Периодизация русской литературы второй половины XX века

В развитии её можно выделить четыре основных периода, связанных с изменением социокультурной и литературной ситуации.
Первый: 1956 – 1964, «оттепель».
Второй: 1965 – 1985, «послеоттепельное» двадцатилетие.
Третий: 1986 – 1991, «гласность».
Четвёртый: начинается с декабря 1991 и длится по сей день, русская литература конца XX – начала XXI веков.

 





Литература 50-60-х годов ХХ века (период «ОТТЕПЕЛИ»).

1953 – важная веха в истории советской литературу (смена политического направления в стране после смерти Сталина, первый «глоток свободы» - доклад Н.С.Хрущева на ХХ съезде КПСС с осуждением культа личности и решение о реабилитации большинства советских политзаключенных). «Бронзовый век» русской литературы.

- подъем литературы, популярность, публикация некоторых ранее запрещенных авторов;

- возникают новые литературные объединения, поэтические школы;

- появляются новые молодые и талантливые поэты, и писатели (Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Б.Окуджава, Р.Рождественский и др.);

- расширение границ дозволенного, относительная свобода творчества;

- романтика «социализма с человеческим лицом», обращение к ленинским традициям;

- гуманизация литературы (интерес к личности, внутреннему миру человека, вечным вопросам);

- возникает новое поколение, называющее себя «шестидесятниками», многие встанут на путь диссидентства (противоборства с государственной системой);

- «эстрадная» поэзия (выход поэзии к зрителям, публичные чтения на эстраде, лирика становится голосом своей эпохи – Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Б.Окуджава, Р.Рождественский и др.),

- «тихая» лирика начала 60-х гг. (нравственно-философская поэзия, тема судьбы России, есенинские мотивы, тема деревни) – Н.Рубцов, Н.Яшин, Ю.Кузнецов.

- «деревенская» проза: Ф.Абрамов, В.Распутин, В.Белов, В.Шукшин и др.;

*проблема жизни на селе,

*сельский житель – новый идеал, поэтизация деревни как первоисточника всего, традиционности,

*человек и природа,

*недовольство преобразованиями в деревне, «раскрестьяниванием»,

*интерес к духовной культуре крестьянства, русскому национальному характеру,

*идеализация патриархальности, неприятие современного города, «цивилизации»,

*экологическая проблематика.

- «городская» проза: - В.Астафьев, Ю.Трифонов и др.

* проблемы жизни городской интеллигенции, герой – человек рефлектирующий;

* анализ внутреннего мира человека, его проблем;

*проблемы одиночества и неустроенности жизни;

*тема разочарования в прежних идеалах;

*герои раскрываются через бытовые ситуации, когда идут на компромисс с совестью;

*проблема нравственности человека и обстоятельств;

- популяризация авторской песни (поэты-исполнители, барды создавали песни-рассказы, исповеди, моноспектакли, а сам автор был и поэтом, и исполнителем, и режиссером; их интересовали не общественные проблемы, а частная жизнь человека, его внутренний мир; в песнях так же критиковалась советская действительность, многие авторы были запрещены) – В. Высоцкий, Ю. Ким, Ю. Визбор, Б. Окуджава, А. Галич, позже И.Тальков, В. Цой, А. Башлачев и др.;

- развивалась драматургия (Виктор Розов «Вечно живые»; «В поисках радости»; Александр Вампилов «Старший сын», «Утиная охота» и др.). Обращение к вечным темам и проблемам общественной жизни, борьба с мещанством и пошлостью (романтик Олег в пьесе «В поисках радости»), В.Розов обратился к теме любви на войне и показал историю Вероники и Бориса в «Вечно живых» (тема памяти); Вампилов обратился к чеховским традициям гуманистического театра, его герои часто порочны эгоистичны, поступают непорядочно, оправдываясь несовершенством самой жизни, но они страдают и некоторым удается стать лучше (Владимир Бусыгин в «Старший сын»). Вампилов верил, что человек способен изменяться к лучшему и что «все люди – братья».

 

IV. Домашнее задание.

1. Развернутые ответы на вопросы по теме лекции:

1). Историко-культурные особенности второй половины XX века.

2). Развитие литература этого периода. Новые тенденции в литературе.

А). Особенности развития литературы послевоенных десятилетий.

Б). Художественное воплощение революционного пути народа.

В). Освоение современной действительности. Тема творческого труда.

2. Подготовить рефераты по следующим темам:

1). «Городская проза». Тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений.

2). «Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни.

3). Драматургия. Нравственная проблематика пьес. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: