Помещичьи проекты Крестьянской реформы

Из записки князя П.П. Гагарина «О средствах к добровольному изменению отношений помещиков и крестьян»

В самодержавной империи нашей свобода может только быть лично дарована крестьянам, без прав на землю, и должна состоять в личном их ограждении от притеснений землевладельцев… Дарование помещикам права освобождать крестьян целыми селениями без условий и без земли есть мера самая благодетельная…»

Из записки полтавского помещика М.П. Позена «О мерах освобождения крепостных крестьян»

Крестьяне крепки земле, на которой теперь поселены. Из них все, поселённые на собственной земле, пользуются ею на общем владельческом праве – бесплатно; поселённые же на чужих землях обязываются платежом за них оброка, деньгами или работою… Земли назначаются и отводятся не отдельно каждому лицу, а целому крестьянскому обществу, которое разделяет участки между своими членами… Земли отводятся крестьянам в таком количестве, какое признаёт возможным владелец…

Из записки тверского помещика А.М. Унковского

При освобождении крестьян с землёю, с отделением их совсем от помещика, то есть уничтожением всяких взаимных их обязательных отношений, свобода крестьян… неоспорима; помещик, получив за крестьян с землею капитальный выкуп деньгами или облигациями, по возможности вознаграждён, а исполнение крестьянами обязанностей перед правительством обеспечивается землёю, отдаваемою им в собственность.

 

250

Либеральные бюрократы отстаивали интересы не какого-то одного из сословий, а государственной власти как самостоятельной, самодовлеющей силы. По их мнению, для укреплений позиций необходимо было освобождение крестьян, создание крепкого крестьянского хозяйства, предоставление определённой свободы общественным силам. Либералы также выступали за демократизацию государства при сохранении монархии.

В январе 1857 г. был создан традиционный для России Секретный комитет по крестьянскому делу, начавший рассматривать старые, оставшиеся от предыдущих царствований проекты и варианты решения крестьянского вопроса.

Через год работы Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Самая главная появившаяся здесь новация — это введение гласного обсуждения и рассмотрения вопросов освобождения крестьянства. Одновременно аналогичные комитеты были созданы в 46 губерниях. Они также начали составлять свои проекты Крестьянской реформы, однако их права и возможности были существенно ограничены специальным правительственным циркуляром. На практике деятельность губернских комитетов сводилась в основном к сбору статистических данных о состоянии помещичьих имений по спущенным сверху правительством вопросам, а также к сочинению местных вариантов «улучшения быта крестьян».

Большинство помещиков предлагали освободить крестьян без земли или с маленьким земельным наделом. Эта точка зрения была особенно популярна в чернозёмных губерниях, где земля имела большую ценность. Либеральные же помещики предлагали освободить крестьян с землёй за выкуп. Такое решение устраивало помещиков нечернозёмной полосы, где земля большой ценности не представляла.

251

Первоначально Александр II разделял позицию большинства помещиков, однако затем пришёл к выводу о необходимости освободить крестьян с землёй.

В результате бурных обсуждений, борьбы различных дворянских группировок, усиления общественного движения осенью 1858 г. в ходе предреформенной работы в стране наступил перелом. Правительство и Главный комитет по крестьянскому делу определили всеобъемлющие принципы, на которых должна была строиться реформа: освобождение крестьян с полевым наделом за выкуп, уничтожение вотчинной власти помещиков, приобщение крестьянства к гражданским правам.

Для обобщения проектов губернских комитетов дворянства, а также для выработки основных правовых документов, регламентирующих проведение Крестьянской реформы, в феврале 1859 г. Александр II создал специальное учреждение — Редакционные комиссии. Их главой стал генерал Я.И. Ростовцев, а главным организатором практической работы — Н.А. Милютин.

Редакционные комиссии около двух лет работали очень интенсивно и провели 409 заседаний. Несмотря на огромные трудности, давление различных дворянских группировок, сопротивление выс­ших реакционно настроенных сановников государства, главную задачу они выполнили — подготовили законодательные акты
реформы.

Выдающимися деятелями, работавшими в Редакционных комиссиях, были: С.М. Жуковский, Я.А. Соловьёв, А.П. Заболоцкий-Десятовский, К.И. Домонтович, П.П. Семёнов-Тян-Шанский и др.

После закрытия Редакционных комиссий кодифицированные проекты Крестьянской реформы были переданы на обсуждение сначала в Главный комитет по крестьянскому делу, а затем в Государственный совет (октябрь 1860 — февраль 1861 г.). Противники реформы вновь пытались её тормозить, но Александр II проявил твёрдость. Председателем Главного комитета по крестьянскому делу был назначен решительный сторонник реформ великий князь Константин Николаевич, который обеспечил прохождение документов через комитет.

Затянуть утверждение основных актов реформы попытался Государственный совет, но самодержавной волей императора они были изъяты и подписаны лично Александром II 19 февраля 1861 г.

252

Всего, не считая царского манифеста 19 февраля 1861 г., Александр II утвердил 17 правовых документов, имевших силу закона и направленных на регулирование общественных отношений, возникших после отмены крепостного права в России.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: