1) Совет – это высший религиозно-политический орган, в функции которого входило и судопроизводство. Он назывался Синедрион (в еврейском произношении – Санхедри´н), что значит по-гречески «совет». В Совет входил 71 человек: первосвященник, старшие священники, старейшины (наиболее уважаемые и богатые люди в Израиле) и учителя Закона.
2) По Закону Моисея, для того, чтобы приговорить человека к смерти, необходимо было не менее двух свидетелей обвинения, давших одинаковые показания.
3) Иисус молчал, зная, что над Ним не вершат законный суд, а юридически подготавливают убийство.
4) «Это ты сказал» – в этом звучащем в наше время как отрицание (на востоке это означает утверждение, подтверждение) выражении скрывается другой смысл, который приблизительно можно передать: «Даже ты сам это признал, никто тебя не заставлял».
|
|
5) Человек, услышав кощунство, обязан был в знак скорби разодрать на себе одежду (Деян. 14:14). Называть себя Мессией не было кощунством (известно, что в Израиле были люди, объявлявшие себя мессиями, и самый известный из них — Бар-Кохба, в 135 г. поднявший второе восстание против Рима и официально объявленный мессией самым выдающимся рабби того времени Акивой).
6) Богохульство, по мнению первосвященника, заключалось не в утверждении Христом Себя Мессией, т.е. вождём народа, а в том, что Иисус утверждал, что Он будет сидеть по правую руку Бога и судить мір (согласно 1 Книге Еноха, именно Сын человеческий будет Судьёй), в том числе Своих нынешних судей, и таинственным Сыном Божиим, которого увидел в своём видении Даниил (Дан. 7-13); иудеи увидят Его теперь только в славе, сначала воскресшего победителя смерти, а затем в конце времён.
7) В Лк 22:64 говорится, что Христу закрывали лицо покрывалом — тогда этот издевательский вопрос становится понятным.
8) У галилеян был характерный акцент.
ПРИМЕЧАНИЯ К 4 СТРАСТНОМУ ЕВАНГЕЛИЮ
1) С тех пор, как римляне овладели Иудеей, смертный приговор должен был утверждать римский прокуратор. В то время это был Понтий (понтийский) Пилат.
2) «Мы не имеем права предавать кого-либо смерти» — по некоторым сведениям, право предавать смертной казни было отнято римлянами у Синедриона за сорок лет до разрушения Храма в 70 г., т.е. в 30 г. (или даже в 6 г.). Возможно, еврейские религиозные власти просто решили расправиться с Иисусом руками римлян, ложно обвинив его в политическом преступлении — подготовке мятежа против Рима, что называлось изменой императору.
|
|
3) Т.е. смертью на кресте (см. Ин 3:14). Римляне так казнили мятежников и рабов. Еврейские религиозные власти, вероятнее всего, приговорили бы Иисуса к побиению камнями за кощунство.
4) Пилат хочет узнать, не объявляет ли Он себя независимым от Рима царём, что являлось изменой императору.
5) Предварительный вопрос Христа: как Пилат понимает звание царя — как римлянин, в смысле чисто политическом, или, как иудеи, подразумевая под словом «царь» Мессию?
6) Христос отрицает земной, политический характер Своего мессианства.
7) Истина здесь — не отвлечённая философская категория, а первооснова бытия — Бог Сущий (Исх. 3:14; Ин 8:24; 18:5), без которого «ничто не начало быть, что начало быть» (Ин 1:3).
8) Пилат выражает сомнение в том, что истина может быть познана. Скептические настроения в то время были широко распространены в римском обществе.
9) Имеется в виду политическое преступление, относящееся к компетенции прокуратора.
10) Бар-Абба´ (арам. «сын отца») — это не имя, а прозвище. Матфей сообщает, что его тоже звали Иисусом (вероятно, что его имя было почти никому не известно). Мятежник — буквально: «разбойник» — вероятно, он принадлежал к повстанцам, боровшимся против Рима, и в глазах народа был героем. Здесь просматривается ещё и параллель: вместо Иисуса — Сына Божия толпа озверевших иудеев выбирает Иисуса — бандита.
11) Бичевание было частью наказания: перед распятием осуждённого бичевали кожаными бичами с вшитыми в них кусочками кости или металла, иногда разрывавшими тело до костей.
12) Вероятно, из веток одного из видов пальмы с очень длинными иглами, напоминавшими солнечные лучи — в таких венцах изображались императоры на монетах.
13) Пурпурная одежда также была знаком царского достоинства; воины устроили для себя развлечение, издеваясь над Иисусом.
14) Возможно, Пилат надеялся, что вид истерзанного, изувеченного Иисуса вызовет жалость к предаваемому на казнь… Но тщетно.
15) Ещё больше испугался — хотя раньше не говорилось о страхе Пилата, но, возможно, именно им объясняется его желание освободить Иисуса. Но можно понять греческое слово «ма´ллон» как «очень, сильно». Весьма вероятно, что язычник Пилат, услышав, что Христос выдаёт Себя за Сына Божия, боялся разгневать неправедным приговором какое-либо божество. Отсюда и его вопрос: «Откуда Ты?» значит не «Из какой Ты страны?», а «Каково Твоё происхождение?» Христос не дал ему ответа, поскольку посчитал, что сказанного Им ранее вполне достаточно.
16) Т.е. на иудейских старейшинах, главным образом Анне и Каиафе. (Ин 15:51; 18:14).
17) Друг цезаря — т.е. лоялен римскому императору, им был в это время Тиберий (14-37 гг.). Но, возможно, это официальный, очень почётный титул, который даровался всем сенаторам, а также отдельным гражданам. Пилат был приближённым всемогущего временщика Сеяна и, возможно, благодаря ему получил этот титул. Но Сеян потом был свергнут и казнён, а с ним и многие его сторонники. Вероятно, Каиафа был тонким политиком и понимал, как Пилат в такой ситуации должен был бояться Тиберия, известного своей подозрительностью и жестокостью.
|
|
18) Судья обычно произносил приговор сидя.
19) В этот час всё квасное в домах иудеев должно было быть уничтожено и заменено пасхальными опресноками (Исх. 12:15 и далее). Иоанн хочет подчеркнуть это совпадение во времени с приготовлениями к Пасхе.
20) «У нас нет другого царя, кроме цезаря» — в своей ненависти к Иисусу религиозные власти отказываются от того, что является краеугольным камнем религии Израиля: у народа Божьего есть только один Царь — Бог.