double arrow

ПРИМЕЧАНИЯ К 3 СТРАСТНОМУ ЕВАНГЕЛИЮ


1) Со­вет – это выс­ший ре­ли­ги­оз­но-по­ли­ти­че­ский ор­ган, в функ­ции ко­то­ро­го вхо­ди­ло и су­до­про­из­вод­ст­во. Он на­зы­вал­ся Си­нед­ри­он (в ев­рей­ском про­из­но­ше­нии – Сан­хедри´н), что зна­чит по-гре­че­ски «со­вет». В Со­вет вхо­дил 71 че­ло­век: пер­во­свя­щен­ник, стар­шие свя­щен­ни­ки, ста­рей­ши­ны (наи­бо­лее ува­жае­мые и бо­га­тые лю­ди в Из­раи­ле) и учи­те­ля За­ко­на.

2) По За­ко­ну Мои­сея, для то­го, что­бы при­го­во­рить че­ло­ве­ка к смер­ти, не­об­хо­ди­мо бы­ло не ме­нее двух сви­де­те­лей об­ви­не­ния, дав­ших оди­на­ко­вые по­ка­за­ния.

3) Ии­сус мол­чал, зная, что над Ним не вер­шат за­кон­ный суд, а юри­ди­че­ски под­го­тав­ли­ва­ют убий­ст­во.

4) «Это ты ска­зал» – в этом зву­ча­щем в на­ше вре­мя как от­ри­ца­ние (на вос­то­ке это оз­на­ча­ет ут­вер­жде­ние, под­твер­жде­ние) выражении скрывается дру­гой смысл, который при­бли­зи­тель­но мо­ж­но пе­ре­дать: «Да­же ты сам это при­знал, ни­кто те­бя не за­ста­в­лял».

5) Че­ло­век, ус­лы­шав ко­щун­ст­во, обя­зан был в знак скор­би ра­зо­драть на се­бе оде­ж­ду (Де­ян. 14:14). На­зы­вать се­бя Мес­си­ей не бы­ло ко­щун­ст­вом (из­вест­но, что в Из­раи­ле бы­ли лю­ди, объ­яв­ляв­шие се­бя мес­сия­ми, и са­мый из­вест­ный из них — Бар-Кох­ба, в 135 г. под­няв­ший вто­рое вос­ста­ние про­тив Ри­ма и офи­ци­аль­но объ­яв­лен­ный мес­си­ей са­мым вы­даю­щимся раб­би то­го вре­ме­ни Аки­вой).




6) Бо­го­хуль­ст­во, по мне­нию пер­во­свя­щен­ни­ка, за­клю­ча­лось не в ут­вер­жде­нии Хри­стом Се­бя Мес­си­ей, т.е. во­ж­дём на­ро­да, а в том, что Ии­сус ут­вер­ждал, что Он бу­дет си­деть по пра­вую ру­ку Бо­га и су­дить мір (со­глас­но 1 Кни­ге Ено­ха, имен­но Сын че­ло­ве­че­ский бу­дет Судь­ёй), в том чис­ле Сво­их ны­неш­них су­дей, и та­ин­ст­вен­ным Сы­ном Бо­жи­им, ко­то­ро­го уви­дел в сво­ём ви­де­нии Да­ни­ил (Дан. 7-13); иу­деи уви­дят Его те­перь толь­ко в сла­ве, сна­ча­ла вос­крес­ше­го по­бе­ди­те­ля смер­ти, а за­тем в кон­це вре­мён.

7) В Лк 22:64 го­во­рит­ся, что Хри­сту за­кры­ва­ли ли­цо по­кры­ва­лом — то­гда этот из­де­ва­тель­ский во­прос ста­но­вит­ся по­нят­ным.

8) У га­ли­ле­ян был ха­рак­тер­ный ак­цент.

ПРИМЕЧАНИЯ К 4 СТРАСТНОМУ ЕВАНГЕЛИЮ

1) С тех пор, как рим­ля­не ов­ла­де­ли Иу­де­ей, смерт­ный при­го­вор дол­жен был ут­вер­ждать рим­ский про­ку­ра­тор. В то вре­мя это был Пон­тий (пон­тий­ский) Пи­лат.

2) «Мы не име­ем пра­ва пре­да­вать ко­го-ли­бо смер­ти» — по не­ко­то­рым све­де­ни­ям, пра­во пре­да­вать смерт­ной каз­ни бы­ло от­ня­то рим­ля­на­ми у Си­нед­рио­на за со­рок лет до раз­ру­ше­ния Хра­ма в 70 г. , т.е. в 30 г. (или да­же в 6 г.). Воз­мож­но, ев­рей­ские ре­ли­ги­оз­ные вла­сти про­сто ре­ши­ли рас­пра­вить­ся с Ии­су­сом ру­ка­ми рим­лян, лож­но об­ви­нив его в по­ли­ти­че­ском пре­сту­п­ле­нии — под­го­тов­ке мя­те­жа про­тив Ри­ма, что на­зы­ва­лось из­ме­ной им­пе­ра­то­ру.



3) Т.е. смер­тью на кре­сте (см. Ин 3:14). Рим­ля­не так каз­ни­ли мя­теж­ни­ков и ра­бов. Ев­рей­ские ре­ли­ги­оз­ные вла­сти, ве­ро­ят­нее все­го, при­го­во­ри­ли бы Ии­су­са к по­бие­нию кам­ня­ми за ко­щун­ст­во.

4) Пи­лат хо­чет уз­нать, не объ­яв­ля­ет ли Он се­бя не­за­ви­си­мым от Ри­ма ца­рём, что яв­ля­лось из­ме­ной им­пе­ра­то­ру.

5) Пред­ва­ри­тель­ный во­прос Хри­ста: как Пи­лат по­ни­ма­ет зва­ние ца­ря — как рим­ля­нин, в смыс­ле чис­то по­ли­ти­че­ском, или, как иу­деи, под­ра­зу­ме­вая под сло­вом «царь» Мес­сию?

6) Хри­стос от­ри­ца­ет зем­ной, по­ли­ти­че­ский ха­рак­тер Сво­его мес­си­ан­ст­ва.

7) Ис­ти­на здесь — не от­вле­чён­ная фи­ло­соф­ская ка­те­го­рия, а пер­во­ос­но­ва бы­тия — Бог Су­щий (Исх. 3:14; Ин 8:24; 18:5), без ко­то­ро­го «ни­что не на­ча­ло быть, что на­ча­ло быть» (Ин 1:3).

8) Пи­лат вы­ра­жа­ет со­мне­ние в том, что ис­ти­на мо­жет быть по­зна­на. Скеп­ти­че­ские на­строе­ния в то вре­мя бы­ли ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны в рим­ском об­ще­ст­ве.

9) Име­ет­ся в ви­ду по­ли­ти­че­ское пре­сту­п­ле­ние, от­но­ся­щее­ся к ком­пе­тен­ции про­ку­ра­то­ра.

10) Бар-Абба´ (арам. «сын от­ца») — это не имя, а про­зви­ще. Мат­фей со­об­ща­ет, что его то­же зва­ли Ии­су­сом (ве­ро­ят­но, что его имя бы­ло поч­ти ни­ко­му не из­вест­но). Мя­теж­ник — бу­к­валь­но: «раз­бой­ник» — ве­ро­ят­но, он при­над­ле­жал к пов­стан­цам, бо­ров­шим­ся про­тив Ри­ма, и в гла­зах на­ро­да был ге­ро­ем. Здесь про­смат­ри­ва­ет­ся ещё и па­рал­лель: вме­сто Ии­су­са — Сы­на Бо­жия тол­па оз­ве­рев­ших иу­де­ев вы­би­ра­ет Ии­су­са — бан­ди­та.



11) Би­че­ва­ние бы­ло ча­стью на­ка­за­ния: пе­ред рас­пя­ти­ем осу­ж­дён­но­го би­че­ва­ли ко­жа­ны­ми би­ча­ми с вши­ты­ми в них ку­соч­ка­ми кос­ти или ме­тал­ла, ино­гда раз­ры­вав­ши­ми те­ло до кос­тей.

12) Ве­ро­ят­но, из ве­ток од­но­го из ви­дов паль­мы с очень длин­ны­ми иг­ла­ми, на­по­ми­нав­ши­ми сол­неч­ные лу­чи — в та­ких вен­цах изо­бра­жа­лись им­пе­ра­то­ры на мо­не­тах.

13) Пур­пур­ная оде­ж­да так­же бы­ла зна­ком цар­ско­го дос­то­ин­ст­ва; вои­ны уст­рои­ли для се­бя раз­вле­че­ние, из­де­ва­ясь над Ии­су­сом.

14) Воз­мож­но, Пи­лат на­де­ял­ся, что вид ис­тер­зан­но­го, изу­ве­чен­но­го Ии­су­са вы­зо­вет жа­лость к пре­да­вае­мо­му на казнь… Но тщет­но.

15) Ещё боль­ше ис­пу­гал­ся — хо­тя рань­ше не го­во­ри­лось о стра­хе Пи­ла­та, но, воз­мож­но, имен­но им объ­яс­ня­ет­ся его же­ла­ние ос­во­бо­дить Ии­су­са. Но мож­но по­нять гре­че­ское сло­во «ма´л­лон» как «очень, силь­но». Весь­ма ве­ро­ят­но, что языч­ник Пи­лат, ус­лы­шав, что Хри­стос вы­да­ёт Се­бя за Сы­на Бо­жия, бо­ял­ся раз­гне­вать не­пра­вед­ным при­го­во­ром ка­кое-ли­бо бо­же­ст­во. От­сю­да и его во­прос: «От­ку­да Ты?» зна­чит не «Из ка­кой Ты стра­ны?», а «Ка­ко­во Твоё про­ис­хо­ж­де­ние?» Хри­стос не дал ему от­ве­та, по­сколь­ку по­счи­тал, что ска­зан­но­го Им ра­нее впол­не дос­та­точ­но.

16) Т.е. на иу­дей­ских ста­рей­ши­нах, глав­ным об­ра­зом Ан­не и Каиа­фе. (Ин 15:51; 18:14).

17) Друг це­за­ря — т.е. лоя­лен рим­ско­му им­пе­ра­то­ру, им был в это вре­мя Ти­бе­рий (14-37 гг.). Но, воз­мож­но, это офи­ци­аль­ный, очень по­чёт­ный ти­тул, ко­то­рый да­ро­вал­ся всем се­на­то­рам, а так­же от­дель­ным гра­ж­да­нам. Пи­лат был при­бли­жён­ным все­мо­гу­ще­го вре­мен­щи­ка Сея­на и, воз­мож­но, бла­го­да­ря ему по­лу­чил этот ти­тул. Но Се­ян по­том был сверг­нут и каз­нён, а с ним и мно­гие его сто­рон­ни­ки. Ве­ро­ят­но, Каиа­фа был тон­ким по­ли­ти­ком и по­ни­мал, как Пи­лат в та­кой си­туа­ции дол­жен был бо­ять­ся Ти­бе­рия, из­вест­но­го сво­ей по­доз­ри­тель­но­стью и жес­то­ко­стью.

18) Су­дья обыч­но про­из­но­сил при­го­вор си­дя.

19) В этот час всё квас­ное в до­мах иу­де­ев долж­но бы­ло быть унич­то­же­но и за­ме­не­но пас­халь­ны­ми оп­рес­но­ка­ми (Исх. 12:15 и да­лее). Ио­анн хо­чет под­черк­нуть это сов­па­де­ние во вре­ме­ни с при­го­тов­ле­ния­ми к Пас­хе.

20) «У нас нет дру­го­го ца­ря, кро­ме це­за­ря» — в сво­ей не­на­вис­ти к Ии­су­су ре­ли­ги­оз­ные вла­сти от­ка­зы­ва­ют­ся от то­го, что яв­ля­ет­ся крае­уголь­ным кам­нем ре­ли­гии Из­раи­ля: у на­ро­да Божь­е­го есть толь­ко один Царь — Бог.







Сейчас читают про: