В развитии её можно выделить четыре основных периода, связанных с изменением социокультурной и литературной ситуации.
Первый: 1956 – 1964, «оттепель».
Второй: 1965 – 1985, «послеоттепельное» двадцатилетие.
Третий: 1986 – 1991, «гласность».
Четвёртый: начинается с декабря 1991 и длится по сей день, русская литература конца XX – начала XXI веков.
Литература 50-60-х годов ХХ века (период «ОТТЕПЕЛИ»).
1953 – важная веха в истории советской литературу (смена политического направления в стране после смерти Сталина, первый «глоток свободы» - доклад Н.С.Хрущева на ХХ съезде КПСС с осуждением культа личности и решение о реабилитации большинства советских политзаключенных). «Бронзовый век» русской литературы.
- подъем литературы, популярность, публикация некоторых ранее запрещенных авторов;
- возникают новые литературные объединения, поэтические школы;
- появляются новые молодые и талантливые поэты, и писатели (Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Б.Окуджава, Р.Рождественский и др.);
- расширение границ дозволенного, относительная свобода творчества;
- романтика «социализма с человеческим лицом», обращение к ленинским традициям;
- гуманизация литературы (интерес к личности, внутреннему миру человека, вечным вопросам);
- возникает новое поколение, называющее себя «шестидесятниками», многие встанут на путь диссидентства (противоборства с государственной системой);
- «эстрадная» поэзия (выход поэзии к зрителям, публичные чтения на эстраде, лирика становится голосом своей эпохи – Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Б.Окуджава, Р.Рождественский и др.),
- «тихая» лирика начала 60-х гг. (нравственно-философская поэзия, тема судьбы России, есенинские мотивы, тема деревни) – Н.Рубцов, Н.Яшин, Ю.Кузнецов.
- «деревенская» проза: Ф.Абрамов, В.Распутин, В.Белов, В.Шукшин и др.;
*проблема жизни на селе,
*сельский житель – новый идеал, поэтизация деревни как первоисточника всего, традиционности,
*человек и природа,
*недовольство преобразованиями в деревне, «раскрестьяниванием»,
*интерес к духовной культуре крестьянства, русскому национальному характеру,
*идеализация патриархальности, неприятие современного города, «цивилизации»,
*экологическая проблематика.
- «городская» проза: - В.Астафьев, Ю.Трифонов и др.
* проблемы жизни городской интеллигенции, герой – человек рефлектирующий;
* анализ внутреннего мира человека, его проблем;
*проблемы одиночества и неустроенности жизни;
*тема разочарования в прежних идеалах;
*герои раскрываются через бытовые ситуации, когда идут на компромисс с совестью;
*проблема нравственности человека и обстоятельств;
- популяризация авторской песни (поэты-исполнители, барды создавали песни-рассказы, исповеди, моноспектакли, а сам автор был и поэтом, и исполнителем, и режиссером; их интересовали не общественные проблемы, а частная жизнь человека, его внутренний мир; в песнях так же критиковалась советская действительность, многие авторы были запрещены) – В. Высоцкий, Ю. Ким, Ю. Визбор, Б. Окуджава, А. Галич, позже И.Тальков, В. Цой, А. Башлачев и др.;
- развивалась драматургия (Виктор Розов «Вечно живые»; «В поисках радости»; Александр Вампилов «Старший сын», «Утиная охота» и др.). Обращение к вечным темам и проблемам общественной жизни, борьба с мещанством и пошлостью (романтик Олег в пьесе «В поисках радости»), В.Розов обратился к теме любви на войне и показал историю Вероники и Бориса в «Вечно живых» (тема памяти); Вампилов обратился к чеховским традициям гуманистического театра, его герои часто порочны эгоистичны, поступают непорядочно, оправдываясь несовершенством самой жизни, но они страдают и некоторым удается стать лучше (Владимир Бусыгин в «Старший сын»). Вампилов верил, что человек способен изменяться к лучшему и что «все люди – братья».
IV. Домашнее задание.
1. Развернутые ответы на вопросы по теме лекции:
1). Историко-культурные особенности второй половины XX века.
2). Развитие литература этого периода. Новые тенденции в литературе.
А). Особенности развития литературы послевоенных десятилетий.
Б). Художественное воплощение революционного пути народа.
В). Освоение современной действительности. Тема творческого труда.
2. Подготовить рефераты по следующим темам:
1). «Городская проза». Тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений.
2). «Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни.
3). Драматургия. Нравственная проблематика пьес. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти.