Рекомендации по созданию кружков

 

Когда книга «Путь художника» была впервые опубликована, я выразила желание, чтобы вокруг возникли группы с тем же названием. Я воображала себе группы равных – «творческие кружки», – члены которых служат друг другу «волшебными зеркалами» и объединены одной целью: преодолевать творческие блоки. Я представляла, что эти кружки будут бесплатными, что их сможет организовать любой, а руководством и источником текстов послужит моя книга. И действительно, вскоре возникло множество подобных кружков, и они продолжают появляться. Именно такая помощь и поддержка – от художника к художнику, от сердца к сердцу – и составляет суть движения «Путь художника».

Неудивительно, что вскоре группы «Пути художника» стали организовывать терапевты и преподаватели, а также колледжи, центры здоровья и университеты. Участие в группах стало платным. Теперь их члены собирались не просто так, а под руководством наставника. Такого рода группы были – и остаются – ценны до тех пор, пока они придерживаются духовных принципов творческого возрождения и учат людей пользоваться соответствующими инструментами. Но любая такая группа, начавшись под сторонним руководством, очень быстро должна стать автономной, вырасти в сообщество равных, за участие в котором не надо платить.

«Аккредитованных» преподавателей «Пути художника» не существует. Я решила не лицензировать свою программу и передаю ее всем желающим совершенно бесплатно. Я убеждена, что творческое возрождение успешнее всего происходит в коллективе, где все равны. В этом заключается отличие моего метода от учебных и терапевтических групп. Любому специалисту, который решит организовать группу, следует сознавать, что главной целью работы считается появление автономных кружков, в которых нет главных. А группы под чьим-либо руководством могут служить мостом к достижению этой цели.

За годы преподавания и путешествий я не раз видела, каких прекрасных результатов добиваются члены этих кружков. Однако порой доводилось узнавать, что «Путь художника» претерпевал чересчур серьезные изменения. Если основной их темой становился интеллектуальный «анализ» или психотерапевтический «процесс», это могло помешать раскрытию творческого начала в человеке. Простое творческое сопротивление нередко принимают за невроз или глубинную проблему.

«Путь художника» и другие мои «пособия» – работы исключительно практические. Их задача – научить людей воспринимать и преображать свою жизнь через творчество. Работа с книгами и в кружках всегда должна быть построена на творческой деятельности, а не на теории. Как человек творческий, я точно это знаю. «Путь художника» и другие мои книги – квинтэссенция 30 лет моей творческой практики.

Как учитель я верю и на собственном опыте убедилась: все мы достаточно сильны, чтобы творить. Творчество вовсе не опасное предприятие, броситься в которое можно лишь при поддержке специальных людей. Право творить дано нам от рождения. Мы можем творить понемногу и вместе. Творчество как дыхание: от совета вреда не будет, но дышать все равно приходится самостоятельно. И творческие кружки, где мы встречаемся на равных и набираемся сил, больше всего похожи на собрания членов племени: здесь творческие существа развивают, прославляют и пробуждают творческий потенциал, который сокрыт в каждом из нас.

 

Советы

 

1. Проходя 12-недельный курс, собирайтесь раз в неделю на два-три часа. Все члены группы, включая ведущих, должны практиковать утренние страницы и творческие свидания. Участники группы выполняют упражнения в том порядке, в каком они приведены. Все, включая ведущего, отвечают на вопросы и раз в неделю делятся ответами, разбившись на группы по четверо. Утренние страницы нельзя показывать ни членам группы, ни кому-либо еще. Не следует перечитывать утренние страницы сразу – выждите и перечитайте, только если вам это посоветует ведущий или ваш внутренний голос.

2. Остерегайтесь самозваных гуру. Если на что и стоит ориентироваться, так только на саму работу, на коллектив, члены которого проходят курс дома или за его пределами. В этом коллективе все равны и равноправны. В группе могут быть «учителя» и ведущие, которые ведут за собой участников группы, однако они должны быть готовы показать собственные работы и нести собственные риски, связанные с творчеством. Работа над курсом – дискуссия, а не монолог, процесс, идущий среди равных и не отягощенный иерархией.

3. Слушайте. Делясь собственными результатами работы и прислушиваясь к другим, все мы получаем то, что необходимо. Не стоит пытаться помочь другому, комментируя то, что он скажет. Не стоит пытаться «исправить» другого. У каждой группы складывается собственная «песня» творческого возрождения. Эта «песня» уникальна – группа поет ее, словно китовая семья, где один начинает, а другой подхватывает, чтобы все знали, где кто находится. Когда вы станете слушать, выслушивайте всех по кругу, но без нужды не комментируйте услышанное. Образ круга вообще очень важен. Мы смотрим друг на друга, но не пытаемся друг другом управлять. Делясь результатами упражнений, разбейтесь на группы по четверо. Это важно: пять – уже слишком долго и неудобно, три – мало контраста. Конечно, далеко не все группы делятся на четыре без остатка, но если у вас получится, будет очень хорошо.

4. Уважайте друг друга. Помните: каждый член группы в равной степени заслуживает уважения и сочувствия. Каждый должен иметь возможность рассказать о своих ранах и мечтах. Никто не должен «исправлять» другого. Работа над курсом – глубокий и мощный внутренний процесс. Единственно правильного пути не существует. Главное – любовь. Будьте добрее к себе. Будьте добрее друг к другу.

5. Не удивляйтесь, если состав группы станет меняться. Двенадцатинедельный курс пройдут многие, но не все. По окончании курса нередко возникает внутреннее сопротивление или нежелание действовать, но спустя некоторое время участники возвращаются к привычному режиму. Вернувшись, они обнаруживают, что внутренние процессы продолжают течь еще год, несколько лет или даже много лет спустя. Многие группы распадаются на восьмой-десятой неделе (творческий разворот), поскольку переживают чувство утраты, связанное с близким окончанием курса. Соберитесь вместе и скажите обо всем открыто – быть может, это поможет вам удержаться.

6. Будьте самостоятельны. Вы не можете контролировать даже собственный процесс перемен, а чужой – тем более. Помните, что время от времени будете ощущать внутреннее сопротивление – не хочу писать утренние страницы, не хочу 12 недель делать упражнения. Это нормально. Сделать все идеально невозможно, поэтому расслабьтесь, будьте добрее к себе и не вмешивайтесь в дела других. Даже если вам кажется, что ничего не происходит, на самом деле вы очень быстро меняетесь. Вы погружаетесь в собственную интуицию и творческую сущность. Курс выстроен так, чтобы вы могли без опаски перейти по мостику в новые миры творческого сознания.

7. Относитесь к себе с любовью. Если вам кажется, что ведущий неправильно ведет себя с вами, смените кружок или организуйте собственный. Постоянно прислушивайтесь к внутреннему голосу, а не к советам окружающих. Развивайте творческие отношения с Великим Творцом. Держитесь подальше от всяческих гуру. Все ответы на ваши вопросы у вас в душе.

Обращение к психотерапевтам, учителям, преподавателям писательского мастерства и другим ведущим групп «Пути художника». Благодарю вас за самоотверженную работу. Я знаю, что многие ведут группы на основе «Пути художника», однако надеюсь, что вы используете эту методику и для того, чтобы исследовать собственные интересы и пройти путь творческого развития. Я всячески рекомендую следовать вашему собственному творческому чувству – пусть оно станет вашей Полярной звездой. Вы увидите, что ведение группы поможет вам расти самому.

Не могу не подчеркнуть еще и еще раз, что популярность и методику «Пути художника» нельзя использовать, если ваши методы работы в значительной степени расходятся с приведенными в книге техниками. Проверка предлагаемых инструментов заняла у меня 15 лет, и только после этого я пришла к выводу, что они могут использоваться по назначению. Прошу вас воздержаться от присвоения самому себе звания «эксперта» в том, что касается «Пути художника», однако пользоваться книгой в работе вы, безусловно, можете. Прошу не забывать, что суть методики «Путь художника» заключается в коллективной работе и полном равенстве участников. Мне случалось слышать, что этот принцип нарушается – например, лидер группы требует, чтобы участники читали вслух утренние страницы. Это не соответствует духу книги. Группы под руководством ведущего должны вырастать и превращаться в бесплатные для всех кружки равных.

Обращение к клиентам психотерапевтов. Прошу вас помнить, что главным источником преподавания методики «Путь художника» служит моя книга, и главным условием вашего возрождения становится ваша самостоятельная трактовка, выполнение заданий и применение предложенных мной инструментов. Напоминаю, что над книгой следует работать самостоятельно, а не под указку учителя-волшебника. Пусть ваше возрождение станет плодом ваших собственных усилий.

Благодарность. Я рада, что «Путь художника» используют так широко и повсеместно (в колледжах и университетах, в практике психотерапевтов и в творческих кружках). Хочу лишь еще раз напомнить, что при применении методики «Путь художника» следует сохранять присущий книге дух. Основой работы всегда должна быть книга. Участник пускается в путь в одиночку, однако группа может ему помогать. Если вы не можете найти или основать собственную группу, назначьте группой себя и эту книгу!

Передайте другому. Обращаясь к тем, кто организует кружок, хочу заметить, что «Путь художника» не следует превращать в коммерческое предприятие ни для вас, ни для меня. Если вы практикуете десятину, рекомендую купить книгу и передать ее другому.

 

 

Благодарности

 

Элизабет Кэмерон – за непреклонность

Саре Кардер – за заботу

Каролине Касперсон – за отвагу

Джейн Сесил – за такт

Соне Чокет – за образ будущего

Джуди Коллинз – за великодушие

Тиму Фаррингтону – за силу духа

Джоэлю Фотиносу – за веру

Натали Голдберг – за стойкость

Бернис Хилл – за проницательность

Джеку Хофсиссу – за умение вести за собой

Трейси Джеймар – за настойчивость

Линде Кан – за ясность

Биллу Лэвели – за силу

Лоре Ледди – за молитвы

Эмме Ливли – за упорство

Ларри Лонергану – за руководство

Джулианне Маккарти – за вдохновение

Роберту Макдональду – за творчество

Брюсу Помахаку – за убежденность

Сюзан Райхофер – за озарение

Доминик Кэмерон-Скорсезе – за преданность

Джереми Тарчеру – за мудрость

Эдмунду Тоулу – за дружбу

Клэр Ваккаро – за зоркость

Розмари Уэлден – за воодушевление

Элизабет Виник – за пастырство

 

Об авторе

 

Джулия Кэмерон более 30 лет активно занимается творчеством. Ее перу принадлежит 25 книг, в том числе художественные. В числе ее трудов можно упомянуть ряд бестселлеров, посвященных творческому процессу: «Путь художника», «Долгие прогулки», «Золотая жила», «Право писать» и «Звук бумаги». Кэмерон – писатель, драматург, автор песен и поэт, работала в театральной, кино- и телеиндустрии.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.com

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1] Ассертивность – способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Здесь и далее прим. ред., если не указано иное.

 

[2] Иды (лат. idus, от этрусск. iduare – «делить») – в римском календаре так назывался день в середине месяца. На 15-е число иды приходятся в марте, мае, июле и октябре.

 

[3] Нон-фикшн – жанр литературы, в котором, в отличие от беллетристики, описываются реальные события.

 

[4] Джетлаг (от англ. jet – реактивный самолет и lag – запаздывание) – синдром смены часового пояса. Несовпадение биологических часов человека с дневным ритмом, вызванное быстрой сменой часовых поясов при перелете. Сопровождается усталостью, бессонницей, головной болью, потерей аппетита и другими состояниями дискомфорта.

 

[5] Часть пословицы. Полный вариант таков: «Существует гораздо больше способов убить кошку, чем утопить ее в масле».

 

[6] Синопсис – сжатое изложение содержания и идеи произведения.

 

[7] «Богема» (ит. La Bohème) – опера Джакомо Пуччини.

 

[8] Гертруда Стайн (1874–1946) – американская писательница, теоретик литературы.

 

[9] «Блумсберийский кружок» – элитарная группа английских интеллектуалов, писателей и художников 1920-х годов, живших в лондонском районе Блумсбери. В группу входили В. Вулф, Л. Стрейчи, художник Д. Грант, экономист Дж. Кейнс и др.

 

[10] Мидас – фригийский царь. Согласно мифу, получил от Диониса дар превращать в золото все, к чему прикасался.

 

[11] В утилитарном смысле эгалитарность означает равенство.

 

[12] Обсессия – навязчивые состояния, представляющие собой непроизвольные мысли, нежелательные идеи или представления, которые возникают время от времени.

 

[13] «Уловка-22» (англ. Catch-22) – роман американского писателя Джозефа Хеллера.

 

[14] Американские композиторы.

 

[15] Издана на русском языке: М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.

 

[16] «Поллианна» (Pollyanna, 1913) – роман-бестселлер американской писательницы Элинор Портер.

 

[17] Герой поэмы Т. Элиота «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока»: «маленький человек».

 

[18] Справочник и полевой гид по птицам североамериканского региона. Автор и иллюстратор – орнитолог Дэвид Сибли.

 

[19] Город на юго-западе США, штат Нью-Мексико.

 

[20] Базилика Сакре-Кёр – католический храм в Париже, расположенный на вершине холма Монмартр, в самой высокой точке (130 м) города.

 

[21] Площадь в Париже.

 

[22] Греческий пирог со шпинатом.

 

[23] Вольный перевод.

 

[24] Стеганое лоскутное одеяло, а также одна из техник пэчворка.

 

[25] Лепидоптеролог – специалист по чешуекрылым (бабочкам).

 

[26] Книги (и творческие курсы) Джулии Кэмерон.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: