автор подчеркивает мораль­ную ответственность человека за свои деяния перед Отечеством, народом. Этот нравственный подтекст освещает все эпизоды и конфликты произведения, деятельность главных героев, Вихрова, Поли, Грацианского. Чтобы глубже вскрыть социально-нравст­венные истоки характера героев, Леонов вводит в произведение события полустолетней давности, знакомит читателя с атмосфе­рой жизни России конца прошлого и начала нынешнего века. Он воспроизводит народную среду, оказавшую большое влияние на формирование личности Вихрова, характеризует идейно-полити­ческую борьбу, в которую была втянута буржуазно-интеллигент­ская молодежь, анализирует поведение одного из ее представи­телей — Грацианского. Леонов видит духовную сущность героев прежде всего в их отношении к народу.

Разоблачая коварного индивидуалиста Грацианского, писа­тель показывает его духовную нищету. Он осуждает этого чело­века, лишенного чувства Родины, гуманистических стремлений. В то же время Леонов поэтизирует гражданина и патриота Ивана Вихрова. Автор создал обаятельный образ цельного, глубоко народного ученого и патриота, который своими чертами напоми­нает великих представителей отечественной науки — Тимирязева и Павлова. Перед нами человек сложной натуры. Вихрова отли­чают огромная воля, ищущий ум, кристально чистые намерения. Иногда герой может показаться излишне мягким. Но, подробно прослеживая научный и жизненный путь этого ученого, писатель убеждает нас в том, что нравственную стойкость он обретает в нелегкой борьбе за будущее России.

Если образ Вихрова — один из самых значительных в после­военной литературе — воплощает черты советского человека и продолжает галерею положительных героев русской литературы, то образ Грацианского — разрушителя народных богатств, ци­ника и приспособленца — ведет свою родословную от щедринско­го Иудушки Головлева и горьковского Клима Самгина.

«Русский лес» — роман философский, полифонический по сво­ей структуре. Читатели являются свидетелями интеллектуальных и нравственных поисков героев, их споров о цели жизни, о человеческом счастье, об истории, о судьбах цивилизации и естественного мира природы — вот вопро­сы, волнующие персонажей романа. Интерес писателя к этим проблемам ощущается не только в его симпатиях и антипатиях к героям. Он проявляется в лирико-философском, романтически-приподнятом стиле произведения: картины природы нередко при­обретают символический характер. Образная система романа близка к народно-поэтическому творчеству.

Через все произведение проходит образ русского леса как символа России, русского народа, непреходящей жизни. Образы русского леса, живой и мертвой воды, родничка трепетно освеще­ны глубокой народной мудростью. Да и сам образ Ивана Вихро­ва имеет сходные черты с героями русского эпоса. Живописная пластичность речи органично сочетается с лирической взволно­ванностью и философскими обобщениями, что и придает всему повествованию своеобразную музыкальность.

«Громадный плос­кий валун, не иначе, как стол Калины, лежал на дне овражка, под навесом древних лип. И, подобно кровинкам от накануне рас­терзанной жертвы, отблески дальней рощицы пламенели в его щербатой поверхности, подернутой лишаем. Потом голос падаю­щей воды позвал мальчиков вниз. Они спустились и стояли со склоненными головами, как и подобает паломникам у великой святыни.

— Вот оно...— торжественно и непонятно шепнул Иван.

Это был всего лишь родничок. Из-под камня в пространстве не больше детской ладони роилась ключевая вода. Порой она вскипала сердитыми струйками, грозясь уйти, и тогда видно бы­ло, как вихрились песчинки в ее размеренном, безостановочном биеньи. Целого века не хватило бы наглядеться на него. От­сюда начинался ручей, и сперва его можно было хоть рукой отвести, но уже через полсотни шагов рождалось его самостоя­тельное журчанье по намытой щебенке.

То была колыбель Склани, первого притока Енгй, а та, в свою очередь, приходилась старшей дочкой великой русской реке, рас­хлестнувшей северную низменность на две половины, так что полстраны было окроплено живой водой из этого овражка. Без нее не родятся ни дети, ни хлеб, ни песня, и одного глотка ее хва­тало дедам на подвиги тысячелетней славы. Не виднелось ни ва­лов земляных, ни крепостных стен поблизости, но все достояние государства — необозримые пашни с грозами над ними, книго­хранилища и могущественная индустрия, лес и горы на ее рубе­жах—служит родничку прочной и надежной оболочкой. И, зна­чит, затем лишь строит народ неприступные твердыни духа и си­лы, и хмурое войско держит на своих границах, и самое дорогое ставит в бессонный караул, чтоб не пробралась сюда, не замути­ла, не осквернила чистой струйки ничья поганая ступня».

Леонов наряду с М. Шолоховым, А. Толстым, М. Пришвиным — один из самых оригинальных художников слова. Его речевая палитра богата и красочна. Он умеет «благоговейно слушать» (сло­ва писателя) самобытную народную речь и использовать ее бо­гатства в своих произведениях.

Произведения о Великой Отечественной войне. Тема войны продолжала волновать писателей. В лучших произведениях на­чала 50-х годов («Молодая гвардия» А. Фадеева, «Белая береза» М. Бубеннова, «Русский лес» Л. Леонова) писатели стремились не только выявить нравственные истоки героизма, правдиво по­казать, какой высокой ценой пришлось заплатить советским людям за победу над врагом, но и создать крупные национальные характеры, осветить великую эпопею борьбы как один из этапов многотрудного и героического пути нашего народа.

Время позволило художникам более глубоко взглянуть на всемирно-историческую победу советского народа над фашизмом, проникнуть в сложность героической и тяжелой для Родины эпо­хи. Их внимание было сосредоточено на изображении героиче­ских качеств советского человека в трагических обстоятельствах. Одним из первых произведений, наметивших поворот в развитии военной прозы, был рассказ М. Шолохова «Судьба человека» (1956).

В конце 50-х годов появился ряд произведений, выявляю­щих нравственные конфликты, в которых оказались герои, столк­нувшись лицом к лицу с врагом. Поступки и действия воинов от­дельной батареи, взвода, роты в одном из эпизодов войны, как правило, выписанные художниками психологически обстоятель­но, достоверно, стали определять сюжеты и конфликты многих по­вестей и романов. Это позволило глубже показать и истоки ге­роизма участников войны, и сложность взаимоотношений людей на фронте, не замалчивая их слабостей, ошибок. Таковы произведения Ю. Бондарева «Горячий снег», «Батальоны просят огня», В. Закруткина «Матерь чело­веческая», В. Быкова «Третья ракета», роман А, Калинина «Суровое поле». Художественно ярко и многосторонне изображается вой­на в таких произведениях, как «Танки идут ромбом» А. Анань­ева, «Как кончаются войны» В. Субботина, «Лейтенант Артюхов» С. Крутилина, «Исход» П. Проскурина. Хо­тя писатели изображают в них «частные» события вой­ны, читатель ощущает гранди­озность всенародного подвига. Особенностью этих произведе­ний является то, что их глав­ными героями часто высту­пает молодежь — вчерашние школьники, рабочие. Авторы стремились показать, как в трагических условиях войны проявляется героическая, ду­ховно богатая личность совет­ского человека.

Как героическая поэма о беспримерном мужестве, стойкости и человечности русской советской женщины звучит повесть В. За­круткина «Матерь человеческая». В произведении переплетают­ся и сливаются реально-бытовой, социально-психологический и символический принципы изображения действительности. Рас­сказ о повседневной жизни, нечеловеческих тяготах и невзгодах молодой женщины в глубоком тылу у немцев вырастает в повест­вование о матери и материнстве как воплощении самого святого в роде человеческом, о выносливости, стойкости, долготерпении, вере в неизбежную победу добра над злом.

Скромная жительница затерянной в степях русской деревуш­ки Мария, доярка по профессии, потеряв всех родных и близких, оказывается одна-одинешенька, беременная, без крова и пищи. Вступив в поединок с, казалось бы, неизбежной смертью, беспо­мощная, хрупкая женщина находит в себе силы не только пере­мести тяжелые роды, выходить ребенка, но и согреть и накормить найденных тут же в степи чужих одиноких детей-сирот. Более то­го, она сумела сохранить в тылу у немцев уголок советской жиз­ни, одна за всю бригаду обрабатывая брошенное колхозное поле.

В. Закруткиным описана исключительная ситуация, но в ней автор увидел и сумел передать проявление типических черт ха­рактера советского человека. Рассказывая о злоключениях и переживаниях героини, писатель постоянно стремится выявить в частном общенародное. Мария понимала, что «ее горе только невидимая миру капля в той страшной, широкой реке горя люд­ского, черной, озаренной пожарами реке, которая, затапливая, ру­ша берега, разливалась все шире и шире и все быстрее стремилась туда, на восток, отдаляя от Марии то, чем она жила на этом свете все свои недолгие двадцать девять лет...». *Какой троп использует автор в этом отрывке?

Обобщение до­стигается и введением в произведение символического образа материнства — образа мадонны с младенцем на руках, воплощен­ного в Мраморе безвестным художником. Последняя сцена пове­сти — когда командир полка наступающей Советской Армии, узнав историю героини, при всем эскадроне «опустился перед Ма­рией на колени и молча прижался щекой к ее безвольно опущен­ной маленькой жесткой руке...» — придает почти символический смысл судьбе и подвигу героини.

В иной художественной манере повествует о героических ка­чествах народа Ю. Бондарев в романе «Горячий снег». Это про­изведение о беспредельных возможностях людей, для которых защита Родины, чувство долга являются органической потребно­стью. В романе рассказывается о том, как, несмотря на возра­стающие трудности и напряжение, в людях усиливается воля к сопротивлению, победе. И всякий раз кажется: вот уже предел человеческих возможностей. Но воины (и солдаты, и офицеры, и генералы), измотанные боями, бессонницей, постоянным нерв­ным напряжением, находят силы снова вступать в поединок с танками, идти в атаку, спасать товарищей.

В романе описывается по существу лишь один воен­ный эпизод. В центре внимания автора действия батареи, входя­щей в артиллерийский заслон, перед которым поставлена задача любой ценой не пропустить огромные танковые силы врага под командованием фельдмаршала Манштейна, рву­щиеся к Сталинграду на помощь окруженным фашистским вой­скам. Этот бой, возможно, решит судьбу фронта. И потому непре­рекаем приказ генерала Бессонова: «Ни шагу назад! И выбивать танки. Стоять — и о смерти забыть! Не думать о ней ни при ка­ких обстоятельствах». Но люди и сами понимают это — молодой лейтенант Кузнецов, и командир орудия Уханов, и солдат Ру­бин, и санинструктор Зоя, и другие герои романа, поступки и дей­ствия которых писатель изобразил с большой художественной правдой. В будничном он увидел проявление героического. Бес­предельное мужество и стойкость сочетаются у героев с душев­ной мягкостью, благородством и человечностью. Рождающееся в этих жестоких условиях чистое и светлое чувство любви у Кузне­цова и Зои свидетельствует о силе человеческого духа.

Изображая батальные сцены одной батареи, Ю. Бондарев пе­редает всю атмосферу войны, ее драматизма и героического упор­ства советских людей. «Окопная» правда и масштабы общена­родной битвы нашли в произведении гармоническое воплощение. Рисуя встречу генерала Бессонова с Верховным Главнокоман­дующим, автор подчеркивает стратегическое значение битвы па подступах к Сталинграду. Незаурядное мастерство Ю. Бондарева проявилось в умении создавать глубоко психологические обра­зы не только рядовых участников войны, но и крупных воена­чальников. Большим достижением писателя является нарисован­ный им образ мужественного, прямого и проницательного генерала Бессонова. Правдиво изображая сложные взаимоотно­шения людей на войне, где рядом с подлинным героизмом порой проявляется и трусость, рядом с высокой человечностью — же­стокость, главное внимание художник сосредоточил на выявле­нии в героях тех качеств, которые обеспечили победу над врагом.

В повести белорусского писателя В. Быкова «Сотников» про­блема подлинного и мнимого героизма подчеркнуто заострена автором и составляет суть сюжетной коллизии произведения. Герои его — Сотников и Рыбак — в обычных условиях, возмож­но, и не проявили бы свою истинную натуру. Идя на выполнение задания, они по-разному реагируют на предстоящую опасность, и кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подго­товлен к подвигу, чем хилый, больной Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотни­ков до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Как и каждая смерть в борьбе, она должна... завершить то, что не успела осуществить жизнь. Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу».

Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, который несовместим с любым проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реп­лики — одно из самых сильных качеств повести «Сотников».

В некоторых произведениях писатели стремились исследовать коллективистскую сущность советских воинов. Именно в воин­ском коллективе видели они главный источник победы над вра­гом. Такова повесть В. Кожевникова «Петр Рябинкин», вошед­шая в книгу «Особое подразделение». Это произведение о солдат­ском братстве, о воспитании чувства взаимопомощи и взаимной ответственности на войне, о воинском мастерстве, умении до­биваться победы малой кровью. В центре повествования рядовые солдаты-пехотинцы, люди разных склонностей, характеров, оди­наково осознающие свой долг перед Отечеством и друг перед другом. В. Кожевников внимателен к быту солдата на фронте и его переживаниям. Писатель показывает процесс формирования в воинах подлинных качеств бойцов — смекалки, отваги, выдер­жки. Испытание войной проходит не только главный герой Петр Рябинкин — бывший рабочий высокой квалификации, рядовой, ставший командиром, но и другие герои повести — правдивый и деликатный Воронин, расчетливый, хладнокровный в бою Тутышкин, робкий Капустин, загадочный в своей лихости Клепков, доверчивый Утехин, гордый и скрытный Егоркин. Важное идейно-эстетическое значение имеет образ мудрого воспитателя-политрука Трушина, умеющего незаметно в каждом солдате про­будить лучшие качества. Трактовкой героического повесть В. Кожевникова близка к таким произведениям, как «Русский характер» А. Толстого и «Алексей Куликов — боец» Б. Горбатова.

Среди прозаических произведений, посвященных войне, осо­бое место заняли книги С. Смирнова «Герои Брестской крепости» и «Рассказы о неизвестных героях», в которых с документальной точностью рассказывается о массовом героизме советских людей в годы войны.

В трилогии К. Симонова «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето», в «Блокаде» А. Чаковского, «Войне» И. Стаднюка сделаны попытки дать широкую картину развития военных событий. Писатели показали единение и муже­ство народа перед смертельной опасностью, массовый героизм и трагическую напряженность военных лет. Для этих книг харак­терно масштабное изображение войны: боевые эпизоды, крупные военные операции, большое количество героев составляют их сю­жетную основу. Нередко авторы выступают в роли очеркистов, публицистов и историков войны.

Панорамность и хроникальность изображения событий пред­ставляют известную трудность для писателя в его естественном стремлении создать целостное художественное произведение с крупными характерами. Поэтому каждый из названных авторов, придерживаясь таких принципов, ищет сюжетно-композиционный центр повествования. В романе К. Симонова «Живые и мерт­вые» таким «центром» является фронтовая судьба корреспонден­та офицера Синцова. Это позволяет художнику осветить самые разные стороны войны. Должность героя как бы помогает писа­телю постоянно переносить действие во времени и пространстве, наблюдать жизнь и поведение разных людей. Вместе с героем, его глазами мы видим начало войны, суету вокзалов, эшелоны движущихся к фронту солдат и офицеров, первые бои с самоле­тами и танками противника, фронтовые дороги, напряженно-тре­вожную жизнь в окопах, штабах, газетных редакциях, госпита­лях. К. Симонов не скрывает трудностей первых месяцев войны, знакомит нас с героями, по-разному воспринимающими происхо­дящее и по-разному ведущими себя. Рядом с замечательным че­ловеком и суровым воином — из тех, которые «ломаются, но не гнутся», генералом Серпилиным — мы видим труса и подлеца в полковничьих погонах Баранова; рядом с отчаянным танкистом капитаном Ивановым — равнодушного перестраховщика Люсина. Писателю удалось правдиво воспроизвести суровые годы вой­ны, лишения, тяжелые испытания, выпавшие на долю советского народа, показать мужество и стойкость наших воинов, их непо­колебимую веру в победу.

Мы являемся свидетелями трагических дней войны 1941 года, когда герои романа отступают на восток под натиском врага, продолжая драться даже тогда, когда, казалось бы, сопротивле­ние бессмысленно. Тщательно анализируя в произведении пер­вые недели войны, писатель прослеживает истоки будущих побед советского народа. В готовности наших воинов сражаться до последнего патрона, до последней капли крови видит Симонов причины будущих побед. «Они не знали и не могли знать, — пи­сал он о своих героях,— что генералы еще победоносно насту­павшей на Москву, Ленинград и Киев германской армии через пятнадцать лет назовут этот июль сорок первого года месяцем обманутых ожиданий, успехов, не ставших победой. Они не могли предвидеть этих будущих горьких признаний врага, но почти каждый из них тогда, в июле, приложил руку к тому, чтобы все это именно так и случилось».

Писатель воссоздал картину гигантской битвы, которая ра­зыгралась на берегу Волги и закончилась разгромом немецкой ар­мии и которая продемонстрировала не только стойкость и муже­ство наших воинов, но и явилась переломом в ходе войны. Пройдя через испытания 1941 года, народ выстоял и победил в этой смер­тельной битве на Волге. Именно после победы 1943 г. началось наступление нашей армии. Симонов знакомит нас с теми героя­ми, которые не готовили себя в военные. Но война заставила их взять оружие. И в прошлом рабочие, учителя, бухгалтеры командовали батальонами не хуже кадровых офицеров.

Завершает трилогию повествование о том, как советские вои­ны освобождают нашу страну от фашистских захватчиков, ока­зываются после трех лет войны в местах, где им впервые при­шлось вступать в бой с немцами. Теперь они пришли сюда осво­бодителями.

Роман «Последнее лето» заканчивается разговором героев о том, какая будет жизнь после войны. О людях, изображенных писателем в трилогии, можно сказать словами В. Быкова: мы «не только победили фашизм и отстояли будущее человечества, а осознали свою силу и поняли, на что сами способны... С фрон­тов великой войны мы принесли не только сознание исполненно­го долга, но и окрепший в жестокой борьбе дух революционно­го свободолюбия и интернационального братства...»

На обширном документальном материале построена «Блока­да» А. Чаковского — роман о героической обороне Ленинграда. Автор последовательно восстанавливает ход событий, воссоздает напряженную атмосферу действий генерального штаба, Ленин­градского обкома партии, штабов командующих войсками, зна­комит со многими историческими лицами (К. Е. Ворошилов, Г. К. Жуков, А. А. Жданов и др.). Автор впервые вводит в ли­тературу новые факты, связанные с обороной Ленинграда и став­шие уже достоянием архивов, подробно передает хронику военных событий, публицистически заостренно освещает их.

Тенденция к широкому, всестороннему изображению войны была характерна для советской литературы 60—70-х годов. Со­отнесение событий Великой Отечественной войны с историей Ро­дины, впервые плодотворно осуществленное Леоновым в романе «Русский лес», свойственно лучшим романам этих лет о войне («Судьба» П. Проскурина, «Истоки» Г. Коновалова, «Большая родня» М. Стельмаха, «Потерянный кров» Й. Авижюса и др.).

Роман П. Проскурина «Судьба» — эпическое повествование о судьбах русского народа, о важнейших этапах движения нашей истории, начиная с 1917 года. В центре произведения судьба та­лантливого, честного крестьянского парня Захара Дерюгина, поднятого революцией к новой жизни, прошедшего трудный и слав­ный путь красноармейца-буденновца, затем председателя колхо­за, рядового защитника Советской власти в годы Великой Отечественной войны. Автор так освещает жизнь героя и атмо­сферу исторической действительности страны 20—40-х годов, вводит такой широкий круг действующих лиц, что создается мно­гоплановая картина жизни и борьбы советского народа за деся­тилетия. Образ Дерюгина, как и образы других героев романа (секретарь обкома Брюханов, Губарев, Лоливанов), сложен, противоречив. Неожиданно резкие поступки героя, его крутой нрав сочетаются с тонкими душевными движениями, непоказной гуманностью, мужеством и благородством.

Следуя шолоховской традиции, П. Проскурин с особой любо­вью выписывает народные характеры. В романе создан много­ликий образ народа — труженика и воина. Герои произведения, даже эпизодические,— жизненно полнокровные, живые люди со своим характером, внутренним миром. Писатель показывает, в каких невероятно трудных условиях рождалось наше государ­ство, какие тяжелые испытания выпали на долю его строителей изащитников. Судьба Захара Дерюгина воплощает судьбы це­лого поколения советских людей, в которых отразились социаль­ные изменения в жизни народа после Октября. Это поколение советских людей, утверждает П. Проскурин, с честью выдержало испытание в годы Великой Отечественной войны.

В романе Й. Авижюса «Потерянный кров» рассказывается о событиях, развернувшихся в оккупированной фашистами Литве. Автор показывает, как народ Литвы встретил нашествие врага, как поднялся на борьбу с оккупантами. Й. Авижюс большое вни­мание уделяет героям, которым приходилось бороться и против национальной буржуазии и против фашистских захватчиков.

Таков главный герой романа ГедиминасДжюгас, сын крестья­нина, учитель истории. Этот честный и благородный труженик много и напряженно думает о предназначении человека, об ис­тории своего Отечества и судьбах народа. В то же время автор осуждает Гедиминаса Джюгаса за то, что он неверно понимает, в чем заключается настоящий гуманизм. Подобно Старцову из романа К. Федина «Города и годы», герой долгое время пытается оставаться в стороне от борьбы, стремится сохранять достоинство «просто человека». Потеряв близких людей (трагическая ги­бель любимой Мильды), испытав физические и нравственные страдания в тюрьме гестапо, пережив измену друга Адомаса Вайнараса, ставшего начальником полиции, Гедиминас Джюгас приходит к убеждению о необходимости решительной борьбы с фашизмом, с буржуазным национализмом. Большую роль в ду­ховной эволюции героя сыграли патриоты-коммунисты: убежден­ный, смелый Марюс Нямунис, несгибаемый Черная Культя и др.

Так, прослеживая «хождение по мукам» главного героя, по­вествуя о судьбах других людей, писатель создал широкую кар­тину прошлого и настоящего литовского народа, показал соци­ально-нравственные поиски интеллигенции. Придерживаясь реалистических принципов психологического анализа, Авижюс запечатлел на страницах своего произведения самобытные на­циональные характеры.

Трагическую судьбу человека, пытавшегося отстраниться от судьбы народа в годы тяжких испытаний, изобразил другой ли­товский писатель Ю. Марцинкявичюс в эпической поэме «Кровь и пепел». Ее главный герой Давние Мартинас оказался неволь­ным предателем и виновником гибели всей деревни, которую сожгли фашисты, мстя за убитого немца. Автор судит его неумо­лимым законом истории и народной правды. Обстоятельно ана­лизируя причины поступка Давниса Мартинаса, писатель ставит большие социально-философские проблемы: личность и народ, свобода и необходимость, добро и зло, четко выявляя их конк­ретно-исторический социальный аспект.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: