Техническое обслуживание. Установка углов управляемых колёс

К проведению поверки допускаются лица, изучившие эксплуатационные документы на устройства для измерений углов установки колес автомобилей, имеющие достаточные знания и опыт работы с ними.

Перед проведением поверки следует изучить техническое описание и инструкцию по эксплуатации на поверяемое устройство и приборы, применяемые при поверке.

К поверке допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности при работе на электроустановках. Перед проведением поверки должны быть выполнены следующие работы: все детали устройства и средств поверки должны быть очищены от пыли и грязи; поверяемое устройство и приборы, участвующие в поверке должны быть заземлены.

При проведении поверки должны соблюдаться следующие нормальные условия измерений:

1. температура окружающей среды, (20 ± 5°С);

2. относительная влажность воздуха, не более 80%;

3. атмосферное давление, 84,0...106,7 (630...800 кПа (мм рт.ст.);.

Перед проведением поверки должны быть выполнены следующие подготовительные работы:

- проверить наличие действующих свидетельств о поверке на средства поверки;

- устройства и средства поверки привести в рабочее состояние в соответствии с их эксплуатационной документацией;

- устройства и средства поверки должны быть выдержаны в лабораторном помещении не менее 1ч;

- устройства и эталоны должны быть установлены на специальных основаниях, не подвергающихся механическим (вибрация, деформация, сдвиги) и температурным воздействиям;

- для поверяемых образцов устройств должна быть выполнена процедура калибровки всех светоотражающих мишеней согласно технической документации фирмы на них.

Для увеличения точности измерений перед проверкой углов установки колес необходимо проверить и довести до нормы давление воздуха в шинах, отрегулировать подшипники ступиц, устранить люфты в шкворневом сочленении, при необходимости, нагрузить автомобиль в соответствии с заводской инструкцией. Автомобиль устанавливается таким образом, чтобы передние колеса были посередине опорных дисков поворотных кругов. При установке автомобиля на поворотные круги диски должны быть зафиксированы установочным штифтом. После установки следует застопорить тормозом задние колеса автомобиля.

Внешний осмотр

При внешнем осмотре должно быть установлено соответствие устройств следующим требованиям:

1. Наличие маркировки (наименование или товарный знак фирмы-изготовителя, тип и заводской номер устройства или его отдельных частей);

2. Комплектность устройств должна соответствовать руководству по эксплуатации;

3. Отсутствие механических повреждений и коррозии светоотражающих мишеней, входящих в комплект устройств, соединительных проводов, сигнальных ламп и индикаторов, а также других повреждений, влияющих на работу;

4.  Наличие четких надписей и отметок на органах управления.

При опробовании должно быть установлено соответствие устройств следующим требования:

- отсутствие люфтов и смещений в местах соединений колесных адаптеров и элементов устройства;

- плавность и равномерность движения подвижных частей устройств;

- работоспособность всех функциональных режимов;

- диапазоны измерений углов устройств должны соответствовать эксплуатационной документации.

Оборудование и инструмент.

1) Устройство лазерное для провер ки углов установки управляемых колес легковых автомобилей.

2) Домкрат типа Д1-3913010-Г.

3) Линейка типа ГОСТ 427-75.

4) Ключи  13, 19, 22 типа ГОСТ 2839-86

5) Ключ динамометрический с головкой 22.

6) Ключ динамометрический типа 4201-01 с головкой 22 с открытым зевом фирмы «Ransol», Германия

7) Груз 50 кг., технологический

Настройка устройства

1) Установить правый блок 1 (рис. 1) контроля углов (БКУ) на направляющих по заранее нанесенным меткам, обозна ченным "ГАЗ-3111".

2) Установить левый БКУ согласно п.1

3) Установить правый поворотный круг 2 по заранее нанесенным меткам, обозначенным "ГАЗ-3111".

4) Установить левый поворотный круг согласно п. 3.

5) Подключить оба БКУ к розетке 220 В при помощи соединительных кабелей (рис.2).

6) Установить тумблер 2 включения БКУ в положение "ВКЛ". При этом должны загореться индикато- ры 3, расположенные на боковых частях БКУ, а в выходных окнах должны поя- виться пучки лазерного излучения.

Рисунок 1. Установка блоков контроля углов и поворотных кругов лазерного устройства для проверки углов установки управляемых колес автомобилей ГАЗ-3111 и модификаций: 1 - блок контроля углов; 2 - поворотный круг; 3 - управляемые колеса автомобиля; 4 - зеркало на держателе; 5 - пучок лазерного излучения.

Рисунок 2. Общий вид блока контроля углов: 1 - кабель питания; 2 - тумблер; 3 - индикатор; 4 - регулировочные винты; 5 - боковая шкала; 6 - основная шкала; 7 – направляющая.

7).Навести пучок лазерного излучения, выходящего из левого БКУ, таким образом, чтобы центр пятна лазерного пучка, падающего на правый БКУ, совпадал с центром выходного окна правого БКУ. При необходимости провести регулировку при помощи регулировочных винтов поворотного устройства левого БКУ.

8) Навести пучок лазерного излучения, выходящего из правого БКУ, на выходное окно левого БКУ по п. 7.

9) Установить автомобиль так, чтобы его передние колеса 1 (рис. 3) находились в центрах поворотных кругов 2, а продольная ось автомобиля была параллельна направляющим 3.

       

Рисунок 3.Установка автомобиля на стенд:          Рисунок 4. Держатель зеркала:

1 - управляемые колеса автомобиля;                     1. Зеркало; 2. Держатель зеркала;

2 - поворотный круг; 3 - направляющая;                  3. Кронштейн; 4. Зажим; 5. Ручка;

4 - блок контроля углов.                                             6. Направляющая; 7,8. Винты.

10) Установить рулевое колесо автомобиля в положение, соответствующее его движению по прямой.

11) Зафиксировать задние колеса автомобиля стояночным тормозом.

12) Выключить двигатель.

13) Установить зеркала 1 (рис. 4) на передние колеса автомобиля

14) Расположить держатель 2 зеркала кронштейном 3 вниз и установить его на обод колеса автомобиля.

15) Поднять зажим 4 до упора, прижав его к верхней части обода колеса и зафиксировать данное положение поворотом ручки 5 на 90 градусов.

16) Проверить надежность крепления держателя зеркала к ободу колеса легким подергиванием за направляющие.

17) Переместить держатель 2 зеркала по направляющим 6 в положение, при котором пучок лазерного излучения левого БКУ попадает примерно в центр зеркала 1.

18) Повторить операции по пп. 14-17 для правого колеса

19) Вывесить передние колеса автомобиля ( домкрат типа Д1-3913010-Г).

20) Установить плоскости зеркал перпендикулярно оси вращения колес автомобиля. Установить плоскость зеркала 1 перпендикулярно оси вращения левого колеса автомобиля. Для этого, вращая колесо автомобиля, убедиться в том, что проекция пучка из лучения на экране левого БКУ описывает окружность, затем отрегулировать положение зеркала юстировочными винтами таким образом, чтобы при вращении ко леса автомобиля пучок излучения на эк ране БКУ оставался неподвижным или имел минимальное перемещение. Диаметр окружности, по которой перемещается проекция пучка  излучения, должен находиться в пределах  одного экрана БКУ (не более 2,5 мм). Далее установить плоскость зеркала 1 перпендикулярно оси вращения правого колеса автомобиля таким же образом.

21) Установить поворотные  круги (или проверить их предварительную установку) таким образом, чтобы их центры оказались под центрами колес, после чего опустить на них автомобиль

22) Покачать автомобиль за передний и задний бамперы для стабилизации подвески.

23) Проверить расстояние от экранов БКУ до зеркал. Оно должно быть равно862±10 мм

Проверка и регулировка углов установки передних колёс

Величины углов установки передних колес снаряженного автомобиля приведены в таблице. В данной ТИ приведен порядок работ по проверке и регулировке углов установки передних колес на  основании  анализа данных,    представленных УКЭР ОАО "ГАЗ".

Анализ показывает, что регулировка угла развала влияет на угол продольного наклона осей поворота колес. При увеличении угла развала угол продольного наклона осей поворота колес увеличивается, а при уменьшении угла развала - уменьшается.

При этом они изменяются в пропорциональной зависимости приблизительно в соотношении 2:1. Поэтому рекомендуется сначала производить проверку углов продольного  наклона осей поворота и развала колес, а по том, исходя из полученных данных и про веденного анализа результатов замеров, совместную регулировку этих углов. При регулировке углов развала и про дольного наклона осей схождение колес нарушается, поэтому после каждой регулировки этих величин необходимо регулировать схождение колес.

Величины углов установки передних колес автомобиля ГАЗ-3111 и модификаций

Параметр Значение Разница углов левого и правого колес Регулировка
Угол продольного наклона осей пово- рота колес °±30' (для справок) Не более 30' Задан конструктив- но. При необходимости возможна регули- ровка путем изме- нения величины уг- ла развала колес в диапазоне от 0° до 0°40'
Развал колес 0°20'±20' Не более 30' Регулировочными болтами с эксцентриковыми шайбами
Схождение колес к продольной оси ав- томобиля 0°08'...0°16' - Изменением  длины боковых рулевых тяг

1. Проверить углы продольного наклона осей поворота передних колес (рис. 5)

2. Проверить угол продольного наклона оси поворота правого переднего колеса. Вращением рулевого колеса автомобиля сместить проекцию пучка лазерного излучения на левую вертикальную шкалу правого БКУ и зафиксировать его положение А (рис. 6). В-В' - нулевая горизонтальная линия; А-А' - проекция перемещения отраженного от зеркала пучка излучения; y=y1+y2 - угол продольного наклона оси поворота колеса.

          

Рисунок 5. Угол продольный наклона               Рисунок 6. Контроль углов продольного

оси поворота переднего колеса                        наклона осей поворота передних колёс:

                                                                           1, 2 - боковые шкалы БКУ;

3. Проверить углы развала передних колес (рис. 7). Установить рулевое колесо автомобиля в положение, соответствующее его движению по прямой.       

Рисунок 7. Угол развала колес           Рисунок 8. Контроль угла развала передних колес

                                                              автомобиля: 0 - центр шкалы блока контроля углов;

                                                            А - положение проекции пятна лазерного излучения;

                                       αα' - горизонтальная проекция пятна (отсчет по шкале "развал")

4. Проверить угол развала левого переднего колеса. Угол развала будет равен отклонению горизонтальной проекции αα' (рис. 8) центра пятна пучка лазерного излучения относительно нулевой горизонтальной линии, проходящей через центр 0 шкалы БКУ. Записать результат замера в журнал контроля углов.

5. Проверить угол развала правого переднего колеса по п. 2.

6. Провести анализ   результатов замеров углов развала колес. Угол развала каждого колеса должен быть равен 0°20'±20'. Разница в значениях развала для правого и левого колес не должна превышать 30'. При необходимости произвести регулировку.

7. Произвести регулировку углов развала и продольного наклона оси поворота левого переднего колеса 1 (рис. 9)    

Рисунок 9. Регулировка угла развала: 1 - колесо; 2 - рычаг нижний; 3 - гайка; 4 - эксцентриковая шайба; 5 - подрамник; 6 - болт регулировочный.

 

8. Проверить и  при  необходимости отрегулировать схождение передних колес (рис. 10).Установить правое переднее колесо автомобиля в положение, соответствующее его движению по прямой. Для этого повернуть рулевое колесо до положения, при котором пятно «С» лазерного излучения совпадет с вертикальной ну левой линией, проходящей через центр 0 шкалы правого БКУ 4.

Рисунок 10. Контроль угла схождения передних колес автомобиля:

1, 2 - левое и правое передние колеса автомобиля; 3, 4 - левый и правый БКУ; 0 - центры шкал блоков контроля колес; С - положение пятна лазерного пучка; ββ' - вертикальная проекция пятна (отсчет по шкале "схождение")

9. Проверить угол β схождения передних колес 1, 2. Угол будет равен отклонению вертикальной проекции β-β' (см. рис. 10) центра пятна С лазерного излучения относительно нулевой вертикальной линии, проходящей через центр 0 шкалы левого БКУ 3. Записать результат замера в журнал контроля углов.

10. Провести анализ результата замера. Угол β схождения передних колес автомобиля    должен  быть в   пределах+0°08'... +0°16'. При необходимости произвести регулировку по следующему пункту.

11. Произвести регулировку угла схождения передних колес. Ослабить крепление резьбового наконечника 1 (рис. 11) левой рулевой тяги 2, отвинтив гайку 3 на 1 - 2 оборота (ключ 22 типа ГОСТ 2839-86).

Рисунок 11. Регулировка схождения перед них колес: 1 - резьбовой наконечник; 2 - левая ру левая тяга; 3 - гайки; 4 – уплотнитель.

12. Установить угол схождения передних колес автомобиля в пределах от+0°08' до +0°16'. Для этого изменить длину левой боковой рулевой тяги 2, поворачивая резьбовой наконечник 1, не допуская скручивания уплотнителя 4 рулевого механизма, в ту или другую сторону до получения заданной величины угла схождения (контроль по левому БКУ) (ключ 13 типа ГОСТ 2839-86).

13. Удерживая наконечник 1 в за данном положении, затянуть гайку 3 с моментом от 40 до 50 Н.м (4 - 5 кгс.м), (ключ 13 типа ГОСТ 2839-86, ключ динамометрический типа 4201-01 с голов кой 22 с открытым зевом фирмы "Ransol", Германия).

14. Произвести окончательную затяжку двух гаек 3 (см. рис. 9) крепления сайлентблоков левого и  правого нижних рычагов к кронштейнам подрамника на автомобиле, стоящем на колесах в снаряженном состоянии и с нагрузкой два человека на передних сиденьях, один на заднем и грузом массой 48 - 52 кг в багажнике (груз 50 кг технологический).

15. Удерживая регулировочный болт 6 в заданном положении отвинтить гайку 3 крепления сайлентблока  левого нижнего рычага к кронштейну подрамника на 1  - 2 оборота, затем вновь затянуть ее с моментом от 80 до 100 Н.м (8 - 10 кгс.м)(ключ 19 типа ГОСТ 2839-86, ключ динамометрический с головкой 22).

16. Разгрузить автомобиль до снаряженного состояния и проверить правильность углов установки передних колес согласно пп. 1,3,7. Записать величины углов в журнал контроля углов.

17. Предъявить автомобиль для контроля качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: