Учащиеся начальных классов часто затрудняются образовывать глаголы при помощи приставок.
Если выяснится, что ребенок употребляет приставки неправильно (например: говорит, что через дорогу «проходят», чай в чашку «выливают») или не употребляет их совсем (говорит, что цветы из лейки «льют», через дорогу «идут» и пр.), то следует проверить правильность понимания им смыслового значения приставок. Сделать это можно путем обращения к тем же самым картинкам, попросив ребенка показать, где наливает, где выливает, где поливает (называются одни глаголы, чтобы исключить возможность смысловой догадки). Подобные же вопросы задаются и в отношении глаголов «входят», «выходят», «переходят» и т. д. Для лучшего усвоения смыслового значения приставок полезно также подбирать приставочные глаголы с противоположным смысловым значением, придаваемым им именно приставками. С этой целью взрослый называет любой глагол и просит ребенка «сказать наоборот», то есть подобрать глагол с противоположным смысловым значением. В итоге получатся такие антонимические пары, которые помогут особенно четко «оттенить» смысловое значение глагольных приставок.
|
|
ПРИ-ходит — У-ходит
ПРИ-летает — У-летает
ПОД-ходит — ОТ-ходит
В-бегает — ВЫ-бегает
НА-ливает — ВЫ-ливает
НА-сыпает — ВЫ-сыпает и т. д.
И наконец, очень важно помочь ребенку усвоить существующие в языке соотношения между приставками и соответствующими предлогами, что также будет предохранять его от ошибочного употребления данных конструкций. Например:
В чашку НА ливают (В —НА)
ИЗ чашки ВЫ ливают (ИЗ — ВЫ)
К дому ПОД ходят (К - ПОД)
ОТ дома ОТ ходят (ОТ - ОТ)
В дом В ходят (В — В)
ЧЕРЕЗ дорогу ПЕРЕходят (ЧЕРЕЗ - ПЕРЕ)
МИМО дома ПРО ходят (МИМО - ПРО)
В итоге этого последнего этапа работы ребенок должен овладеть навыком «синхронного» употребления приставок с соответствующими предлогами, что позволит ему не допускать неправильных их взаимосочетаний типа: ЧЕРЕЗ дорогу ПРОходят; В чашку ВЫЛИВАЮТ и т. п.
Для окончательного закрепления навыка достаточно много упражнять ребенка в правильном и быстром (без долгих раздумий) подборе приставочных глаголов. Удобнее всего это сделать путем добавления нужных глаголов в произносимые взрослым незаконченные фразы:
Птицы весной…, а осенью...
Воду в ведро…, а из ведра...
Соль в солонку…, а из солонки...