Внешние условия как фактор успешности в работе с детьми-логопатами

Как показала практика, процесс выполнения выше перечисленных видов работ интересен детям, они переживает радость от процесса работы. Неоднократное выполнение заданий не утомляет ученика, плавный переход от простого к более сложному дает возможность приобрести уверенность в себе. Удовлетворение от выполненного задания ведет к формированию положительных эмоций, которые повышают тонус и эффективность его учебной деятельности, т.е. появляется возможность справиться еще с одной проблемой – повышением уровня учебной мотивации.

Важность её решения подтверждалась многими психологами, но особенно меня убедили данные наблюдений психолога В.Н Мясищева о том, что результаты деятельности человека на 20%-30% зависят от интеллекта и на 70%-80% - от мотивов. Для того, чтобы личность начала действовать, она должна войти в особое психологическое состояние активности, т.е. должна обладать определённым уровнем внутренней мотивации.

   Учитывая возрастные и психологические особенности детей, я начала эту работу через осуществление внешней мотивации, уделяя большое значение созданию положительных эмоций, связанных с коррекционными занятиями, так как поняла, что отсутствие интереса может свести на нет все мои усилия.

Для меня было очень важно, чтобы ребенок прибывал в комфортной среде, где бы у него появилось желание общаться, раскрыть перед товарищами и учителем свои способности, самостоятельность, инициативу, активность. Положительный настрой - мощный мотиватор деятельности, поэтому ситуацию успеха стараюсь удерживать на протяжении всего занятия. Это помогает повысить активность ученика, уверенность в своих способностях, сформировать у него адекватную самооценку. Коррекционные занятия протекают в атмосфере доброжелательности, ориентированы на психологическую защищенность ребенка. Большие усилия уделяю тому, чтобы ответственный (и в целом нелегкий) учебный труд был радостен и необходим каждому ученику, т.к. известно, что «школе полезен только такой труд, который приносит радость и взрослым, и детям» (Ю.Азаров). И это очень важно, т.к. у большинства детей, страдающих речевыми расстройствами, в результате постоянного отставания возникает отрицательное отношение к школе.

  Формирование полноценной речевой деятельности тесно связано с развитием психологических процессов, своеобразный уровень которых является следствием аномального развития речи. Для этого в содержание каждого занятия включаю специальные задания, направленные на развитие устойчивости внимания, памяти, наблюдательности (особенно к языковым явлениям), способности к запоминанию, навыков и приемов самоконтроля, познавательной активности, произвольности общения и поведения.

  Но все мои усилия не достигли бы данного уровня, если бы я не использовала в своей работе здоровьесберегающие технологии, предполагающие деятельность учителя по соблюдению охранительного режима для своих воспитанников. чтобы предупредить утомляемость учеников, я предлагаю им посильные задания, соблюдаю динамизм в работе: через 7-10 минут меняю виды деятельности; подбираю задания, имеющие занимательный характер. В кабинете логопедии имеется банк инструментария с физкультминутками, речевыми разминками, пальчиковой гимнастикой, упражнениями по коррекции зрения. Начата работа по комплектации фонотеки по разделу «Релаксация». Сам кабинет оценён городской комиссией на 8,3 балла.

Третьим признаком педагогической системы является управление этой системой. В управление включены все участники образовательного процесса – сотрудники управления образованием, администрация, учителя-логопеды ГПО, педагоги, родители. В мой межаттестационный период проходило лицензирование деятельности образовательного учреждения. Лицензионная комиссия дала заключение о том, что в АМОУСОШ №21 созданы условия для образования детей с ЗПР на первой ступени обучения. Замечаний и рекомендаций у комиссии по данному направлению деятельности ОУ не было. За межаттестационный период Управление образованием трижды осуществляло экспертные проверки деятельности специальных (коррекционных) классов. Замечаний к организации моей деятельности не было. В мае 2009 году школа представляла эффективность деятельности специальных (коррекционных) классов на экспертном совете Управления образованием. Результаты работы и организация коррекционно-развивающего процесса получили высокую оценку коллег. Управление моей деятельностью носит не только административный, но и общественный характер. Большую роль здесь играет школьный ППК, который координирует действия участников образовательного процесса, контролирует и направляет ход коррекционных мероприятий, позволяет увидеть проблемы развития в комплексе. В целом, управление осуществляется через мониторинг коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда по следующим направлениям:

 

                                                                        Таблица № 7

Направления деятельности Мероприятия Участники образовательного процесса
Повышение профессионального мастерства педагога   -Прохождение курсовой подготовки ИРРО: · «Психолого-педагогические условия развития ребёнка с ОВЗ в образовательных учреждениях различных типов и видов». Март 2007г; · «Психолого-педагогические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в образовательных учреждениях различных типов и видов». Октябрь 2009г; · «Психолого-педагогические основы профессионального образования учащихся с ОВЗ в системе специального образования». Декабрь 2009г. -Участие в областных научно-практических конференциях: · Пятая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии» 6 ноября 2009г. · Пятая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии» в марте 2011г. -Работа в ГПО · Участие в заседаниях ГПО, посвященных перспективному планированию деятельности логопеда. · Поддерживание профессионального взаимодействия с руководителем ГПО Гапоновой Г.Г. -Самообразование · Реализация плана самообразования · Сотрудники кафедры специальной педагогики ИРРО г. Екатеринбург; · Администрация АМОУСОШ№21; · ГПО учителей-логопедов; · Учитель-логопед
Методическая продукция учителя-логопеда -Методические разработки · Методические рекомендации учителям начальных классов по организации образовательного процесса в начальных классах для детей с ЗПР · Конспект фронтального логопедического занятия по предупреждению и коррекции дисграфии у младших школьников с ЗПР опубликован на Фестивале педагогических идей «Открытый урок» в 2010 году (педагогическое сообщество пользователей Интернет) -Учебно-методическая база кабинета. · В 2009 году, созданный кабинет логопедии был оценён комиссией на 8,3 балла   · Администрация АМОУСОШ№21; · ГПО учителей-логопедов;    
Качество преподавания   -Открытые занятия для учителей и воспитателей начальных классов (2-3 занятия каждый год); -открытые уроки для администрации (2-3 занятия каждый год); -Открытые занятия для ГПО · Фронтальное логопедическое занятие по предупреждению и коррекции дисграфии у младших школьников с ЗПР. Тема: Звуки [с'], [щ]. Класс: 2б Дата: 15.11.2008г. · Фронтальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] в речи учащихся   с ЗПР. Тема: «Трудный звук, ты наш друг». Класс: 1б Дата: 14.04.2009г. Все занятия соответствуют требованиям первой квалификационной категории. · Администрация АМОУСОШ№21; · ГПО учителей-логопедов;  
Результаты образования -Ежегодные анализы эффективности работы логопеда. - Карты психолого-педагогического сопровождения учащихся. - Материалы диагностики уровня развития речи учащихся. ППК Администрация ОУ

Родители информируются о результатах диагностик своих детей, продвижениях и проблемах развития. Ранее существовала большая проблема, связанная с недопониманием значимости коррекционных занятий в общей системе школьного обучения со стороны родителей. В связи с этим я скоординировала собственную деятельность с работой педагогов, познакомилась с родителями моих учеников, выступала на родительских собраниях, пропагандируя значение коррекционных занятий для детей с проблемами в речевом развитии, приглашала родителей на индивидуальные консультации, беседы, занятия. Когда родители наглядно по оценкам своих детей увидели результат коррекционных занятий, многие из них более внимательно стали относиться к моим рекомендациям, многие стали помощниками в логопедической работе.

  В управление вовлечены не только родители, но и дети. На подгрупповых и групповых занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. Эти формы обучения мне нравятся тем, что возникает здоровое соревнование, которое придает этой работе эмоциональную привлекательность. Кроме этого, коллективные формы работы позволяют осуществлять дифференцированный подход. В процессе работы стараюсь постоянно давать оценку деятельности учащихся. При этом часто возникают противоречия между моей оценкой и той, которую дает себе ученик. Чтобы избежать этого, стараюсь давать обоснованный анализ оценки. Большой акцент делаю на положительный результат деятельности, сравнивая его с предыдущим, подчеркивая достижения и нацеливая на возможность получения еще более высоких успехов при условии внимательности, активности, инициативности, ответственности.

  В связи с этим, я поставила перед собой задачу – формировать у детей способность к самооценке, с этой целью разработаны критерии оценивания, по которым дети учились давать анализ своей деятельности. Интересно было наблюдать, как повышался уровень самооценки. Если вначале акцент делался на конечный результат выполненного задания: «Работа выполнена в полном объеме», «Я работал хорошо», то позднее дети стали обращать внимание на аккуратность оформления письменных заданий, умение следить за правильностью речи, и, наконец, в анализе оценки начало отмечаться проявление таких личностных качеств как добросовестность, организованность, самостоятельность и др.

Большую значимость придаю и оценке самого занятия, которая представляется в виде рефлексии. Для этой цели я уже имею некоторые наработки. С их помощью я узнаю о настроении учащихся после моих занятий, проявлении интереса к учебной деятельности, отношении к отдельным видам деятельности.

  Большую помощь мне оказала согласованность в работе с учителями, которые помогли мне адаптировать материал, соответствующий требованиям учебной программы по русскому языку. В начале моей деятельности возникла проблема, обусловленная отсутствием единого подхода педагогического коллектива к вопросу контроля за правильностью речи учащихся, несмотря на то, что от этого зависит успешность усвоения всех учебных предметов. В индивидуальных беседах был выработан план совместной работы по преодолению речевых недостатков у детей в зависимости от их проблем, мною разработаны памятки для учителей и учащихся. В ходе совместных усилий нам удалось выстроить такую цепочку взаимодействия: логопед – ученик, логопед – учитель, учитель – ученик, ученик – логопед, логопед-родитель, родитель-логопед. Важную роль в нашей совместной деятельности сыграла разработанная схема анализа ошибок учащихся, благодаря чему мы смогли планировать план совместных действий по их преодолению.

      

 

 

Проектная часть.

                                                                        

Анализ работы над методической темой показал, что наблюдается общая положительная динамика развития устной и письменной речи учащихся.

В последнее время увеличилось количество обращений за логопедической помощью со стороны родителей учащихся первых, вторых «массовых» классов, родителей будущих первоклассников. Родителей тревожат проблемы звукопроизношения своих детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: