Под жизненным циклом товара понимают время существования товара на рынке, то есть временной промежуток от начала и до окончания его выпуска и реализации в первоначальном виде.
1. Внедрение, или выход на рынок — представляет собой фазу появления нового товара на рынке, зачастую в виде пробных продаж. Начинается с момента распространения товара и поступления его в продажу. На этой стадии товар еще является новинкой, технология его производства освоена недостаточно, выпускается только один вид. продукции (модификации отсутствуют), объем реализации очень мал и увеличивается медленно, зато расходы, как правило, достаточно высоки.
Основными характеристиками этой стадии выступают:
- поступление товара в продажу;
- ознакомление покупателя с товаром;
- нестабильность ценовой политики;
- в отдельных случаях при внедрении на рынок возможна продажа нового товара по цене ниже его себестоимости;
- сбытовые сети проявляют осторожность по отношению к товару;
- конкуренцию на этой фазе могут составить только товары-заменители;
|
|
- фирма несет большие расходы, поскольку на этой фазе высоки издержки производства, а расходы на стимулирование сбыта достигают обычно наивысшего уровня;
- очень высока степень неопределенности как в области сбыта, так и производства новинки;
- потребителями товара являются в основном покупатели-"новаторы", готовые идти на риск в апробировании нового товара.
На этом этапе выделяют следующие задачи:
Ø максимальное привлечение внимания покупателей к новому товару;
Ø усиленная реклама, концентрирующая усилия по продвижению товара;
Ø сбор информации об оценке покупателями нового товара.
2. Фаза роста.
Данный этап характеризуется существенным ростом спроса на товар и соответствующим ростом производства данного товара. В этот период может происходить превышение спроса над предложением, увеличение прибыли и стабилизация цен и расходов на рекламу. Рынок быстро растет, однако имеет место нестабильно изменчивый характер спроса.
Основные задачи фирмы в этот период:
Ø освоение рынка;
Ø разработка новых модификаций товара;
Ø максимальный рост объема продаж;
Ø постоянное повышение качества продукции (поскольку на рынок выходят конкуренты);
Ø освоение новых сегментов рынка, использование дополнительных каналов распространения товара;
Ø своевременное снижение цен для привлечения более широкого круга потребителей.
3. Фаза зрелости.
Этот этап - самый протяженный по времени в жизненном цикле товара. Он характеризуется снижением темпов роста продаж в связи с тем, что большинство покупателей уже приобрели товар. В этот период появляется большое количество модификаций и новых марок, улучшается качество товара, совершенствуется сервис. Объем продаж достигает максимума и начинается замедление его роста, увеличиваются запасы на складе, обостряется конкуренция. Основная черта в этот период — стабилизация рынка. Формируются группы постоянных покупателей, происходит расширение гарантийного обслуживания и сервиса.
|
|
Цель фирмы — закрепить на рынке завоеванную долю рынка — достигается при помощи поиска новых рынков сбыта, оптимизации каналов товародвижения, введения комплекса мер по стимулированию сбыта (скидки, льготы) и т. д.
Основными задачами службы маркетинга в этот период становятся:
Ø поиск новых пользователей и новых сегментов рынка;
Ø изыскание способов стимулирования более интенсивного потребления товара существующими клиентами;
Ø перепозиционирование товара таким образом, чтобы он оказался привлекательным для более крупного или быстрее растущего сегмента рынка.
4. Фаза насыщения.
Рост продаж прекращается, цена падает. Компания стремится увеличить свой сектор на рынке, несмотря на его уже достаточно широкий охват. Высока вероятность повторного технологического совершенствования товара и технологии. Часто этот этап соединяют с этапом зрелости по той причине, что четкого различия между ними нет.
5. Спад — это период резкого снижения продаж и прибыли. Сбыт может упасть до нуля или оставаться на очень низком уровне, стагнировать.
Стадия характеризуется устойчивым снижением спроса, сокращением рынка; покупатели теряют интерес к товару. Возникает излишек производственных мощностей, появляются товары-заменители. Происходит перепроизводство, снижение цен. Многие фирмы уходят с рынка. Ассигнования на стимулирование сбыта уменьшаются или совсем прекращаются. Потребители теряют интерес к товару, а их число сокращается. Основные причины спада — появление нового, более совершенного товара или изменение предпочтений потребителей.
В этот период основная цель фирмы — вернуть утраченные позиции на рынке, восстановить сбыт.
Как правило, переход от стадии к стадии происходит без резких скачков. Продолжительность цикла и отдельных его фаз зависит от самого товара и конкретного рынка. На жизненный цикл также влияют внешние факторы, такие как экономика в целом, уровень инфляции, стиль жизни потребителей и т. д.
Жизненный цикл товаров принято квалифицировать следующим образом:
o традиционный жизненный цикл — проходит все стадии планомерно;
o "бум" — очень популярный товар, стабильный сбыт в течение длительного периода времени (несколько лет);
o "увлечение" — быстрый взлет, быстрый сбыт (модные сезонные товары);
o "продолжительное увлечение" — быстрый взлет, быстрый спад, но имеет место устойчивый остаточный сбыт;
o "сезонный товар" — динамика сбыта имеет ярко выраженный сезонный характер;
o "усовершенствование товара" — периодическое улучшение товара, направленное на повышение его эксплуатационных характеристик, что способствует возобновлению периода роста после некоторой стабилизации сбыта;
o "провал" — отсутствие успеха на рынке, товар-"неудачник".
При проведении исследований, направленных на повышение продолжительности жизненного цикла товара и особенно его активных стадий, необходимо выяснить следующие вопросы:
- на этапе внедрения:
• Насколько покупатели информированы о товаре?
• Каковы положительные и отрицательные характеристики товара с точки зрения его приобретения (или отклонения) покупателями?
• От чего зависит дальнейшее распространение данного товара?
|
|
• Как стимулировать потребителей к совершению повторной
покупки?
- на этапе роста:
• Где предел насыщения рынка?
• Каковы характеристики потребления товара (сезонность, объем продаж и цены)?
• Какие факторы способствуют, а какие препятствуют расширению продаж?
• Какие группы потребителей можно дополнительно привлечь?
- на этапе зрелости:
• Какова доля покупателей, совершающих повторные покупки?
• Каким образом можно расширить ассортимент товара?
• Какую систему стимулирования следует использовать (методы стимулирования сбыта)?
• Какова конкурентоспособность товара?
• Какие факторы способствуют, а какие препятствуют покупке товара?
• Какие модификации товара наиболее перспективны и могут привлечь покупателя?
- на этапе спада:
• Какие типы потребителей и когда отказываются от потребления товара?
• Где возможный уровень стабилизации спроса на товар?
• Каковы стимулы к дополнительным покупкам?
• Есть ли возможности усовершенствования товара?