Примечания к 7 страстному евангелию

1) Гол­го­фа (арам. Гул­гул­та, евр. Гулго´лет) — этот холм на­зы­вал­ся Че­ре­пом, ве­ро­ят­но, по­то­му, что по фор­ме он на­по­ми­нал че­ло­ве­че­ский че­реп.

2) С го­ре­чью — до­слов­но: «с жёл­чью». Тем са­мым еван­ге­лист ука­зы­ва­ет на ис­пол­не­ние слов Пи­са­ния (Пс. 69:21). В то вре­мя осу­ж­дён­ным на казнь да­ва­ли пи­тьё, из­го­тав­ли­вае­мое из­ра­иль­ски­ми жен­щи­на­ми, с ка­ким-то нар­ко­ти­че­ским ве­ще­ст­вом, при­ту­п­ляв­шим боль — что­бы об­лег­чить му­ки уми­раю­щих.

3) Ии­сус от­ка­зал­ся пить, ве­ро­ят­но, же­лая со­хра­нить яс­ное соз­на­ние.

4) Рас­­п­ина­вшие — рас­про­стёр­тые ру­ки при­го­во­рён­но­го при­би­ва­лись или при­вя­зы­ва­лись к пе­ре­кла­ди­не кре­ста, а за­тем пе­ре­кла­ди­на с те­лом под­ни­ма­лась вверх и при­кре­п­ля­лась к стол­бу. Эти дей­ст­вия про­из­во­ди­ли сол­да­ты осо­бо­го от­ря­да, ко­то­рые при­во­ди­ли каз­ни­мых к ме­с­ту каз­ни, со­вер­ша­ли казнь, а за­тем ох­ра­ня­ли каз­нён­ных. Из-за это­го иу­деи ча­с­то пы­та­ют­ся при­бег­нуть к улов­ке — они го­во­рят, что рас­пя­ли Хри­ста рим­ские сол­да­ты, а они, бед­нень­кие, «ни при чём».

5) При­го­во­рён­но­го к рас­пя­тию раз­де­ва­ли, ос­тав­ляя лишь на­бед­рен­ную по­вяз­ку. Его оде­ж­да при­над­ле­жа­ла па­ла­чам.

6) Сте­речь — так как казнь бы­ла очень про­дол­жи­тель­ной, кре­сты ох­ра­ня­лись, что­бы каз­ни­мо­го не сня­ли и не спас­ли.

7) Та­ко­ва бы­ла прак­ти­ка рим­лян — ве­шать над го­ло­вой каз­ни­мо­го таб­лич­ку с ука­за­ни­ем при­чи­ны каз­ни.

8) Два пре­ступ­ни­ка — до­слов­но: «два раз­бой­ни­ка», это бы­ли мя­теж­ни­ки, со­общ­ни­ки Бар-Аб­бы.

9) В пол­день... до трёх ча­сов дня — до­слов­но: «В шес­том ча­су... до де­вя­то­го ча­са». На­ста­ла тьма — это не ес­те­ст­вен­ное за­тме­ние, так как бы­ло пол­но­лу­ние.

10) На­чаль­ные сло­ва псал­ма 21 про­из­не­се­ны Ии­су­сом на ара­мей­ском язы­ке, на ко­то­ром обыч­но го­во­ри­ли в Па­ле­сти­не в I в.

11) Имя Илья зву­чит по-ара­мей­ски как «Эли´», что зна­чит «Бо­же мой». Зо­вёт Илью — по на­род­ным пред­став­ле­ни­ям, Илья был по­мощ­ни­ком и за­ступ­ни­ком, при­хо­див­шим на по­мощь лю­дям в труд­ные ми­ну­ты.

12) «На­пи­тал её ук­су­сом» — то есть ки­с­лым на­пит­ком, ко­то­рый во­зи­ли с со­бой рим­ские сол­да­ты для уто­ле­ния жа­ж­ды.

13) В Хра­ме бы­ло две за­ве­сы: од­на у вхо­да в свя­ти­ли­ще, дру­гая же от­де­ля­ла свя­ти­ли­ще от Свя­то­го Свя­тых. Здесь име­ет­ся в ви­ду первая за­ве­са. (Исх. 26:31). От­цы Церк­ви, ос­но­вы­ва­ясь на Евр. 9:12 и 10:20, по­ла­га­ют, что раз­рыв за­ве­сы сим­во­ли­зи­ру­ет от­ме­ну древ­не­го Мои­сее­ва куль­та: смерть Хри­ста от­кры­ла лю­дям дос­туп в свя­ти­ли­ще.

ПРИМЕЧАНИЯ К 8 СТРАСТНОМУ ЕВАНГЕЛИЮ

1) Срав­ни­те с Ис. 53:12; Де­ян. 3:17; 7:60; 13:27; 1Петр. 2:23; 1Кор. 2:8.

2) Воз­мо­жен иной пе­ре­вод: «ко­гда при­дёшь в Своё Цар­ст­во». Бу­к­валь­но: «с цар­ст­вом Тво­им», т.е. ов­ла­деть Тво­им цар­ст­вом, что­бы на­чать его.

3) Рай — в ВЗ этим сло­вом обо­зна­чал­ся сад, на­са­ж­дён­ный Бо­гом в Эде­ме. В НЗ ино­гда оз­на­ча­ет ме­сто, где пра­вед­ни­ки на­сла­ж­да­ют­ся по­ко­ем в ожи­да­нии окон­ча­тель­но­го су­да, а так­же упот­реб­ля­ет­ся вме­сто сло­ва «не­бо» в зна­че­нии мес­та веч­но­го бла­жен­ст­ва.

4) В не­ко­то­рых ру­ко­пи­сях: «по­мерк­ло». Ес­те­ст­вен­ное за­тме­ние не­воз­мож­но, так как бы­ло пол­но­лу­ние. Кос­ми­че­ские яв­ле­ния, ха­рак­тер­ные для «дня Яг­ве» (срав­ни­те с Мф 27:51).

5) За­ве­са — в Хра­ме бы­ло две за­ве­сы: од­на — у вхо­да в свя­ти­ли­ще, а дру­гая — от­де­ляв­шая свя­ти­ли­ще от Свя­то­го Свя­тых. Здесь име­ет­ся в ви­ду пер­вая за­ве­са.

6) Мо­лит­ва, ко­то­рая чи­та­лась пе­ред от­хо­дом ко сну.

7) «Скор­бя и тер­за­ясь в ду­ше» — воз­мо­жен пе­ре­вод: «го­ре­ст­но уда­ряя се­бя в грудь».

ПРИМЕЧАНИЯ К 9 СТРАСТНОМУ ЕВАНГЕЛИЮ

1) В ос­таль­ных Еван­ге­ли­ях жен­щи­ны стоя­ли в от­да­ле­нии. Как пра­ви­ло, рим­ские сол­да­ты не до­пус­ка­ли ни­ко­го на ме­сто каз­ни, но есть све­де­ния, что ино­гда род­ст­вен­ни­кам и друзь­ям по­зво­ля­лось на­хо­дить­ся ря­дом с кре­стом.

2) Уче­ник — Ио­анн Зе­ве­де­ев. Со­глас­но от­цам Церк­ви, Ио­анн яв­ля­ет­ся здесь пред­ста­ви­те­лем всех ве­рую­щих (лю­дей). Ии­сус, по­ру­чая ему Свою Мать, но­вую Еву (Быт. 3:20: «Ева … ста­ла ма­те­рью всех жи­ву­щих»), воз­ве­ща­ет Её ду­хов­ное ма­те­рин­ст­во все­му че­ло­ве­че­ст­ву.

3) Ки­сло­го ви­на — бу­к­валь­но: «ук­су­са». Ве­ро­ят­но, име­ет­ся в ви­ду «по­ска» — на­пи­ток из во­ды с ук­су­сом или кис­лым ви­ном и яиц, хо­ро­шо удов­ле­тво­ряв­ший жа­ж­ду. Сол­да­ты обыч­но все­гда но­си­ли его с со­бой. Вет­ку ис­со­па — так как ис­соп пред­став­ля­ет со­бой низ­ко­рос­лое вью­щее­ся рас­те­ние, бы­ло пред­ло­же­но дру­гое чте­ние: «ко­пьё». Но ис­соп иг­рал важ­ную роль в пас­халь­ных об­ря­дах; воз­мож­но, Ио­анн хо­чет этим под­черк­нуть, что Ии­сус есть ис­тин­ная пас­халь­ная жерт­ва, от­ме­нив­шая все ос­таль­ные.

4) «Свер­ши­лось» — де­ло От­ца, со­глас­но воз­ве­щён­но­му в Пи­са­нии, т.е. спа­се­ние мiра че­рез кре­ст­ную жерт­ву Хри­ста.

5) День празд­но­ва­ния Пас­хи.

6) По За­ко­ну Мои­сея те­ла по­ве­шен­ных долж­ны бы­ли быть сня­ты до на­сту­п­ле­ния ве­че­ра, так как счи­та­лось, что по­ве­шен­ный про­клят Бо­гом и на­вле­кает ос­к­вер­не­ние на стра­ну (см. Втор. 21:22-23). Снять те­ла бы­ло тем бо­лее важ­но, что этот день был пят­ни­цей, а ве­че­ром в пят­ни­цу, по­сле за­хо­да солн­ца, на­чи­на­лась суб­бо­та, сов­па­дав­шая с празд­ни­ком Пас­хи. Рим­ля­не же обыч­но ос­тав­ля­ли те­ла каз­нён­ных на кре­стах на не­сколь­ко дней, ино­гда до пол­но­го их раз­ло­же­ния, для боль­ше­го уст­ра­ше­ния ос­таль­ных. Им пе­ре­би­ли но­ги — что­бы ус­ко­рить смерть, но­ги пе­ре­би­ва­лись же­лез­ным мо­ло­том, и то­гда каз­ни­мые те­ря­ли опо­ру и на­сту­па­ла смерть от уду­шья.

7) Во­ин хоть и ви­дел, что Ии­сус уже мёртв, для вер­но­сти вон­зил Ему в серд­це ко­пьё. Кровь и во­да — су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во объ­яс­не­ний при­чин фи­зи­че­ской смер­ти Ии­су­са и ис­те­че­ния кро­ви и во­ды (при­ве­дём толь­ко один — по­сле смер­ти кровь поч­ти сра­зу раз­ла­га­ет­ся на плаз­му, ко­то­рая вы­гля­дит как мут­но­ва­тая во­да, и от­дель­ные эрит­ро­ци­ты, ко­то­рые, со­би­ра­ясь вме­сте, вы­гля­дят как цель­ная кровь), а так­же сим­во­ли­че­ских тол­ко­ва­ний, но для еван­ге­ли­ста, ве­ро­ят­но, са­мым важ­ным яв­ля­ет­ся то, что они оз­на­ча­ют ре­аль­ность смер­ти Ии­су­са и под­лин­ность Его че­ло­ве­че­ской при­ро­ды. Кровь (см. Исх. 24:8; Ле­в. 1:5) удо­сто­ве­ря­ет дей­ст­ви­тель­ность жерт­вы Агн­ца, при­не­сён­ной за спа­се­ние мiра (Ин 6:51), а во­да, как сим­вол Ду­ха — её ду­хов­ную пло­до­твор­ность; От­цы Церк­ви ус­мот­ре­ли в во­де сим­вол кре­ще­ния, в кро­ви — сим­вол Ев­ха­ри­стии, а в та­ин­ст­вах кре­ще­ния и Ев­ха­ри­стии — сим­вол Церк­ви, ро­ж­дён­ной от Но­во­го Ада­ма (Еф. 5:23-32).

8) По пре­да­нию, сам апо­стол и Еван­ге­лист Ио­анн.

9) Исх. 12:46.

10) В ду­хов­ном смыс­ле, ко­то­рый это сло­во име­ет у Ио­ан­на, они бу­дут со­зер­цать оча­ми ве­ры. Ио­анн воз­ве­ща­ет здесь бу­ду­щее об­ра­ще­ние языч­ни­ков ко Хри­сту.

11) Зах. 12:10.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: