Примечания к 5 страстному евангелию

1) До­слов­но: «пре­дал не­вин­ную кровь»; это тра­ди­ци­он­ное биб­лей­ское вы­ра­же­ние (см. Втор. 27:25).

2) В свя­ти­ли­ще — ли­бо в со­кро­вищ­ни­цу, от­ку­да им бы­ли по­лу­че­ны эти день­ги, ли­бо в са­мо свя­ти­ли­ще, что ос­к­вер­ни­ло Храм и ста­ло пред­вес­ти­ем его раз­ру­ше­ния. По­ве­сил­ся — есть ещё рас­сказ о смер­ти Иу­ды: в Де­ян. 1:18-19, где ска­за­но, что Иу­да сва­лил­ся вниз и у не­го вы­ва­ли­лись внут­рен­но­сти.

3) Гли­ни­стый уча­сток, не­год­ный для по­се­вов; де­шё­вая зем­ля.

4) По-ара­мей­ски Ха­кел­да­ма. На­хо­дит­ся в до­ли­не Хин­но­на.

5) Ие­ре­мии — на са­мом де­ле эти сло­ва при­­н­а­д­­ле­жат про­ро­ку За­ха­рии (11:12-13): «И ска­жу им: ес­ли угод­но вам, то дай­те Мне пла­ту Мою; ес­ли же нет, — не да­вай­те; и они от­ве­сят в уп­ла­ту Мне три­д­цать сре­б­рен­ни­ков. И ска­зал мне Гос­подь: брось их в цер­ков­ное хра­ни­ли­ще, — вы­со­кая це­на, в ка­кую они оце­ни­ли Ме­ня! И взял Я три­д­цать сре­б­рен­ни­ков и бро­сил их в дом Гос­по­день для гор­ше­ч­ни­ка». В Еван­ге­лии дан их воль­ный пе­ре­сказ.

6) Пи­лат хо­чет уз­нать, не объ­я­вил ли се­бя Ии­сус не­за­ви­си­мым от Ри­ма ца­рём, что бы­ло бы из­ме­ной им­пе­ра­то­ру. Ев­рей­ский царь — так об­ра­ща­ют­ся к Ии­су­су языч­ни­ки; ев­реи на­зы­ва­ли Мес­сию Ца­рём Из­раи­ля.

7) Так го­во­ришь ты — см. 3 прим. к 3 Еван­ге­лию. На Вос­то­ке это вы­ра­же­ние оз­на­ча­ет ут­вер­жде­ние.

8) Со­дер­жа­ние об­ви­не­ний здесь не ука­зы­ва­ет­ся, но, со­глас­но Лк 23:2, Его об­ви­ня­ли в том, что Он за­пре­ща­ет пла­тить по­да­ти им­пе­ра­то­ру и объ­я­вил се­бя ца­рём. Эти об­ви­не­ния лож­ны.

9) Не ска­зал ни сло­ва — см. Ис, 42:2; 53:7.

10) ВарАвва (арам. сын от­ца) — это, ско­рее все­го, про­зви­ще, а не имя. Он, ве­ро­ят­но, был пов­стан­цем, вед­шим пар­ти­зан­скую вой­ну с рим­ля­на­ми, и был очень по­пу­ля­рен сре­ди на­ро­да. Ии­сус Варавва — в не­ко­то­рых ру­ко­пи­сях: «Бар-Аб­ба». Свя­тые от­цы ус­мат­ри­ва­ют в этом па­рал­лель с тем, что Гос­подь не­од­но­крат­но в Свя­щен­ном Пи­са­нии на­зы­вал иу­де­ев «не деть­ми Ав­раа­ма» (Ин 9:39), го­во­ря им: «вы де­лае­те де­ла от­ца ва­ше­го», под­ра­зу­ме­вая под от­цом диа­во­ла; сы­новь­я­ми тех, кто из­бил про­ро­ков и про­дол­жа­ет де­ло их (от­цов) (Мф 23:31); и пря­мо: «Ваш отец – диа­вол» (Ин 8:44) – а по­это­му Ва­рав­ва был плоть от пло­ти и кровь от кро­ви иу­дей­ско­го на­ро­да, что яр­ко об­ри­со­вы­ва­ет сущ­ность тех, кто пре­неб­рёг спа­се­ни­ем, при­не­сён­ным Мес­си­ей- Хри­стом.

11) Бу­к­валь­но: «Ни­че­го те­бе и Пра­вед­ни­ку То­му», т.е. не при­чи­няй зла ни се­бе, ни Это­му Пра­вед­ни­ку не­пра­вед­ным осу­ж­де­ни­ем.

12) Рим­ля­не от­но­си­лись к снам очень серь­ёз­но.

13) Пи­лат вы­мыл ру­ки (ри­ту­аль­ный жест) в знак то­го, что не­ви­но­вен в смер­ти Ии­су­са, но это го­во­рит лишь о его ли­це­ме­рии и тру­со­сти и не сни­ма­ет с не­го ви­ны, так как он не по­слу­шал­ся Бо­же­ст­вен­но­го от­кро­ве­ния, дан­но­го во сне его же­не. Я не­по­ви­нен в смер­ти это­го че­ло­ве­ка — до­слов­но: «Я не­по­ви­нен в этой кро­ви». Не­ко­то­рые ру­ко­пи­си до­­б­а­в­­ля­ют: «в кро­ви это­го не­вин­но­го». Об­ряд ри­ту­аль­но­го иу­дей­ско­го омо­ве­ния, со­вер­шён­ный язы­ч­ни­ком, до сих пор у учё­ных бо­го­сло­вов вы­зы­ва­ет про­ти­во­ре­чи­вые объ­я­с­не­ния. Но в на­шем міре всё ста­но­вит­ся по­нят­ным — обы­ч­ное про­яв­ле­ние по­лит­кор­рект­но­сти — что­бы как мо­ж­но бо­лее уве­рить иу­де­ев в сво­ей по­зи­ции, Пи­лат со­вер­ша­ет зна­чи­мый для иу­де­ев об­ряд. Так что лю­бое про­яв­ле­ние по­лит­кор­рект­но­сти и то­ле­рант­но­сти все­гда срод­ни это­му тру­с­ли­во­му и ли­це­мер­но­му дей­ст­ву.

 14) «Пусть кровь Его» (в от­вет на упо­ми­на­ние кро­ви Пи­ла­том). Тра­ди­ци­он­ное вос­точ­ное вы­ра­же­ние, оз­на­чаю­щее, что об­ви­ни­те­ли бе­рут на се­бя от­вет­ст­вен­ность за при­го­вор (см. 2Цар. 1:16; Де­ян. 5:28; 18:6).

15)«Все во­и­ны из ох­ра­ны на­ме­ст­ни­ка» — дословно стих чи­та­ет­ся так: «за­тем во­и­ны на­ме­ст­ни­ка, уве­дя Ии­су­са в пре­то­рию, со­бра­ли на Не­го весь от­ряд». По­сколь­ку речь идёт о пре­то­рии, то есть ре­зи­ден­ции рим­ско­го на­ме­ст­ни­ка в Ие­ру­са­ли­ме, во­и­ны на­зы­ва­лись «пре­то­ри­ан­цы», ибо на них бы­ла воз­ло­же­на ох­ра­на на­ме­ст­ни­ка в пре­то­рии.

16) Пур­пур­ная ман­тия — пур­пу­рный цвет был пре­ро­га­ти­вой им­пе­ра­то­ра и его се­мьи; толь­ко им­пе­ра­тор имел пра­во но­сить оде­ж­ду пур­пу­рно­го цве­та, пи­сать пур­пу­рны­ми чер­ни­ла­ми и т.п.

17) Иу­деи на­сме­ха­лись над Ии­су­сом как над про­ро­ком (Ин 26:28), рим­ля­не — как над «Ца­рём». В этом от­ра­жа­ет­ся ре­ли­ги­оз­ный и по­ли­ти­че­ский ха­рак­тер су­деб­но­го про­цес­са над Ии­су­сом.

18) Вы­хо­дец из се­ве­ро­аф­ри­кан­ско­го го­ро­да Ки­ре­ны (Ки­ри­неи). Ки­ри­нея­не име­ли в Ие­ру­са­ли­ме свою си­на­го­гу (Де­ян. 6:9).

19) Ии­сус, ве­ро­ят­но, на­столь­ко ос­ла­бел по­сле би­че­ва­ния, что был не в си­лах не­сти пе­ре­кла­ди­ну от кре­ста. Осу­ж­дён­ные на рас­пя­тие долж­ны бы­ли не­сти на ме­сто каз­ни пе­ре­кла­ди­ну от кре­ста, столб же был вко­пан в зем­лю на мес­те каз­ни. Си­мон лишь по­мо­гал не­сти крест Ии­су­су.

ПРИМЕЧАНИЯ К 6 СТРАСТНОМУ ЕВАНГЕЛИЮ

1) Еван­ге­лист по­ла­га­ет, что Алек­сандр и Руф из­вест­ны рим­ской об­щи­не, для ко­то­рой Марк пи­сал Еван­ге­лие. Руф, ве­ро­ят­но, — то же ли­цо, ко­то­рое упо­ми­на­ет ап. Па­вел (Рим. 16:13). Та­ким об­ра­зом, по­ве­ст­во­ва­ние о рас­пя­тии ос­но­ва­но на сви­де­тель­ст­ве оче­вид­цев, в ча­ст­но­сти, Си­мо­на Ки­ре­ней­ско­го.

2) Гол­го­фа.

3) С дур­ма­ня­щим пить­ём.

4) Пре­ступ­ни­ков. Ско­рее все­го, это бы­ли бое­ви­ки, по­пу­ляр­ные в на­ро­де, ко­то­рые ве­ли тер­ро­ри­сти­че­скую вой­ну с рим­ля­на­ми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: