double arrow

Примерная структура логопедических занятий


                                                                                                     Таблица № 6

Фронтальные занятия по предупреждению нарушений чтения и письма, развитию связной речи. Групповые (подгрупповые), индивидуальные занятия по коррекции устной и письменной  речи Групповые (подгрупповые) занятия по коррекции письменной речи
1. Орг. момент 2. Артикуляционная гимнастика 3. развитие силы голоса, дыхания 4. Пальчиковая гимнастика 5. Сообщение темы 6. Автоматизация или дифференциация звуков 7. Работа по развитию звукового анализа 8. Развитие словаря и грамматического строя речи 9. Работа над развитием связной речи 10. Итог 11. Д.З 1. Орг. момент 2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти 3. Развитие общей и мелкой моторики 4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти 5. развитие артикуляционной моторики 6. Развитие силы дыхания, голоса 7. Сообщение темы 8. Развитие фонематического слуха 9. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слов 10. Работа со словами. Звукослоговой анализ слов с графической записью. 11. Работа над предложением. Графический анализ предложения и его запись 12. Итог 13. Д.З 1. Орг. момент 2. Артикуляционная гимнастика. 3. Дыхательная гимнастика 4. Пальчиковая гимнастика 5. Развитие пространственной ориентации (графический диктант) 6. Сообщение темы 7. Сравнение звуков по артикуляции 8. Сопоставление звуков с их графическим изображением 9. Выборочный диктант 10. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слов с графической записью. 11. Работа над словарем, словообразованием. 12. Работа над предложением, текстом 13. Итог 14. Д.З

Индивидуальные, групповые (подгрупповые) занятия по коррекции устной речи (звукопроизношения)




Индивидуальное занятие по коррекции устной речи при дизартрии
Этап постановки звука Этап дифференциации звука

1. Орг.момент с элементами психотерапии

2. Общее расслабление.

3. Развитие общей моторики.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Массаж лица.

6. Развитие мимических мышц

7. Развитие артикуляционной моторики

8. Работа над развитием дыхания и голоса.

9. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация)

10. Развитие пространственной ориентации.

11. Формирование лексико-грамматической стороны речи

12. Итог

13. Д.З.

1. Орг. момент 2. Артикуляционная гимнастика · Общие артикуляционные упражнения · Специальные артикуляционные упражнения 3.  Объявление темы занятия 4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием) 5. Анализ артикуляции по плану: · положение губ; · положение зубов; · положение языка (кончик, спинка, корень); · участие голосовых складок; · характер выдыхаемой струи. 6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание. 7. Развитие фонематического слуха: · опознание звука из ряда изолированных звуков, отдалённых по артикуляционному и акустическому подобию; · опознание звука из слогов изолированных звуков, отдалённых по артикуляционному и акустическому подобию; · из слов; · из предложений; · из текста. 8. Закрепление звука в слогах. 9. Закрепление звука в словах 10. Закрепление звука в предложениях 11. Итог 12. Д.З. 1. Орг. момент 2. Артикуляционная гимнастика, направленная на развитие артикуляционных укладов, отрабатываемых звуков. 3. Объявление темы занятия. 4. Проговаривание изолированных звуков, с использованием звукоподражания. 5. Анализ артикуляции звуков по лану с выделением общих и различных моментов артикуляции. 6. Характеристика звуков 7. Связь звуков и букв 8. Развитие фонематического слуха 9. Дифференциация звуков в слогах Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов 10. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звукослоговой и графический анализ слов. 11. Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков 12. Дифференциация слов в тексте 13. Домашнее задание. 14. Итог занятия. 15. Оценка работы детей на занятии.

Сложившаяся структура логопедической помощи детям позволяет мне эффективно организовать педагогический процесс.





Имея достаточный багаж профессиональных знаний, идей, я решила их обобщить и систематизировать, т. к. в практике учителя-логопеда издавна стоит проблема, которая заключается в отсутствии программы, отражающей все направления работы данного специалиста по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся. Это подвигло меня на работу по созданию такого рабочего документа. Используя труды выше перечисленных авторов, а также собственный опыт многолетней работы, я составила компилятивную рабочую программу по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся с ОВЗ. Она включает в себя не только планирование работы по развитию письменной речи, но и отражает систему развития словаря, грамматического строя речи, связной речи и речевого общения, развитие фонематического, морфологического и языкового анализа и синтеза, психологических функций. 

При составлении программы я руководствовалась следующими принципами:

1. Осуществление дифференцированного подхода с учетом психических возможностей ребенка, его работоспособности, особенностей речевого развития.

2. Тщательное дозирование заданий и речевого материала.

3. Осуществление частой повторяемости упражнений с включением элементов новизны по содержанию и по форме.

4. Переключение с одной формы работы на другую, учитывая быструю утомляемость учащихся с ОВЗ.

 5. Поддерживание мотивации к исправлению речевых проблем через воздействие на эмоциональную сферу ребенка.

На начальном этапе реализации программы по коррекции речи учащихся ведущее место я отвела развитию и коррекции звукопроизношения, фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза.

Строго регламентированных направлений деятельности не может существовать, так как вся наша деятельность зависит от индивидуальных особенностей детей.

Я хочу представить наиболее общие моменты, отражающие специфику моей работы.

Схема № 2