double arrow

Формирование гражданского общества в современной России

Гражданское общество в России

Доклад по дисциплине Социология и политология

Направление 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Профиль: Психология и социальная педагогика

 

подготовил                     Панфилова А.В.

Проверил                       Свертков И.А.

 

                                                  

 

                                     Борисоглебск 2020

Содержание
Введение
1. Понятие «Гражданское общество»

2. Формирование гражданского общества в современной России

3. Перспективы развития гражданского общества в России

Заключение

Список литературы



 





Введение

Понятие "гражданское общество" является одним из главнейших понятий современной политологии. Оно появилось с того самого времени, как возникло государство и общество разделилось на государственную и негосударственную сферы. Уже многие годы оно рассматривается и описывается различными учеными, и с каждым годом эти описания становятся все более достоверными и разносторонними. Таким образом, понятие «гражданское общество» во все времена остается актуальным.
Вопрос проблем гражданского общества, которые относятся к связи личности, социальных групп и государства, сейчас стоит особенно остро. Это неудивительно, так как необходимыми факторами для создания гражданского общества являются демократия, рыночная экономика, а также правовое государство. Все эти инструменты общественного контроля помогают добиться обратной связи между человеком и обществом.
Вообще гражданское общество и правовое государство неразрывно связаны. Более того, гражданское общество является основой правового государства, поскольку обычное общество людей правовое государство образовать не может.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса о формировании гражданского общества в России. Цель является весьма актуальной, поскольку наша страна не так давно отошла от тоталитарного режима, во время которого граждане практически не были защищены властью.




Понятие «Гражданское общество»

Понятие “грaжданское общество” практически всегда связывается с понятием «государство». “Государство существует в виде того, что противостоит обществу” – так говорил немецкий политолог Й. Изензее. С этим высказыванием трудно поспорить, поскольку гражданское общество дает частным лицам свободу во всех вопросах отношений друг с другом. По словам французского профессора политических наук Ж.-Л. Кермонна, “гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства”. Что же касается государства, то в нем отношения между субъектами тотально регламентированы. Такими субъектами являются, к примеру, политические партии, государственные структуры и т.д.
Гражданское общество и государство не могут существовать друг без друга. Они зависят друг от друга и гармонично дополняют друг друга. Нельзя построить правовое государство без участия гражданского общества, поскольку общество, состоящее из граждан, не осознающих и не понимающих своих прав и свобод, не является рациональным для правовой жизни людей. Если проводить параллели, то гражданское общество является средством связи между свободами личности и волей государства, а государство в свою очередь должно не допускать хаоса, кризисов, упадков и обеспечить все условия для реализации прав и свобод личности. И хотя в жизни разделение гражданского общества и государства крайне условно, в науке без него нельзя понять ни уровень политического развития, ни механизмы общественной жизни.
Таким образом, гражданское обществоесть совокупность межличностных отношений и иных структур общественной жизни, развивающихся без вмешательства в них государства.
Становление гражданского общества в современной России, а также других странах СНГ, носит очень сложный и длительный характер. Это происходит потому, что эти страны, перейдя в демократическое общество из тоталитарного режима. еще не до конца освоились в этом обществе.

 




Формирование гражданского общества в современной России

Формирование предпосылок гражданского общества началось в 1985 году, с началом перестройки. Перераспределение собственности через приватизацию породило средний класс. Однако собственность, переставшая принадлежать государству, перешла в руки новой бюрократии в виде частной. Овладев государственной собственностью, эта бюрократия переместила реальные центры разработки и принятия политических решений в президентские структуры, этим автоматически оградив их от контроля общества. Общественно-государственные отношения стали развиваться на основе мнимого конституционализма, появившегося, с одной стороны, из-за отсутствия четко сформированных устойчивых групп интересов у граждан, а с другой - из-за неспособности или нежелания правящих установить новые правила, которые были бы обязательными для всех, и в том числе для самихт правящих. К сожалению, в настоящее время правящая элита государства не стремится ограничивать себя и поощрять самодеятельность обычных граждан. Это проявляется в проводимой экономической, социальной, культурной политике.
В экономической политике реализация идеи индивидуальной свободы обнаруживает антисоциальные формы, когда существенную роль в экономике играет криминальный бизнес. Большинство граждан не могут заниматься активной экономической деятельностью, так как для этого своевременно не было принято соответствующих решений правительства. Становление гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями невозможно, пока существуют отсутствие возможности вложения капиталов в землю, высокие налоги и другие отрицательные моменты. На пути формирования гражданского общества в России существуют и другие трудности. Среди них система ценностей и стереотипы, навязанные коммунистическим обществом. Они затрагивают все стороны гражданского общества: экономические, социальные, культурные. Из-за ошибок в первые годы реформ, которые привели к резкому падению уровня жизни большинства населения, внедрение таких ценностей, как собственность, рынок, конкуренция крайне затруднено.
Процесс вхождения личности в новые социальные связи сопровождается распознанием позитивной и негативной направленности действий других индивидов, выяснением степени близости или удаленности их социальной позиции от своей. Так индивид устанавливает собственную политическую позицию. На основе установленной позиции он начинает взаимодействовать с обществом и государством. В Российской Федерации большинство граждан не определились со своими политическими позициями, они не выходят за пределы семейных и родственных связей. Другие социальные взаимодействия неустойчивы. Общество может приспособиться к меняющемся условиям и прогрессивно развиваться только в том случае, если люди не думают, что любой незнакомый человек для них – враг. Устойчивость обществ с низким уровнем доверия очень хрупка. Даже само существование современных экономических и политических организаций в первую очередь зависит от надежности социальных связей между людьми, которые абсолютно друг друга не знают. Этот феномен социолог Дж. Коулман назвал "социальным капиталом". По его словам, "социальный капитал – это потенциал возможного доверия и взаимопомощи, целерационально формируемый в межличностном пространстве". В 80-х годах доверие населения России было подорвано из-за экономического застоя, беззакония, семейственности, неэффективной власти, однако после падения СССР изменилось немногое. В начале 90х годов только около 30% россиян были согласны с тем, что людям можно доверять, в то время как в странах Запада эта цифра достигала 85%. Влияет на формирование гражданского общества и типичная российская модернизация, при которой в крайне сжатые сроки одновременно решаются задачи, оставшиеся от разных исторических этапов. Изменения материального положения различных групп населения приводят к слишком быстрым и радикальным переменам прежней социальной структуры. Из-за этого разные социальные группы начинают конфликтовать с государством путем забастовок.
Интересы и потребности социальных групп пересекаются в реальной жизни, несмотря на то, что порой они совершенно противоположны по направленности. Это не дает сформировать нормальные экономические, социальные, национальные и другие интересы. Снижение регулятивной функции государства наиболее остро проявляется в формировании крайне большого разрыва в уровне доходов небольшой политической элиты и большинства бедного населения. К примеру, соотношение зарплаты 10% высокооплачиваемых слоев к зарплате остального населения в 1992 году составляла 16:1, а в 1995 году – аж 29:1, в то время как в европейских странах это соотношение от 5:1 до 8:1.
При всех этих условиях инициатором формирования гражданского общества может стать только сильное государство. Для этого ему необходимо создавать разнообразные (правовые, культурные, экономические) инструменты для самореализации индивидов и социальных групп, а также удовлетворять потребности этих групп. Таким образом, само государство должно постепенно превратиться в правовое.
Очевидно, что процесс формирования гражданского общества ни в коем случае нельзя ускорять, он должен протекать постепенно, поскольку гражданин такого общества должен иметь развитое правосознание, которое в условиях спешки получить нельзя. Такое правосознание должно возникать из различных индивидуальных начал личности, которые личность должна развивать самостоятельно, все время стремясь к самосовершенствованию.
Российское общество стоит перед двумя путями: либо найти согласованную модель взаимодействия индивидуальной свободы, активности и инициативы личности с принципом ограниченного правления государства, либо пойти по пути очередной модификации державной модели власти, при которой народ будет от нее отчужден. Либо, что еще хуже, власть будет использоваться бюрократией в своих интересах, что окончательно отдалит общество от власти.

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: