СРЕДСТВА МАРКЕТИНГА
1. Товар как средство удовлетворения потребностей
2. Разработка нового товар
3. Жизненный цикл товара
4. Реклама и жизненный цикл товара
Товар как средство удовлетворения потребностей
В общем виде товар — это продукт труда, предназначенный для продажи. В маркетинге под товаром понимают комплекс осязаемых и неосязаемых свойств, включающих технические параметры, размеры, вес, структуру, цвет, упаковку, цену, престиж изготовителя и продавца и другие свойства, которые необходимы покупателям для удовлетворения их нужд и потребностей .
Существуют следующие классификации товара:
1)по назначению:
• потребительского спроса (товары народного потребления);
• производственного назначения (здания, сооружения, оборудование, инструмент и др.);
2) по характеру потребления и степени обработки:
•. сырье;
•. полуфабрикаты;
•. промежуточная продукция (комплектующие);
• готовые изделия. К последним относятся, в частности, потребительские товары (так называемый "ширпотреб");
|
|
3) по цели и предназначению:
• повседневного спроса (газеты, сигареты, продукты);
• выборочного спроса (автомобили, видеокамеры, меха и др.);
• престижные (дорогие товары престижных торговых марок);
• предметы роскоши (хрусталь, ковры, ювелирные изделия, картины);
4) по срокам использования:
• товары кратковременного пользования (потребляются сразу или незначительное число раз, например продукты питания, парфюмерия, косметика, мелкая галантерея);
• товары длительного пользования (холодильники, мебель, автомашины, станки и т. п.);
• услуги (для них момент производства и момент потребления совпадают во времени);
5) по характеру взаимной зависимости потребительских свойств товаров:
• взаимодополняемые товары — в совокупности они удовлетворяют одну и ту же потребность (например аудиоаппаратура и носители звуковой информации — компакт-кассеты, компакт-диски). Снижение цен на один из элементов пары взаимодополняемых товаров ведет к увеличению спроса на другой;
• взаимозаменяемые товары (товары-субституты). Взаимозаменяемость практически никогда не бывает абсолютной, но в определенных условиях приемлемой — говядина и свинина, мотороллер и мотоцикл и т. п. Для взаимозаменяемых товаров уменьшение цены на один элемент пары приводит к уменьшению спроса на другой;
6) по способу изготовления:
• стандартные (серийное производство, высокая степень унификации);
• уникальные;
7) по покупательским привычкам:
• товары, покупаемые часто и без особых раздумий (продукты питания, парфюмерия, моющие средства);
|
|
• товары импульсивной покупки (сладости, цветы);
• товары для экстренных случаев (лекарства, зонты, пакеты);
• товары предварительного выбора (мебель, одежда, аудио-и видеотехника);
• товары пассивного спроса (страховки, учебники, похоронные принадлежности);
8) услуги:
• бытовые (питание, жилье, обслуживание, отдых);
• деловые (технические, интеллектуальные, финансовые);
• социальные (образование, здравоохранение, безопасность, развитие).
Кроме того, выделяют:
9) товар аукционный — товары, продаваемые через аукционы. Товары сортируются в лоты; сходные по качеству лоты группируются в более крупные партии — стринги. От каждого лота и стринга отбираются образцы. Каждому лоту и стрингу присваиваются свои номера, которые указываются в издаваемых аукционами каталогах;
10) биржевой товар — товары или услуги, полностью или частично продаваемые через биржи. Они имеют устоявшиеся стандарты, так что предложения поставщиков-конкурентов воспринимаются покупателями как практически идентичные. Подобные продукты почти не оставляют места для товарной дифференциации и в большинстве своем продаются по хорошей цене. В настоящее время в развитых капиталистических странах биржевыми товарами являются цветные металлы, сырье и продовольственные товары сельскохозяйственного происхождения (натуральный шелк, джут, хлопок, натуральный каучук, зерно, сахар, кофе). Одно из главных отличий отечественных бирж от зарубежных состоит в том, что на первых производится торговля небиржевым товаром (бытовой электроникой, технологическим оборудованием и т. п.).
11) товар Гиффена — товар, спрос на который падает вместе с падением его цены, и наоборот. Это нарушает обычную взаимосвязь между спросом и предложением.
12) товар низкого качества — товар, спрос на который по мере роста дохода падает абсолютно. Например, по мере роста доходов семьи могут переключиться с покупки маргарина на покупку масла, и в этом случае маргарин может быть назван товаром низкого качества. Это такой товар, если говорить более точно, для которого эластичность спроса в зависимости от цены по доходу меньше нуля;
13) товар повышенного спроса, товар особого спроса — товар с уникальными характеристиками и/или отдельные марочные товары, для приобретения которых покупатель готов нести дополнительные затраты;
14) товар, продаваемый в убыток, — изделие или услуга, которые компания продает в убыток себе, с тем, чтобы привлечь клиентов.
15) товар контрабандный — товар, незаконно перемещаемый через государственную границу. Под незаконным перемещением понимается перемещение товаров помимо таможни или с сокрытием от таможенного контроля;
16) наличные товары — товары, которые могут быть немедленно поставлены, в отличие от фьючерсов, по которым поставка производится через указанное число месяцев.
17) однородные товары — товары, которые хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, но имеют сходные характеристики и состоят из похожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются следующие признаки: качество, наличие товарного знака и репутация на рынке, страна происхождения товара, производитель;
18) подобный товар — товар, близко соответствующий оцениваемому товару по материалу, компонентам, характеристикам; способный выполнять те же функции, и в коммерческом плане взаимозаменяемый. Кроме того, желательно, чтобы этот товар был произведен в той же стране и тем же производителем, а если последнее невозможно — другим производителем той же страны;
19) потребительские товары — товары, покупаемые населением, в том. числе:
|
|
• потребительские товары длительного пользования — это такие потребительские товары, как автомобили, холодильники, телевизоры, использование которых продолжается в течение относительно длительного периода времени. Покупка потребительского товара длительного пользования — нечто среднее между потреблением и инвестициями, что усложняет макроэкономический анализ этих двух переменных;
• потребительские товары кратковременного пользования, или товары повседневного спроса — товары, которые потребляются вскоре после покупки (продукты, напитки, газеты и т. д.);
• личные услуги, например те, которые предоставляют населению врачи, парикмахеры и т. д.;
20) реальный товар — товар с немедленной поставкой или с поставкой в будущем, обладающий индивидуальными свойствами, — в противоположность товару фьючерского контракта, завершаемого, как правило, офсетной сделкой и представляющего собой абстрактный товар, лишенный индивидуальных свойств.
К основным характеристикам (рыночным атрибутам) товара относятся:
1. товарная марка, включающая: фирменное имя; фирменный знак; фирменный стиль; знак товаров и услуг.
Различают:
марку — имя, термин, символ, рисунок или его сочетание;
марочное название — что можно произнести;
марочный знак — что можно увидеть;
товарный знак — что имеет правовую защиту;
2. упаковка, состоящая из: первичной тары, вторичной тары, транспортной тары; этикетки; вкладыша.
Упаковка необходима прежде всего для обеспечения сохранности продукта в процессе доставки потребителю. Одновременно упаковка используется как средство рекламы и для помещения на ней определенных указаний по использованию продукта. В последнее время в связи с развитием самообслуживания в торговле на первое место выходит рекламная функция упаковки. Следовательно, требования к упаковке включают:
- описание продукта (текст и графика должны быть рассчитаны на восприятие содержания покупателем в течение нескольких секунд с расстояния около метра);
|
|
- передачу имиджа продукта (соответствие вида упаковки имиджу товара);
- соответствие величине товара (покупатель не должен покупать "воздух");
- удобство расположения на полках и представления их покупателю.
Следует отметить, что иногда упаковка обеспечивает и употребление товара (например аэрозоли, капельницы для лекарств и т. д.), что создает дополнительный имидж товара.