Гражданское общество в России
Доклад по дисциплине Социология и политология
Направление 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль: Психология и социальная педагогика
подготовил Панфилова А.В.
Проверил Свертков И.А.
Борисоглебск 2020
Содержание
Введение
1. Понятие «Гражданское общество»
2. Формирование гражданского общества в современной России
3. Перспективы развития гражданского общества в России
Заключение
Список литературы
Введение
Понятие "гражданское общество" является одним из главнейших понятий современной политологии. Оно появилось с того самого времени, как возникло государство и общество разделилось на государственную и негосударственную сферы. Уже многие годы оно рассматривается и описывается различными учеными, и с каждым годом эти описания становятся все более достоверными и разносторонними. Таким образом, понятие «гражданское общество» во все времена остается актуальным.
Вопрос проблем гражданского общества, которые относятся к связи личности, социальных групп и государства, сейчас стоит особенно остро. Это неудивительно, так как необходимыми факторами для создания гражданского общества являются демократия, рыночная экономика, а также правовое государство. Все эти инструменты общественного контроля помогают добиться обратной связи между человеком и обществом.
Вообще гражданское общество и правовое государство неразрывно связаны. Более того, гражданское общество является основой правового государства, поскольку обычное общество людей правовое государство образовать не может.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса о формировании гражданского общества в России. Цель является весьма актуальной, поскольку наша страна не так давно отошла от тоталитарного режима, во время которого граждане практически не были защищены властью.
|
|
Понятие «Гражданское общество»
Понятие “грaжданское общество” практически всегда связывается с понятием «государство». “Государство существует в виде того, что противостоит обществу” – так говорил немецкий политолог Й. Изензее. С этим высказыванием трудно поспорить, поскольку гражданское общество дает частным лицам свободу во всех вопросах отношений друг с другом. По словам французского профессора политических наук Ж.-Л. Кермонна, “гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства”. Что же касается государства, то в нем отношения между субъектами тотально регламентированы. Такими субъектами являются, к примеру, политические партии, государственные структуры и т.д.
Гражданское общество и государство не могут существовать друг без друга. Они зависят друг от друга и гармонично дополняют друг друга. Нельзя построить правовое государство без участия гражданского общества, поскольку общество, состоящее из граждан, не осознающих и не понимающих своих прав и свобод, не является рациональным для правовой жизни людей. Если проводить параллели, то гражданское общество является средством связи между свободами личности и волей государства, а государство в свою очередь должно не допускать хаоса, кризисов, упадков и обеспечить все условия для реализации прав и свобод личности. И хотя в жизни разделение гражданского общества и государства крайне условно, в науке без него нельзя понять ни уровень политического развития, ни механизмы общественной жизни.
Таким образом, гражданское обществоесть совокупность межличностных отношений и иных структур общественной жизни, развивающихся без вмешательства в них государства.
Становление гражданского общества в современной России, а также других странах СНГ, носит очень сложный и длительный характер. Это происходит потому, что эти страны, перейдя в демократическое общество из тоталитарного режима. еще не до конца освоились в этом обществе.
|
|
Формирование гражданского общества в современной России
Формирование предпосылок гражданского общества началось в 1985 году, с началом перестройки. Перераспределение собственности через приватизацию породило средний класс. Однако собственность, переставшая принадлежать государству, перешла в руки новой бюрократии в виде частной. Овладев государственной собственностью, эта бюрократия переместила реальные центры разработки и принятия политических решений в президентские структуры, этим автоматически оградив их от контроля общества. Общественно-государственные отношения стали развиваться на основе мнимого конституционализма, появившегося, с одной стороны, из-за отсутствия четко сформированных устойчивых групп интересов у граждан, а с другой - из-за неспособности или нежелания правящих установить новые правила, которые были бы обязательными для всех, и в том числе для самихт правящих. К сожалению, в настоящее время правящая элита государства не стремится ограничивать себя и поощрять самодеятельность обычных граждан. Это проявляется в проводимой экономической, социальной, культурной политике.
В экономической политике реализация идеи индивидуальной свободы обнаруживает антисоциальные формы, когда существенную роль в экономике играет криминальный бизнес. Большинство граждан не могут заниматься активной экономической деятельностью, так как для этого своевременно не было принято соответствующих решений правительства. Становление гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями невозможно, пока существуют отсутствие возможности вложения капиталов в землю, высокие налоги и другие отрицательные моменты. На пути формирования гражданского общества в России существуют и другие трудности. Среди них система ценностей и стереотипы, навязанные коммунистическим обществом. Они затрагивают все стороны гражданского общества: экономические, социальные, культурные. Из-за ошибок в первые годы реформ, которые привели к резкому падению уровня жизни большинства населения, внедрение таких ценностей, как собственность, рынок, конкуренция крайне затруднено.
Процесс вхождения личности в новые социальные связи сопровождается распознанием позитивной и негативной направленности действий других индивидов, выяснением степени близости или удаленности их социальной позиции от своей. Так индивид устанавливает собственную политическую позицию. На основе установленной позиции он начинает взаимодействовать с обществом и государством. В Российской Федерации большинство граждан не определились со своими политическими позициями, они не выходят за пределы семейных и родственных связей. Другие социальные взаимодействия неустойчивы. Общество может приспособиться к меняющемся условиям и прогрессивно развиваться только в том случае, если люди не думают, что любой незнакомый человек для них – враг. Устойчивость обществ с низким уровнем доверия очень хрупка. Даже само существование современных экономических и политических организаций в первую очередь зависит от надежности социальных связей между людьми, которые абсолютно друг друга не знают. Этот феномен социолог Дж. Коулман назвал "социальным капиталом". По его словам, "социальный капитал – это потенциал возможного доверия и взаимопомощи, целерационально формируемый в межличностном пространстве". В 80-х годах доверие населения России было подорвано из-за экономического застоя, беззакония, семейственности, неэффективной власти, однако после падения СССР изменилось немногое. В начале 90х годов только около 30% россиян были согласны с тем, что людям можно доверять, в то время как в странах Запада эта цифра достигала 85%. Влияет на формирование гражданского общества и типичная российская модернизация, при которой в крайне сжатые сроки одновременно решаются задачи, оставшиеся от разных исторических этапов. Изменения материального положения различных групп населения приводят к слишком быстрым и радикальным переменам прежней социальной структуры. Из-за этого разные социальные группы начинают конфликтовать с государством путем забастовок.
Интересы и потребности социальных групп пересекаются в реальной жизни, несмотря на то, что порой они совершенно противоположны по направленности. Это не дает сформировать нормальные экономические, социальные, национальные и другие интересы. Снижение регулятивной функции государства наиболее остро проявляется в формировании крайне большого разрыва в уровне доходов небольшой политической элиты и большинства бедного населения. К примеру, соотношение зарплаты 10% высокооплачиваемых слоев к зарплате остального населения в 1992 году составляла 16:1, а в 1995 году – аж 29:1, в то время как в европейских странах это соотношение от 5:1 до 8:1.
При всех этих условиях инициатором формирования гражданского общества может стать только сильное государство. Для этого ему необходимо создавать разнообразные (правовые, культурные, экономические) инструменты для самореализации индивидов и социальных групп, а также удовлетворять потребности этих групп. Таким образом, само государство должно постепенно превратиться в правовое.
Очевидно, что процесс формирования гражданского общества ни в коем случае нельзя ускорять, он должен протекать постепенно, поскольку гражданин такого общества должен иметь развитое правосознание, которое в условиях спешки получить нельзя. Такое правосознание должно возникать из различных индивидуальных начал личности, которые личность должна развивать самостоятельно, все время стремясь к самосовершенствованию.
Российское общество стоит перед двумя путями: либо найти согласованную модель взаимодействия индивидуальной свободы, активности и инициативы личности с принципом ограниченного правления государства, либо пойти по пути очередной модификации державной модели власти, при которой народ будет от нее отчужден. Либо, что еще хуже, власть будет использоваться бюрократией в своих интересах, что окончательно отдалит общество от власти.
|
|
|
|