Для оценки темпов прироста показателей психофизических качеств мы предлагаем пользоваться формулой, предложенной В.И. Усачевым:
100(V1 – V2)
W = ½ (V1+V2)
где W - прирост показателей темпов в %,
V1 - исходный уровень,
V2 - конечный уровень.
Например: Саша Д. прыгнул в длину с места вначале года на 42 см., а в конце – на 46см. подставляя эти значения формулу, получаем:
W= 100(46-42) = 9%
1/2(42+46)
Хорошо это или плохо? Ответ на этот вопрос можно найти в шкале оценки темпов прироста физических качеств.
Шкала оценок темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста
Темпы прироста (%) | Оценка | За счет чего достигнут прирост |
До 8 | Неудовлетворительно | За счет естественного роста |
8-10 | Удовлетворительно | За счет естественного роста и естественной двигательной активности |
10-15 | Хорошо | За счет естественного прироста и целенаправленной системы физического воспитания |
Свыше 15 | Отлично | За счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений |
|
|
Таким образом, представленные тесты и диагностические методики позволяют:
1) оценить различные стороны психомоторного развития детей;
2) видеть динамику физического и моторного развития, становления координационных механизмов и процессов их управления;
3) широко использовать данные задания в практической деятельности дошкольных учреждений.
Список литературы
1. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. «Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду».
2. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А. «Воспитатель по физической культуре в ДОУ». - М.,2004.
3. Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. «Оценка физического и нервно – психического развития детей раннего и дошкольного возраста». – С.П., 2003.
4. Поляков С.Д., Хрущев С.В. «Мониторинг и коррекция физического здоровья дошкольников» Методическое пособие. – М., 2006.
5.Степаненкова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития». – М., 2005.
6. Соломенникова О.А., Комарова Т.С. «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу». – М – 2007.
7. Тарасова Т.А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста». Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.,2005.
Пояснительная записка.
Умение контролировать развитие ребенка – необходимое профессиональное качество воспитателя. Каждому педагогу, работающему с детьми, чрезвычайно важно владеть элементарными приемами (тестами), позволяющими судить об уровне развития и состоянии здоровья воспитанников.
Тестирование позволяет выявить реальный уровень развития ребенка и степень его соответствия возрастным нормам, а также определить отклонения и недостатки физического и нервно-психического развития. Результаты диагностики являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов адекватного педагогического воздействия.
|
|
Данные методические рекомендации призваны вооружить воспитателей экспресс-методами, позволяющими контролировать как развитие детей, так и, в определенной мере, результаты своего педагогического труда.
Предлагаемые здесь диагностические упражнения и задания, с одной стороны, позволяют получить статистически достоверные, надежные результаты, а с другой стороны, доступны, не требуют дополнительной специальной подготовки воспитателя.
При проведении диагностики в первую очередь необходимо акцентировать внимание на сензитивные периоды развития психофизических качеств (Н. Ноткина):
В 3-4 года – быстрота, выносливость, мышечная сила;
В 4-5 лет – быстрота, выносливость, гибкость;
В 5-6 лет – скростно-силовые качества и выносливость;
В 7 лет – ловкость и выносливость.
Между физическими качествами и двигательными умениями существует тесная связь.
Так, успешность овладения двигательными навыками обусловлена достаточным уровнем развития физических качеств. В свою очередь, слабое развитие физических качеств оказывает отрицательное воздействие на физическую подготовленность детей.
Как же организовать обследование физической подготовленности дошкольников? Ответ на этот вопрос можно найти на страницах следующих учебных и методических пособий:
· Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста: Метод. рекомендации / Сост. Г.П.Юрко. – М. 1983 (к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой).
· Усаков В.И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников. – Красноярск, 1989.
· Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Н.А.Ноткина, Л.И.Казьмина, Н.Н.Бойнович. – СПб. 1995, (к программе «Детство»).
· Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. 2000, (к программе «Истоки»).
· Шебеко В.Н., рмак Н.н. Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум: Пособие для средних пед. учебных заведений и работников дошкольных учреждений. – М. 1996.
· Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –М. 2001.
Н.А.Ноткина, Л.И.Казьмина, Н.Н.Бойнович (Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. –СПб, 1998.) предлагают следующие задания для оценки уровня физического развития.