Речь императора Александра II в Государственном Совете (28 января 1861 г.)

Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного Совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие её силы и могущества. Я уверен, что вы все, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть ещё и другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного Совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ; возлагаю это на прямую обязанность председательствующего в Государственном Совете.

Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб дело это теперь же было кончено. Вот уже четыре года, как оно длится и возбуждает различные опасения и ожидания как в помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства.

Я не могу не удивляться и не радоваться и уверен, что и вы все также радуетесь тому доверию и спокойствию, какое выказал наш добрый народ в этом деле.

Желал бы тоже сказать и о дворянстве, хотя опасения его до некоторой степени понятны, ибо они касаются до самых близких материальных интересов каждого; при всём том я не забываю и не забуду, что приступ к делу сделан по вызову самого дворянства, и я счастлив, что мне суждено свидетельствовать об этом перед потомством.

При личных моих разговорах с губернскими предводителями дворянства и во время путешествий моих по России, при приёме дворян, я не скрывал моего образа мыслей и взгляда на занимающий всех нас вопрос и говорил везде, что это преобразование не может совершиться без некоторых пожертвований с их стороны и что всё старание моё заключается в том, чтоб пожертвования эти были сколь возможно менее обременительны и тягостны для дворянства.

Я надеюсь, господа, что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный Совет, вы убедитесь, что всё, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано, если же вы найдёте нужным в чём-либо изменить или добавить представляемую работу, то я готов принять ваши замечания; но прошу только не забывать, что основанием всего этого дела должно быть улучшение быта крестьян, и улучшение не на словах только и не на бумаге, а на самом деле.

( Цит. по: Хрестоматия по истории СССР (1861–1917) / Под ред. В.Г. Тюкавкина. М., 1990. С. 12–13)

 

3. Основные положения Крестьянской реформы 1861 г. После официального обнародования манифеста об освобождении крестьян (5 марта 1861 г.) вступили в силу основные правовые положения, согласно которым крестьяне получали личную свободу, т.е. переставали быть собственностью помещика и получали определённые гражданские права:

— самостоятельно заключать сделки;

— заниматься промыслами по своему усмотрению;

— переходить в другие сословия;

— поступать на службу;

— приобретать движимое и недвижимое имущество и т.п.

Чтение Манифеста крестьянам. Художник Б.М. Кустодиев. 1907 г.

Для нового поземельного устройства крестьян было решено создать сельские общества на основе общины. Русская крестьянская община — поземельная соседская организация мелких непосредст­венных производителей — представляла собой и экономическое объединение, и низшую административную единицу. Община решала вопросы распределения и эксплуатации земельного фонда (переделы полей и лугов, использование пастбищ и лесов). В качестве административной единицы община получила узаконенный статус в соответствии с принятым 19 февраля 1861 г. «Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Регулирование внутриобщинных отношений производилось согласно накопленному опыту, нашедшему отражение в неписаном обычном праве. На его основании строилась деятельность общинных институтов, совокупность которых составляла крестьянский «мир».

Все вопросы обсуждались и решались на сельском сходе, объединявшем крестьян каждого помещичьего имения. Организационные и хозяйственные вопросы решал и координировал сельский староста, избираемый на три года. Несколько сельских обществ образовывали волость, которую возглавлял волостной старшина, выполнявший полицейские и административные функции.

Крестьяне освобождались с землёй. Размер земельного надела, который они получали согласно реформе 1861 г., определялся на основе добровольного соглашения между помещиком и крестьянином при участии мирового посредника и сельского старосты, но в пределах установленных государством определённых норм. В зависимости от регионов эти нормы составляли:

253

— в чернозёмных губерниях — от 1,5 до 4 десятин земли (1 десятина = 1,097 га);

— в нечернозёмных — от 1 до 7 десятин;

— в степных губерниях — от 3 до 12 десятин.

Помещики имели право сохранить за собой не менее 1/3 всей земли, которой они владели раньше. Если крестьяне пользовались большим количеством земли, чем предусматривалось по Положению 19 февраля 1861 г., то часть излишков, которые именовались отрезками, отбиралась в пользу помещиков.

Земля предоставлялась крестьянам за выкуп. Они должны были единовременно заплатить помещику 20% стоимости надела, а остальную часть выплачивало государство, но с возвратом ему данной суммы в течение 49 лет с процентами. Размер выкупных платежей в зависимости от района России был разным, но рассчитывался исходя из величины денежного оброка, который платил крестьянин помещику.

Все крестьяне до заключения выкупной сделки, а также те, кто не смог заплатить 20% стоимости надела, считались временнообязанными и должны были в полном объёме выполнять прежние повинности — барщину и оброк, хотя были лично свободными.

Решение вопросов, связанных с проведением реформ, возлагалось на специально созванный институт мировых посредников — лиц, выбираемых помещиками для составления уставных грамот, в которых определялись конкретные условия освобождения каждой крестьянской семьи. Они также рассматривали земельные споры между помещиками и крестьянами.

В основе реформы лежал принцип постепенности: в течение двух лет необходимо было составить уставные грамоты, в течение девяти лет крестьянин не мог отказаться от своего земельного надела и покинуть общину.

Крестьянская реформа охватила также удельную и государственную деревни. Удельные (т.е. принадлежавшие императорской семье) крестьяне получили свободу ещё в 1858 г. Их поземельное устройство, повинности и выкуп были определены в 1863 г. на основании общих положений реформы по отмене крепостного права специальным царским указом. Государственные крестьяне получили новое поземельное устройство в 1866 г. Они продолжали пользоваться прежними наделами, а на выкупные платежи были переведены только в 1886 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: