1-е задание – на оценку статического равновесия.
Ребенку предлагается сохранить равновесие в течение 10 век, сидя на корточках на носках с закрытыми глазами и вытянутыми горизонтально вперед руками.
2-е задание – на оценку общего уровня психомоторного развития.
Ребенок должен преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение от воображаемой прямой не должно быть при этом более 50 см.
3-е задание – на оценку общего уровня психомоторного развития.
Ребенку предлагается пробежать 5 м до стола, взять из спичечной коробки 4 спички, выложить из них на столе квадрат, взять со стола лист бумаги и сложить его пополам; затем вернуться назад, в исходное положение. Время выполнения 15 сек.
Анализ выполнения тестовых заданий позволяет собрать достаточно точную информацию о состоянии и уровне зрелости психомоторики и уровне физического развития.
Г.П.Лескова и Н.А.Ноткина предлагает в статье «Оценка физической подготовленности дошкольников один из возможных, неоднократно проверенных на практике вариантов оценки развития основных движений у дошкольников. Суть его в следующем: уровень двигательных качеств оценивается в цифровых показателях, а степень сформированности двигательных навыков – в баллах (приблизительно).
Три балла характеризуют высокий уровень навыка: правильно выполняются все основные элементы движения. Два балла (средний уровень) получают дети, справляющиеся с большинством элементов техники, допуская некоторые ошибки. Один балл (низкий уровень) имеет место при наличии значительных ошибок.
Объем движений и общие требования к ним определены «Программой воспитания и обучения в детском саду». В современной литературе приводятся данные, характеризующие технику и количественные показатели основных движений дошкольников. Однако эти данные порой разноречивы, что обусловлено разным двигательным режимом дошкольных учреждений, большим диапазоном индивидуальных различий детей и рядом других факторов.
По мнению большинства авторов, физическая подготовленность детей определяется степенью сформированности двигательных навыков и уровнем развития двигательных качеств, т. е.
требованиями к элементам техники, доступными и целесообразными для детей данной возрастной группы, и количественными показателями, свидетельствующими о развитии быстроты, силы, ловкости, выносливости.
Исследования, лучший опыт работы детских садов свидетельствуют о том, что определяющим в моторном развитии дошкольников является накопление разнообразного двигательного опыта, развитие двигательных качеств, состояние здоровья. Именно это создает базу для успешного овладения техникой двигательных действий в школе. Поэтому высокие цифровые показатели двигательных качеств и являются основными при оценке физической подготовленности детей.
Показатели ходьбы
М л а д ш и й в о з р а с т. 1. Прямое ненапряженное положение туловища и головы. 2. Свободные движения,,рук (еще неритмичны и неэнергичны).
3. Согласованные движения рук и ног.
4. Примерное соблюдение направления с опорой на ориентиры.
С р е д н и й в о з р а с т. 1. Прямое ненапряженное положение туловища и головы. 2. Свободные движения рук от плеча. 3. Шаг ритмичный, но еще нестабильный и тяжеловатый. 4. Соблюдение направления с опорой на ориентиры и без них.
С т а р ш и й в о з р а с т. 1. Хорошая осанка. 2. Свободные движения рук от плеча со сгибанием в локтях. 3. Шаг энергичный, ритмичный, стабильный. 4. Выраженный перекат с пятки на носок, небольшой разворот стоп. 5. Активное сгибание и разгибание ног в коленных суставах (амплитуда небольшая). 6. Умение соблюдать различные направления, менять их.
Показатели ходьбы (10 м в с)
Возраст. | Пол | Высокий | Средний | Низкий | |
уровень | уровень | уровень | |||
4 | м | 7,6 и < | 7,77-8,1 | 8,2 и > | > |
д | 7,4 и < | 7,3-7,5 | 7,9 и > | > | |
5 | м | 7.2 и < | 7.4-7.5 | 7.6 и > | > |
д | 7.3 и < | 7,4-7.6 | 7,7 и > | > | |
6 | м | 6,4 и < | 6,5-7,1 | 7,2 и > | > |
д | 6.7 и < | 6.8-7.4 | 7,5 и > | > | |
7 | м | 5.4 и < | 5,5-6,2 | 6.3 и > | > |
д | 5.6 и < | 5,7-6.5 | 6.6 и > | > |
Методика обследования ходьбы (время учитывается с точностью до 0,1 с). Старт и финиш отмечаются линиями. Ребенок находится на расстоянии 23 м от линии старта. Он проходит 10 м до предмета (игрушки), расположенного на расстоянии 2-3 м за линией финиша. Задание выполняется 2 раза, фиксируется лучший результат.
Показатели бега.
М л а д ш и й в о з р а с т. Бег на скорость. 1. Туловище прямое (или немного наклонено вперед). 2. Выраженный момент «полета». З. Свободные движения рук. 4. Соблюдение направления с опорой на ориентиры.
С р е д н и й в о з р а с т. Бег на скорость. 1. Небольшой наклон туловища, голова прямо. 2. Руки полусогнуты в локтях. 3. Выраженный вынос бедра маховой ноги (примерно под углом 40-500). 4. Ритмичность бега.
Медленный бег. 1. Туловище почти вертикально. 2, Шаг короткий, сгибание ног с небольшой амплитудой. 3. Руки полусогнуты, движения ненапряженные.
С т а р ш и й в о з р а с т. Бег на скорость. 1. Небольшой наклон туловища, голова прямо. 2. Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперед - внутрь 3. Быстрый вынос бедра маховой ноги (под углом примерно 60-700). 4. Опускание толчковой ноги с носка с выраженным распрямлением в суставах. 5. Прямолинейность, ритмичность бега.
Медленный бег. 1. Туловище почти вертикально. 2. Сгибание ног с небольшой амплитудой. Шаг короткий, постановка ноги - с пятки. 3. движение полусогнутых рук свободное, с небольшой амплитудой, кисти расслаблены. 4. Устойчивая ритмичность движений.
Показатели бега в медленном темпе (в с.)
Возр.ст. | Днтан- | Высокий | Средний | Низкий |
лет | ция, м | уровень | уровень | уровень |
5 | 90 | 24,9 и > | 30,6-25,0 | 30,7 и < |
6 | 120 | 29,1 и > | 35,7-29,2 | 35,8 и < |
7 | 150 | 33,5 и > | 41,2-33,6 | 41,3 и < |
Показатели бега на скорость (30 м в с.)
Возр.ст. | Пол | Высокий | Средний | Низкий |
лет | уровень | уровень | уровень | |
4 | м | 9,4-8,7 | 9,5--9,9 | 10,0-10,7 |
д | 9,8-8,7 | 9,9-10,2 | 10,3-12,7 | |
5 | м | 8,3-7,9 | 8,4-9,2 | 9,3-10,0 |
д | в.,8-8,3 | 8,9-9,2 | 9,3-10,2 | |
6 | м | 7,6-7,5 | 7,7-8,2 | 8,3-8.5 |
д | 8,2-7,8 | 8,3-8.8 | 8,9-9,2 | |
7 | м | 7,2-6,8 | 7,3-7,5 | 7,6-8,0 |
д | 7,5-7,3 | 7.6-7,9 | 8,0-8,7 |
Методика обследования бега. До проведения проверки движений воспитатель размечает беговую дорожку: длина не менее 40 м; ДО линии старта и после линии финиша должно быть 5-6 м. В конце беговой дорожки помещается яркий ориентир (флажок на подставке, натянутая лента и т. п.). Воспитатель знакомит детей с командами (<<На старт», «Внимание», «Марш»), правилами выполнения задания: начинать бег строго по сигналу, возвращаться к линии старта только по краю дорожки. Целесообразно организовать бег парами: в этом случае появляется элемент соревнования, повышающий интерес, мобилизующий силы детей. Даются две попытки с интервалом для отдыха 2-3 мин, фиксируется лучший результат.
Показатели прыжков
Прыжки в глубину
М л а д ш и й в о з р а с т. 1. Исходное положение: небольшое приседание с наклоном туловища. 2. Толчок: одновременно двумя ногами. 3. Полет: ноги слегка выпрямляются, руки в свободном положении. 4. Приземление: мягко, на две ноги одновременно.
С р е д н и й в о з р а с т. 1. Исходное положение: а) ноги стоят параллельно, слегка расставлены; б) полуприседание; в) руки свободно движутся назад. 2. Толчок: а) двумя ногами одновременно; б) мах руками вперед-вверх. З. Полет: а) ноги почти прямые; б) руки вверх. 4. Приземление: а) одновременно на обе ноги, с носка с переходом на всю ступню; б) руки вперед - в стороны.
С т а р ш и й в о з р а с т. 1. Исходное положение: а) ноги стоят параллельно, на ширине ступни, слегка согнуты в коленях; б) туловище наклонено, голова прямо; в) руки свободно назад. 2. Толчок: а) сильное отталкивание вверх с распрямлением ног; б) резкий взмах руками вперед-вверх. 3. Полет: а) туловище вытянуто; б) руки вперед-вверх. 4. Приземление: а) одновременно на обе ноги, с переходом с носка на всю ступню, колени полусогнуты; б) туловище наклонено; в) руки вперед - в стороны; в) сохранение равновесия при приземлении.