1) Дословно: «предал невинную кровь»; это традиционное библейское выражение (см. Втор. 27:25).
2) В святилище — либо в сокровищницу, откуда им были получены эти деньги, либо в само святилище, что осквернило Храм и стало предвестием его разрушения. Повесился — есть ещё рассказ о смерти Иуды: в Деян. 1:18-19, где сказано, что Иуда свалился вниз и у него вывалились внутренности.
3) Глинистый участок, негодный для посевов; дешёвая земля.
4) По-арамейски Хакелдама. Находится в долине Хиннона.
5) Иеремии — на самом деле эти слова принадлежат пророку Захарии (11:12-13): «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника». В Евангелии дан их вольный пересказ.
6) Пилат хочет узнать, не объявил ли себя Иисус независимым от Рима царём, что было бы изменой императору. Еврейский царь — так обращаются к Иисусу язычники; евреи называли Мессию Царём Израиля.
7) Так говоришь ты — см. 3 прим. к 3 Евангелию. На Востоке это выражение означает утверждение.
8) Содержание обвинений здесь не указывается, но, согласно Лк 23:2, Его обвиняли в том, что Он запрещает платить подати императору и объявил себя царём. Эти обвинения ложны.
9) Не сказал ни слова — см. Ис, 42:2; 53:7.
10) ВарАвва (арам. сын отца) — это, скорее всего, прозвище, а не имя. Он, вероятно, был повстанцем, ведшим партизанскую войну с римлянами, и был очень популярен среди народа. Иисус Варавва — в некоторых рукописях: «Бар-Абба». Святые отцы усматривают в этом параллель с тем, что Господь неоднократно в Священном Писании называл иудеев «не детьми Авраама» (Ин 9:39), говоря им: «вы делаете дела отца вашего», подразумевая под отцом диавола; сыновьями тех, кто избил пророков и продолжает дело их (отцов) (Мф 23:31); и прямо: «Ваш отец – диавол» (Ин 8:44) – а поэтому Варавва был плоть от плоти и кровь от крови иудейского народа, что ярко обрисовывает сущность тех, кто пренебрёг спасением, принесённым Мессией- Христом.
11) Буквально: «Ничего тебе и Праведнику Тому», т.е. не причиняй зла ни себе, ни Этому Праведнику неправедным осуждением.
12) Римляне относились к снам очень серьёзно.
13) Пилат вымыл руки (ритуальный жест) в знак того, что невиновен в смерти Иисуса, но это говорит лишь о его лицемерии и трусости и не снимает с него вины, так как он не послушался Божественного откровения, данного во сне его жене. Я неповинен в смерти этого человека — дословно: «Я неповинен в этой крови». Некоторые рукописи добавляют: «в крови этого невинного». Обряд ритуального иудейского омовения, совершённый язычником, до сих пор у учёных богословов вызывает противоречивые объяснения. Но в нашем міре всё становится понятным — обычное проявление политкорректности — чтобы как можно более уверить иудеев в своей позиции, Пилат совершает значимый для иудеев обряд. Так что любое проявление политкорректности и толерантности всегда сродни этому трусливому и лицемерному действу.
14) «Пусть кровь Его» (в ответ на упоминание крови Пилатом). Традиционное восточное выражение, означающее, что обвинители берут на себя ответственность за приговор (см. 2Цар. 1:16; Деян. 5:28; 18:6).
15)«Все воины из охраны наместника» — дословно стих читается так: «затем воины наместника, уведя Иисуса в преторию, собрали на Него весь отряд». Поскольку речь идёт о претории, то есть резиденции римского наместника в Иерусалиме, воины назывались «преторианцы», ибо на них была возложена охрана наместника в претории.
16) Пурпурная мантия — пурпурный цвет был прерогативой императора и его семьи; только император имел право носить одежду пурпурного цвета, писать пурпурными чернилами и т.п.
17) Иудеи насмехались над Иисусом как над пророком (Ин 26:28), римляне — как над «Царём». В этом отражается религиозный и политический характер судебного процесса над Иисусом.
18) Выходец из североафриканского города Кирены (Киринеи). Киринеяне имели в Иерусалиме свою синагогу (Деян. 6:9).
19) Иисус, вероятно, настолько ослабел после бичевания, что был не в силах нести перекладину от креста. Осуждённые на распятие должны были нести на место казни перекладину от креста, столб же был вкопан в землю на месте казни. Симон лишь помогал нести крест Иисусу.
ПРИМЕЧАНИЯ К 6 СТРАСТНОМУ ЕВАНГЕЛИЮ
1) Евангелист полагает, что Александр и Руф известны римской общине, для которой Марк писал Евангелие. Руф, вероятно, — то же лицо, которое упоминает ап. Павел (Рим. 16:13). Таким образом, повествование о распятии основано на свидетельстве очевидцев, в частности, Симона Киренейского.
2) Голгофа.
3) С дурманящим питьём.
4) Преступников. Скорее всего, это были боевики, популярные в народе, которые вели террористическую войну с римлянами.