Дом какОЙ? река какАЯ? море какОЕ? деревья какИЕ?
Как правило, позднее всего (даже и в нормальном онтогенезе) детьми усваиваются окончания среднего рода, поэтому и работать в дальнейшем приходится преимущественно над ними. Следовательно, для тренировочных упражнений подобраю больше всего существительных среднего рода. Это могут быть, например, такие слова: «поле, платье, пальто, окно, кольцо, лето, село, золото, серебро, железо, одеяло, покрывало, полотенце, блюдце, варенье, печенье» и т. п. К каждому из этих слов дети должны подобрать соответствующие прилагательные. Однако в упражнения обязательно должны быть включены слова и мужского, и женского рода, что способствует сознательному отношению ребенка к выполнению задания. Кроме того, в процессе работы очень важно сразу приучать ребенка ориентироваться при ответах на ударное окончание в самом вопросе, постоянно подчеркивая это окончание голосом:
(большОЙ)
(большАЯ)
(большОЕ)
(большИЕ)
пример какОЙ? — (простОЙ)
задача какАЯ? — (простАЯ)
|
|
задание какОЕ? — (простОЕ)
вопросы какИЕ? — (простЫЕ)
В дальнейшем, по мере овладения умением ориентироваться при ответе на вопрос, уже начиная со старшего дошкольного возраста следует упражнять ребенка в определении не только ударных, но и безударных окончаний прилагательных, например:
куст какОЙ? — (зеленЫЙ)
трава какАЯ? — (зеленАЯ)
дерево какОЕ?— (зеленОЕ)
листья какИЕ?— (зеленЫЕ)
Несовпадение окончания прилагательного с окончанием вопроса при безударных окончаниях прилагательных имеет место только в мужском роде, что ребенку несложно усвоить.
3. Согласование существительных с количественными числительными.
Окончания имен существительных в случае сочетания последних с количественными числительными или с заменяющими их словами «мало», «много» по существу полностью совпадают с окончаниями этих существительных в родительном падеже множественного числа. Например:
Нет кого, чего? — слонОВ, зайцЕВ, медведЕЙ, лис, деревЬЕВ.
Пять (десять, сто) — слонОВ, зайцЕВ, медведЕЙ, лис, деревЬЕВ.
Эти окончания ввиду их довольно большого разнообразия усваиваются детьми сравнительно поздно, и долгое время ребенок их унифицирует, «подводя» под наиболее часто употребляющееся окончание -OB (-ЕВ). По этой причине вместо «десять медведЕЙ, лис, деревЬЕВ» он нередко говорит: «десять медведЕВ, лисОВ, деревОВ».
Особенно трудны для детей те случаи согласования, при которых имеет место чередование согласных, а также выпадение гласных или появление новых гласных в корне слова (один друГ — пять друЗей, один пЕнь — много пней, одно ведро — много ведЕр).
|
|
В предлагаемые ребенку задания обязательно должны быть включены все многообразные виды окончаний, равно как и «нестандартные» примеры с изменением основы слова, а также с утратой окончания («нулевое» окончание).
Различные окончания (-ОВ, -ЬЁВ, -ЕЙ) при неизменной основе слова:
один волк, а десять (сто, много)... (волкОВ)
один стол... (столОВ) один слон... (слонОВ)
один воробей, а десять... (воробЬЁВ)
один соловей …(соловьЁВ)
один ручей... (ручЬЁВ)
один олень, а десять... (оленЕЙ)
одна тетрадь... (тетрадЕЙ)
одна кровать... (кроватЕЙ)
Окончание -ЕВ с одновременным изменением основы слова:
один заЯц, а десять... (зайцЕВ)
один палЕц... (пальцЕВ)
один ранЕц... (ранцЕВ)
Чередование согласных в корне слова:
одно уХо, а десять... (уШей)
один друГ... (друЗей)
Выпадение гласной в корне слова (как и при образовании множественного числа):
один пЕнь, а десять... (пней)
один ковЁр... (ковров)
один лОб... (лбов)
Добавление гласной в корне слова (тоже как и во множественном числе):
одно окно, а десять... (окОн)
одно стекло... (стёкОл)
одно кресло... (кресЕл)
Утрата окончания (как и во множественном числе):
одно зеркалО, а десять... (зеркал)
одна люстрА... (люстр)
одна картинА... (картин)
Только после усвоения ребенком всех этих сложных для него грамматических форм предлагаю ему «в разбивку» и все другие задания, использовавшиеся в ходе проверки. Такое правило работы должно соблюдаться и во всех других случаях.
4. Употребление предлогов. При проверке правильности употребления предлогов необходимо учитывать два момента. Во-первых, ребенок может неправильно употреблять сам предлог («у стола» вместо «под столом») и, во-вторых, может неправильно употреблять окончание имени существительного, связанного с этим предлогом («на столу» вместо «на столе»). Первый вид ошибок является более грубым, поскольку он свидетельствует о неусвоении самих значений предлогов. Этот род ошибок чаще всего встречается при употреблении сложных предлогов «из-за» и «из-под».
Например, на вопрос о том, откуда можно взять тапочки, если они стоят под кроватью, очень многие дети младшего школьного возраста отвечают: «из кровати» или «от кровати» (при этом ребенок смотрит на соответствующую картинку). Или на вопрос о том, откуда выглядывает мальчик, спрятавшийся за бочку, ребенок отвечает, что «из бочки». В ответ же на просьбу показать на картинке, где должен был бы сидеть мальчик, чтобы выглядывать из бочки, ребенок чаще всего правильно указывает на верхнюю открытую часть бочки. Это говорит о том, что он уже близок к пониманию смыслового значения сложного предлога, но еще не может правильно его назвать.
В случае неправильного употребления ребенком предлогов нужно обязательно проверить правильность понимания их смыслового значения. Для этого можно попросить ребенка положить карандаш В коробку, НА коробку, ПОД коробку, ЗА коробку, У коробки, а также взять его ИЗ коробки, С коробки, ИЗ-ЗА коробки, ИЗ-ПОД коробки (в последнем случае сразу несколько карандашей располагается в соответствующих по отношению к коробке местах). Неправильность выполнения этих просьб означает непонимание ребенком даже смыслового значения предлогов. Это чаще всего свидетельствует не только и даже не столько об отставании в его речевом развитии, сколько о недостаточной сформированности у него зрительно-пространственных представлений, что является одной из предпосылок оптической дисграфии.
Задача же профилактики аграмматической дисграфии в данном конкретном вопросе должна состоять в основном в обеспечении правильного употребления окончаний имен существительных в предложных конструкциях. Однако к решению этой задачи можно приступать лишь после усвоения ребенком смыслового значения предлогов, что представляет собой более ранний этап работы, рассмотренный в вышеупомянутом разделе.
|
|
Усвоению правильных окончаний существительных, употребляемых с различными предлогами, способствует, как и во всех других случаях, подбор большого количества однотипных примеров. Эти примеры с целью облегчения их запоминания ребенком лучше по возможности зарифмовать. Естественно, что в каждом случае они будут относиться к какому-либо определенному падежу, а значит, и иметь соответствующие падежные окончания. Но сложность состоит здесь в том, что при одном и том же
предлоге и в одном и том же падеже окончания существительных в русском языке могут быть различными. Например:
Предложный падеж
НА НА столЕ, НА окнЕ, НА коврЕ, НА стенЕ, НА лицЕ, НА горЕ. НА лбУ, НА снегУ, НА валУ, НА льдУ, НА лугУ, НА полУ.
В (ВО) В озерЕ, В морЕ, В рекЕ,
В вазЕ, В кастрюлЕ, В рукЕ. В шкафУ, В глазУ, В носУ, ВО ртУ, В углУ, В лесУ.
Образцы подобных примеров (то есть однотипные слова с одинаковыми предлогами, но различными окончаниями) ребенку лучше всего постараться запомнить, для чего необходимо их многократно и в самых разных «вариациях» повторять.
Функция словообразования. Дети с нормальным ходом речевого развития даже без всякого специального обучения, как правило, к 7—8 годам, а нередко и значительно раньше, овладевают всеми основными способами словообразования. Естественно, что в дальнейшем у них не возникает трудностей и с написанием этих слов. Однако даже при небольшом отставании в речевом развитии положение дел существенно меняется в худшую сторону, причем особенно большие трудности ребенок начинает испытывать при образовании притяжательных и относительных прилагательных, которые и в нормальном онтогенезе усваиваются позднее. В дальнейшем эти трудности словообразования, выражающиеся в основном в неправильном употреблении суффиксов и окончаний, неизбежно отражаются на письме. Поэтому в плане профилактики аграмматической дисграфии состояние функции словообразования следует не только проверить, но и упражнять у каждого ребенка с ЗПР.
|
|
1. Образование имен существительных при помощи уменьшительных суффиксов
После выявления «трудных» для ребенка суффиксов следует упражнять его в образовании слов при помощи именно этих суффиксов, подобрав для этой цели как можно больше однотипных примеров.
Суффикс -ИЦ-
лужа — луж-ИЦ-а роща — рощ-ИЦ-а
рожа — рож-ИЦ-а платье — плать-ИЦ-е
кожа — кож-ИЦ-а кресло — кресл-ИЦ-е
Суффикс -ЁК- |
| |||||||
день | - день-ЁК | кисель | — кисел-ЁК | |||||
пень | - пен-ЁК | стебель | — стебел-ЁК | |||||
огонь - | - огон-ЁК | зверь | — звер-ЁК | |||||
уголь - | - угол-ЁК | конь | — кон-ЁК | |||||
ручей - | - руче-ЁК | хорь | — хор-ЁК | |||||
чай | - ча-ЁК | парень | — парен-ЁК | |||||
Суффикс -ЕК- (с чередованием согласных) | ||||||||
песоК | — песоЧ-ЕК |
| ножиК | — ножиЧ-ЕК | ||||
кусоК | — кусоЧ-ЕК |
| чайниК | — чайниЧ-ЕК | ||||
носоК | — носоЧ-ЕК |
| ящиК | — ящиЧ-ЕК | ||||
чулоК | — чулоЧ-ЕК |
| пороГ | — пороЖ-ЕК | ||||
платоК | — платоЧ-ЕК |
| овраГ | — овраЖ-ЕК | ||||
мешоК | — мешоЧ-ЕК |
| гороХ | — гороШ-ЕК | ||||
станоК | — станоЧ-ЕК |
|
| |||||
Суффикс -ОК- (без чередования согласных) | ||||||||
локоть | — локот-ОК |
| голос — | голос-ОК | ||||
ноготь | — ногот-ОК |
| волос — | волос-ОК | ||||
И т.д.
Ребенка нужно обязательно «провести» через все это многообразие суффиксов и поупражнять в словобразовании по аналогии применительно к каждому из них, что приведет к постепенному усвоению им правильных грамматических форм и умению использовать их в своей устной речи. А если это произойдет, то и в письме эти формы будут употребляться правильно, то есть появление аграмматической дисграфии в отношении этого способа словообразования будет предупреждено. Но этот способ вполне надежный, особенно если суметь заинтересовать ребенка этой «игрой в слова».
В усвоении уменьшительных суффиксов очень большую помощь способна оказать зарифмованность слов с однотипными суффиксами, например:
ёлка — ёл-ОЧК-а белка — бел-ОЧК-а
галка — гал-ОЧК-а палка — пал-ОЧК-а
чашка — чаш-ЕЧК-а брошка — брош-ЕЧК-а
кошка — кош-ЕЧК-а ложка — лож-ЕЧК-а
Или можно использовать такого типа четверостишия, в которых подобраны слова с разными суффиксами, однако сама рифма все же «предостерегает» ребенка от неправильного их употребления.
Пушистый рыжий КОТ и КОТИК небольшой
На солнышке пригрелись и уснули.
МЫШЕЙ и МЫШЕК им приснился рой,
И ПТИЦЫ с ПТИЧКАМИ как будто промелькнули.
Маленькое ПЛАТЬИЦЕ, Небольшое КРЕСЛИЦЕ,
Славненькая КУКОЛКА МАШЕНЬКЕ ровесница.
В заключение ребенку предлагаются задания на образование слов с любыми уменьшительными суффиксами. Работу можно будет считать законченной лишь после того, как он сможет быстро и безошибочно образовывать любые предъявляемые ему «вразбивку» слова, адекватно используя при этом уменьшительные суффиксы.