Особенности коррекционной работы по формированию фонематических процессов, звукового анализа и синтеза

 

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ - это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа - определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения.

Умение различать фонемы – это основа основ понимания речи другого человека и контроля над собственной речью, грамотного письма в дальнейшем.

Видов работ по формированию фонематического анализа много, но я хотела бы остановиться на некоторых из них:

Развитие элементарного фонематического слуха я провожу на неречевых звуках, например, на музыкальных инструментах: бубен, барабан, гармошка, дудочка, металлофон.                                                                                          

В течение нескольких занятий знакомлю детей с их звучанием, а потом ребенок, не видя предмет и опираясь лишь на слуховое восприятие, должен показать или назвать музыкальный инструмент, поиграть на нем.

Аналогичная работа со звучанием металлической, стеклянной, деревянной и пластиковой посуды. Ребенок должен определить, что он слышит.

Разрезаю, мну бумагу, переливаю воду – ребенок рассказывает, что я делаю. Интересной для детей является игра-презентация из Интернета «Чей звук».

При отхлопывании, отстукивании учимся ритму.

Силу голоса тренируем при громком и тихом воспроизведении звуков, звукокомплексов, звукоподражаний: кошка – мяу, мяу; собака – гав, гав; корова – му, му.

Далее работа усложняется. Ребенок должен различать слова близкие по звуковому составу:

Задание: Если услышишь правильное название того, что изображено на картинке, то подними зеленый кружок, а если неправильное – красный:

БАНАН

ПАМАН

БАМАН

Задание: Что нарисовано на картинке?

Это фанки?

Это танки?

Это ланки?

Это цанки?

Это санки?

Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза, последовательность овладения ими я использовала во время занятий с детьми последовательность проведения логопедической работы, предложенную Р.И. Лалаевой:

 

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова

 

В процессе развития элементарных форм фонематического анализа я старалась учитывать то, что умение выделять и вычленять звук зависит не только от его характера, положения в слове, но и от произносительных особенностей звукового ряда.

Практика показала, что ударные гласные узнаются гораздо легче, чем безударные. Ударные гласные легче выделяются из начала слова, чем из его конца или из середины. Щелевые и сонорные звуки, как более длительные, воспринимаются лучше, чем взрывные. При этом щелевые звуки легче выделяются из начала слова, чем из конца, а взрывные звуки - наоборот, из конца слова.

 С большим трудом дети определяют наличие в слове гласного и выделяют его в конце слова. Это объясняется особенностями восприятия слога, трудностями расчленения его на составляющие звуки. Гласный звук часто воспринимается детьми не как самостоятельный звук, а как оттенок согласного звука. Многие дети, имеющие проблемы в развитии, воспринимают начало слова более четко, чем его середину или конец.

Прежде всего, уточняем артикуляцию согласного. Для этого определяется положение артикуляторных органов сначала с помощью зрительного восприятия, а затем на основе кинестетических ощущений, получаемых от артикуляторных органов .                 

  При этом обращается внимание на звучание, характерное для данного звука. Определяется наличие или отсутствие звука в слогах, предъявленных на слух.

Только после этого предлагаю детям определить наличие или отсутствие звука в словах различной сложности: односложных, двусложных, трехсложных, без стечения и со стечением согласных.

Сначала наличие звука определяется на слух, и на основе собственного произношения, затем или только на слух, или только на основе собственного произношения и, наконец, по слухо-произносительным представлениям, т.е. в умственном плане.

На последующем этапе работы звук связывается с буквой.

Для этого использую  следующие задания с использованием буквы:

1. Показать букву, если в слове есть соответствующий звук.

2. Разделить страницу на две части. С одной стороны записать букву, с другой стороны поставить черточку. Логопед читает слова. Если в слове имеется заданный звук, дети ставят крестик под буквой, если в слове нет звука, то крестик ставится под черточкой.

3. Повторить вслед за логопедом слова с заданным звуком, показать соответствующую букву.

4. Выделить из предложения слово, включающее данный
звук, и показать соответствующую букву.

5. Показать картинки, в названии которых имеется звук,
обозначаемый заданной буквой. 

После того, как у детей формируется умение определять наличие согласного в начале или конце слова, я предлагаю слова, в которых заданный звук находится в середине слова. Начинаю с простых слов (например, коса - при выделении звука с), затем предъявляю слова со стечением согласных (например, марка - при выделении звука - р»). Вначале слово произносится по слогам с интонированием заданного звука и подкрепляется соответствующей картинкой.

 

2. Вычленение первого и последнего звука из слова

2.1. Вычленение первого ударного гласного из слова.

Работа начинается с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяется на основе звукоподражаний с использованием картинок.

Например, предлагаю такие картинки: малыш плачет: (а-а-а); волк воет (у-у-у); болит зуб, завязана щека (о-о-о). При уточнении артикуляции гласного звука внимание ребенка обращаю на положение губ (раскрыты, вытянуты кружочком, вытянуты трубочкой и т.д.), ввожу графическое изображение артикуляции. Сначала гласный звук в словах произносится с интонированием, т.е. с выделением голосом, затем естественной артикуляцией и интонацией.

Дети с проблемами в развитиии часто затрудняются в определении временной последовательности звуков (раньше - позже), так как длительность звучания каждого отдельного звука в потоке речи очень кратковременна.

Иногда первым звуком они называют тот, который является последним и ближе по времени к моменту определения, а последним звуком считают тот, который является первым и вследствие этого отстоит дальше во времени от момента его определения. В связи с этим считаю важным обратить внимание на различение самих понятий раньше - позже, первый - последний Различение этих понятий уточняется с опорой на зрительное восприятие звуков, поскольку артикуляция звуков уже предварительно уточнена. Так, с помощью зеркала и непосредственного зрительного восприятия артикуляции звуков ученик определяет, что, например, в сочетании иу первый звук и (губы сначала растягиваются), а последний звук у (губы вытягиваются в трубочку).

В своей работе с младшими школьниками я часто использую речевые игры по вычленению первого ударного гласного:

1. Определить первый звук в словах: ослик, утка, Аня,
Игорь, азбука, уголь, окна, астра, осень, улица, ах, осы,
улей, аист, узкий, Оля, утро, иней, Ира.

2. Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова, начинающегося с ударного гласного.

3. Подобрать слова, которые начинаются на гласный а, о, у.

4. Отобрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные (а, о, у). Предлагаются, например, картинки, на которых нарисованы мышка, окно, астра, улица, осы, улей, аист, азбука, утка, угол.

5. К картинке подобрать букву, соответствующую первому звуку слова. Предлагаются картинки, названия которых начинаются с ударного гласного, например облако, уши.

 6. Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками.  Я называю слово, ученик закрывает картинку той буквой, с которой начинается это слово. Например, картинка с изображением облака закрывается буквой о.    Определение ударной гласной в начале слова также проводится в трех вариантах: а) на слух, когда слово произносится логопедом,

 б) после произнесения слова ребенком,

в) на основе слухопроизносительных представлений, например по заданию подобрать картинку к соответствующему звуку.

 

2.2. Вычленение первого согласного из слова.

  В силу умственных и психических особенностей детей с ОВЗ вычленение первого согласного звука из слова дается им гораздо труднее, чем выделение согласного на фоне слова. Основная сложность заключается в расчленении слога, особенно прямого, на составляющие его звуки. Так, например, если ребенку предлагают назвать первый звук в слове шапка, он вместо ш называет "ша", а первым звуком в слове муха называет слог "му". Причиной этого является нерасчлененное восприятие слога, несформированность представлений о слоге и звуке.

Учитывая это,  работу по вычленению первого звука из слова начинаю проводить только после того, как у детей сформировано умение вычленять звук из обратного и прямого слогов и узнавать звук, находящийся в начале слова.

Примерные задания на вычленение первого согласного звука:

1. Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды, овощей, фруктов и т.д., которые начинаются с заданного звука.

2. Выбрать только те предметные картинки, названия
которых начинаются с заданного звука.

3. По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с данного звука.

4. Изменить первый звук слова. Дети определяют первый звук названного слова. Далее им предлагаю заменить этот первый звук в слове на другой. Например, в слове гость заменить звук г на звук к, в слове карта заменить звук к на звук п, в слове моль заменить звук м на звук с, в слове соль заменить с на б, в слове зайка заменить з на м.

5. Лото "Какой первый звук?" Детям предлагаются карточки лото на слова, начинающиеся, например, со звуков м, ш, р, и соответствующие буквы. Я называ слова, дети находят картинки, называют их, определяют первый звук и закрывают картинки буквой, соответствующей первому звуку слова.

 6. "Найди картинку". Детям предлагаются две карточки. На одной из них нарисован предмет, другая пустая. Дети называют предмет, определяют первый звук в его названии, находят соответствующую букву и кладут букву между карточками. Затем они выбирают среди других ту картинку, название которой начинается с этого же звука, и кладут на пустую карточку.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: