Образование глаголов при помощи приставок


 

Учащиеся начальных классов часто затрудняются образовывать глаголы при помощи приставок.


Если выяснится, что ребенок употребляет приставки неправильно (на­пример: говорит, что через дорогу «проходят», чай в чашку «выливают») или не употребляет их совсем (говорит, что цветы из лейки «льют», через дорогу «идут» и пр.), то следует проверить правильность понимания им смыслового значения приставок. Сделать это можно путем обращения к тем же самым картинкам, попросив ребенка показать, где наливает, где выливает, где поливает (называются одни глаголы, чтобы исключить воз­можность смысловой догадки). Подобные же вопросы задаются и в отно­шении глаголов «входят», «выходят», «переходят» и т. д. Для лучшего усвоения смыслового значения приставок полезно также подбирать приставочные глаголы с противоположным смысловым значе­нием, придаваемым им именно приставками. С этой целью взрослый на­зывает любой глагол и просит ребенка «сказать наоборот», то есть подо­брать глагол с противоположным смысловым значением. В итоге получат­ся такие антонимические пары, которые помогут особенно четко «оттенить» смысловое значение глагольных приставок.

ПРИ-ходит — У-ходит

ПРИ-летает — У-летает

ПОД-ходит — ОТ-ходит

В-бегает — ВЫ-бегает

НА-ливает — ВЫ-ливает

НА-сыпает — ВЫ-сыпает и т. д.

И наконец, очень важно помочь ребенку усвоить существующие в языке соотношения между приставками и соответствующими предлогами, что также будет предохранять его от ошибочного употребления данных конструкций. Например:

В чашку НА ливают (В —НА)

ИЗ чашки ВЫ ливают (ИЗ — ВЫ)

К дому ПОД ходят (К - ПОД)

ОТ дома                         ОТ ходят (ОТ - ОТ)

В дом В  ходят      (В — В)

ЧЕРЕЗ дорогу ПЕРЕходят  (ЧЕРЕЗ - ПЕРЕ)

МИМО дома                 ПРО ходят       (МИМО - ПРО)

В итоге этого последнего этапа работы ребенок должен овладеть навы­ком «синхронного» употребления приставок с соответствующими предло­гами, что позволит ему не допускать неправильных их взаимосочетаний типа: ЧЕРЕЗ дорогу ПРОходят; В чашку ВЫЛИВАЮТ и т. п.

Для окончательного закрепления навыка достаточно много упражнять ребенка в правильном и быстром (без долгих раздумий) подбо­ре приставочных глаголов. Удобнее всего это сделать путем добавления нужных глаголов в произносимые взрослым незаконченные фразы:

Птицы весной…, а осенью...

Воду в ведро…,    а из ведра...

Соль в солонку…,  а из солонки...

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: