Примечание: выполненные работы сдаются в фоторежиме на электронную

почту: elenamoskalenko29082012@gmail.com

 

Музыка 5 класс              

Дата:22/04/2020

Тема: Импрессионизм в музыке и живописи.

Цель урока: раскрыть особенности импрессионизма как стиля искусства.

 

Ход урока.

Чарующий рассвет, неясные тона...
Вот облака раскрасило огнём!
И, робкая, как птица, тишина
Вдруг упорхнула...Где ей место днём?
Струится кверху золото огня,
Прорвался луч! И, между туч, в оконце,
Торжественно открыв начало дня,
Из океана величаво всходит солнце!

Учитель: Восход солнца ознаменовал начало нового дня. И это здорово! Ведь сегодня мы с вами встретились здесь. Давайте улыбнёмся новому дню, друг - другу.

Ребята, какие виды искусства помогли мне сегодня воссоздать прекрасную картину утра?

Ученики: Музыка, литература, живопись

Учитель: А как вы считаете, эти виды искусства могут друг без друга обойтись?

Можем ли мы их назвать друзьями?

О связи каких видов искусства мы говорили на последних уроках?

Ученики: Музыка и живопись.

Учитель: Ребята, а кто из вас является поклонником музыки, живописи?

Ученики: ……

Учитель: Я очень рада, что вы цените прекрасное!

Ребята, а что нужно делать, если хочешь увидеть больше картин или услышать прекрасной музыки?

Ученики: Посещать концерты, музеи, или путешествовать!

Учитель: А вы любите путешествовать? Разрешите пригласить вас в путешествие!

Где же мы с вами оказались?

Учитель: Во Франции, но не 21 века, а конца 19 века.

Представляете? Эта страна удивительная, необычная, а ещё она подарила миру большое количество деятелей культуры, а так же открыла своё видение искусства и своё впечатление, или как говорят французы, impression от этого безумного – безумного мира.

Итак, Париж – город, который всегда манил к себе грациозностью и новизной. А какие достопримечательности Парижа вы знаете?

Учитель: Гуляя по Парижу можно попасть в национальный художественный музей Лувр. Здесь находятся картины художников различных эпох.Взгляните на эти картины

 

Ученики: На картине художник старался изобразить не столько сюжет, сколько своё впечатление от увиденного. Она кажутся нам как бы несколько задымлённой.

Учитель: Эта репродукция картины выдающегося французского живописца Клода Моне, которая называется «Впечатление. Восход солнца»

Что является центром композиции картины? (Оранжевый круг солнца)

В какие тона окрашивает солнце небо и воду? (В теплый розовато-желтоватый цвет; на поверхности воды мерцает его отблеск – оранжево-красная дорожка.)

Как художник изображает лодки, портовые краны, морские суда? (Лодки – темные силуэты на воде; краны; линия берега, суда – все словно в призрачной дымке; все окутано влажным туманом.)

Учитель: Художники, писавшие такие картины стали называть себя импрессионистами, а стиль в котором они работали, появился в конце 19 века и получил название импрессионизм от французского impression.

Как бы вы сформулировали тему урока?

Ученики: Импрессионизм в музыке и живописи.

Учитель: Итак, тема нашего урока «Импрессионизм в музыке и живописи».

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

Итак, ребята, сегодня мы познакомились с вами с новым направлением в живописи. Кто запомнил, как оно называется?..

Ученики: Импрессионизм

(Учащимся предлагается послушать и сравнить между собой два музыкальных фрагмента: «Океан – море синее» Н. Римского-Корсакова и «Диалог ветра с морем» из оркестровой сюиты (симфонических эскизов) «Море» К. Дебюсси.)

Учитель: Сейчас я представлю вашему вниманию два музыкальных произведения:

1.«Океан- море синее» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко»

(слушание) https://yandex.fr/video/preview/?filmId=4573846352241103176&text=%3A%20«Океан%20–%20море%20синее»%20Н.%20Римского-Корсакова&path=wizard&parent-reqid=1587462308178796-1134782632890429923300290-production-app-host-man-web-yp-115&redircnt=1587462313.1

 

Каков характер этого фрагмента?

Что вы представляете, слушая эту музыку?

(ответы детей)

Слайд 10.

2.«Диалог ветра с морем» из оркестровой сюиты «Море» К. Дебюсси.

(слушание)

https://yandex.fr/video/preview/?filmId=6384141008490538293&text=«Диалог%20ветра%20с%20морем»%20из%20оркестровой%20сюиты%20«Море»%20К.%20Дебюсси.&path=wizard&parent-reqid=1587462568363852-294767316998576931900300-production-app-host-sas-web-yp-62&redircnt=

-Ребята, какие слова мы можем подобрать к этой музыке?

-Какими средствами композитор передал свое впечатление от картины моря?

-В какой музыке ярко разворачивается сама жизнь морской стихии, а в какой передается впечатление от нее?

Учитель: Импрессионизм возник как направление в живописи, но его стали применять и по отношению к другим видам искусства, в том числе и к музыке. И говоря об импрессионизме в музыке, имеют ввиду «живописные» моменты- красочность тембров и гармонии, сочетание регистров, особое внимание в музыке уделяется динамическим оттенкам. Французского композитора Клода Ашиля Дебюсси считают основоположником импрессионизма в музыке. Его называют художником, который рисует звуками. Дебюсси, так же как и художники- импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего его мира. Его музыка наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен. И сейчас мы с вами в этом убедимся.

Сейчас мы послушаем прелюдию Клода Дебюсси «Лунный свет»

(слушание)https://yandex.fr/video/preview/?filmId=3639914408767637121&text=Клода%20Дебюсси%20«Лунный%20свет»&path=wizard&parent-reqid=1587462682507352-1191473574275065116512952-production-app-host-vla-web-yp-277&redircnt=1587462693.1

По окончании слушания ответим на вопросы:

Какое настроение создает эта музыка? (ответы учащихся)

Изменяется ли оно в произведении? (ответы учащихся)

Охарактеризуйте палитру музыкальных красок, которые использовал композитор, создавая музыкальный пейзаж. (ответы учащихся)

Учитель: Давайте рассмотрим с вами картины художников- импрессионистов.

Сейчас вы послушаете музыкальное произведение. Вот и постарайтесь почувствовать в ней необычное!

(звучит «Девушка с волосами цвета льна»)https://yandex.fr/video/preview/?filmId=5144147831974032840&text=девушка%20с%20волосами%20цвета%20льна%20дебюсси&path=wizard&parent-reqid=1587462764263937-717627517499344935900124-production-app-host-vla-web-yp-317&redircnt=1587462771.1

Ребята, какие слова мы можем подобрать к этой музыке?

Ребята, сегодня на уроке мне очень важно ваше впечатление от услышанной музыки.

Сейчас вы послушаете еще раз эту музыку, и вы выберите из всего многообразия цветов, находящихся перед вами, именно тот, который характеризует возникшее у вас настроение.

С каким направлением в искусстве вы сегодня познакомились? (импрессионизм).

В какой стране зародился импрессионизм? (во Франции).

Когда это произошло? (в конце 19 века).

В каком виде искусства импрессионизм нашёл своё отражение? (в живописи).

В каком виде искусства импрессионизм проявил себя так же ярко? (в музыке).

Кто стал композитором – импрессионистом? (К.Дебюсси).

Эта схема поможет вам, ребята, лучше запомнить то, о чём мы сегодня с вами вели разговор. Слайд 16.

Домашнее задание.

Учитель: Слайд 17. Ребята, на уроке вы услышали лишь одно имя художника – импрессиониста Клод Моне. Надеюсь, что дома вы постараетесь найти информацию о художниках – импрессионистах и подробнее познакомитесь с их творчеством.

Надеюсь, что наше сегодняшнее погружение в искусство Франции останется в вашем сердце и памяти.

Видео- урок:

https://yandex.fr/video/preview/?filmId=6741239376555275206&text=импрессионизм%20в%20музыке%20и%20живописи.конспект%20урока&path=wizard&parent-reqid=1587461781712861-515057310009987059800134-prestable-app-host-sas-web-yp-225&redircnt=1587462009.1








Клод Моне (1840—1926).

Клод Моне. Автопортрет в берете. 1886. Частная коллекция.

Клода Моне можно назвать хрестоматийным импрессионистом. Так как он был верен этому направлению всю свою долгую жизнь.

Он писал не предметы и людей, а единую цветовую конструкцию из бликов и пятен. Раздельные мазки. Дрожание воздуха.

Клод Моне. Лягушатник. 1869. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Metmuseum.org.

Моне писал не только природу. Ему удавались и городские пейзажи. Один из самых известных — “Бульвар Капуцинок”.

В этой картине есть многое от фотографии. Например, движение передано с помощью размытого изображения.

Обратите внимание: дальние деревья и фигуры словно находятся в дымке.

Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва.

Перед нами остановленный момент бурлящей жизни Парижа. Никакой постановочности. Никто не позирует. Люди изображены как совокупность мазков. Такая бессюжетность и эффект “стоп-кадра” — главная черта импрессионизма.

К середине 80-х годов художники разочаровались в импрессионизме. Эстетика — это, конечно, хорошо. Но бессюжетность многих угнетала.

Лишь Моне продолжал упорствовать, гипертрофируя импрессионизм. Это переросло в серии картин.

Один и тот же пейзаж он изображал десятки раз. В разное время суток. В разные времена года. Чтобы показать, насколько температура и свет могут изменить один и тот же вид до неузнаваемости.

Так появились бесчисленные стога сена.

 

Картины Клода Моне в Музее изящных искусств в Бостоне. Слева: Стога сена на закате в Живерни, 1891. Справа: Стог сена (эффект снега), 1891.

Обратите внимание, что тени на этих картинах цветные. А не серые или чёрные, как было принято до импрессионистов. Это ещё одно их изобретение.

Моне успел насладиться успехом и материальным благополучием. После 40 он уже забыл о нищете. Обзавёлся домом и прекрасным садом. И творил в своё удовольствие ещё долгие годы.

О самой знаковой картине мастера читайте в статье “Впечатление” Клода Моне. С чего начинался импрессионизм”.

В отличие от Моне, Ренуар чаще писал людей. Пейзажи для него были менее значимы. На картинах отдыхают и наслаждаются жизнью его друзья и знакомые.

Пьер-Огюст Ренуар. Завтрак гребцов. 1880-1881. Собрание Филлипса, Вашингтон, США. Wikimedia Commons.

Не найдёте вы у Ренуара и глубокомыслия. Он был очень рад примкнуть к импрессионистам, которые поголовно отказывались от сюжетов.

Как он сам говорил, наконец у него есть возможность писать цветы и назвать их просто “Цветы”. И не выдумывать никаких историй про них.

Пьер-Огюст Ренуар. Женщина с зонтиком в саду. 1875. Музей Тиссена-Бормениса, Мадрид. arteuam.com.

 

 

Труды. Девочки

Дата: 24.04

Тема: Художественное творчество. История и современность народных художественных промыслов

Цель: Формирование у школьников социальной активности, гражданского и

патриотического воспитания по средствам исторической деятельности умельцев нашего народаРасширение кругозора и воспитание познавательных интересов.

 

Инструкция

 

Ознакомиться с информацией данной ниже

Попробовать сделать самостоятельно одну из представленных кукл –берегинь

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: