Политическая система гражданского общества

Большинство ученых исследуют политическую систему общества, анализируя входящие в нее элементы.

С этих позиций политическая система общества есть целевая совокупность государственных, а также не государственных институтов, формируемых гражданским обществом для осуществления политической власти и управления обществом.

Несмотря на единообразие в понимании определения политической системы общества, существуют различные взгляды на ее структуру.

Доминирующим является подход, в соответствии с которым, политическая система состоит( См. схему ) из: 1) государства, его органов; 2) политических партий; 3) общественных объединений; 4) религиозных организаций; 5) органов местного самоуправления; 6) трудовых коллективов; 8) преступных сообществ, которые оказывают влияние на политическую жизнь страны.[212]

Общество, представляющее взаимодействие как частных, так и общественных интересов, которые служат причиной постоянных конфликтов и противоречий, не способно их урегулировать самостоятельно. Силой, объединяющей общество, разделенное на классы, социальные, этнические, культурные, профессиональные группы, и способной примирить возникающие здесь противоречия является государство. Центральное место государства в политической системе обусловлено рядом обстоятельств:

Государство выступает как единственная организация, объединяющая все население, проживающее на его территории, является выразителем его общих интересов. Осуществляя свои важнейшие функции – социальную, правоохранительную, экономическую, обороны и другие, государство выступает в качестве официального представителя общества, каждого его члена.

Государство обладает публичной властью и возможностью применять меры принуждения. Специфика государственной власти – в ее суверенности, полноте и верховенстве, по сравнению с другими субъектами политической системы. Государство обладает разветвленным аппаратом принуждения, способным обеспечить последовательную реализацию его задач и воли.

Государство обладает монопольным правом издания властных общеобязательных велений, которые распространяются на всех членов общества. На этой основе осуществляется управление обществом, регламентация собственной деятельности государства, которое, по И. Канту, и является объединением множества людей, подчиненных правовым законам.[213]

Государство характеризуется специфичностью и четкостью границ политического пространства. Оно имеет географические пределы: территорию, на которую распространяется его власть, и юридический ареал – оно охватывает граждан – членов государства, имеющих по отношению к нему юридически закрепленные права и обязанности.

Государство само определяет правила взаимодействия всех структурных элементов политической системы, условия их участия в борьбе за власть. Здесь возможно возникновение конфликтов между демократией и бюрократией в сфере законодательной и исполнительной власти, между тенденциями развития самоуправления и ограниченными возможностями его осуществления и др. противоречия резко обостряются, когда государство проводит ярко выраженную классовую, национальную и расовую политику.

В научной литературе присутствуют и другие точки зрения, авторы которых полагают, что государство – особое, но не главное звено политической системы. Главным звеном они считают личность. Если в структуру политической системы включить отдельную личность, то, бесспорно, в политической системе открытого гражданского общества приоритетное место будет занимать отдельная личность. Только то государство может считаться социальным и демократическим, в котором созданы условия для реализации прав и свобод человека.

С другой стороны, по мнению В.Д. Перевалова,[214] отдельная личность не может выступать в виде элемента политической системы, следовательно, и сложно говорить о ее центральном месте в ней. В рамках этой дискуссии предпочтительным является подход, в котором государство в большей либо в меньшей степени учитывает интересы общества и отдельной личности.

Существенную связующую и объединяющую роль в отношениях между гражданским обществом (как не политической сферой) и государством призваны сыграть политические партии - э то общественные объединения, созданные для участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Представляя разнообразные потребности и интересы гражданского общества (отдельных личностей, социальных групп, слоев, классов) в политической форме, в виде определенных политических целей, идей, программ, требований, содержащихся в их программах и уставах, они тем самым выражают и право гражданского общества на формирование государственной власти, участие в ее осуществлении. Большинство политических партий борются за овладение государственной властью легально, в рамках требований Конституции и действующего законодательства, путем формирования большинства мест в парламенте, участия в органах исполнительной власти. Деятельность политических партий в Российской Федерации регулируется федеральными законами «О политических партиях» (2001г.),[215] и. «Об общественных объединениях» (1995г.).[216]

Следует признать, что наряду с легальными партиями, существуют политические партии, использующие нелегальные формы борьбы за власть, направленные на насильственный захват государственной власти, утверждения себя в качестве единственного выразителя воли и интересов гражданского общества.

Политические партии по степени организованности и способам взаимосвязи подразделяют на: кадровые (немногочисленные профессиональные политики, больше похожи на политические клубы известных деятелей); массовые (характеризуются наличием территориальных ячеек, уплатой взносов, фиксированным членством, имеет постоянно растущий электорат); партии избирателей (образуются в преддверии выборов с целью продвижения своих представителей, не требуется обязательного вхождения в состав партии).

По степени влияния в механизме государственной власти выделяют: правящие – для осуществления своих программных целей производят полную смену должностных лиц в государственном аппарате либо назначают по партийной принадлежности высших должностных лиц; парламентские партии – занимают более скромное место, их политическая деятельность направлена на осуществление законодательной власти в рамках парламентских процедур; оппозиционные- противопоставляют свои взгляды, свою идеологию правящим партиям, как правило это партии проигравшие на выборах.

По содержательным характеристикам принято различать консервативные парии (выступающие за сохранение прежних порядков); клерикальные (настаивающие на необходимости согласования государственной деятельности с догмами религии); либеральные (выступающие за свободу экономической деятельности, невмешательство государства в общественную жизнь); реформистские (выступающие под лозунгами национального возрождения, за социальную справедливость при сохранении частной собственности); радикальные партии (выступающие за коренное переустройство общества, с применением как правило насильственных мер).

Важным компонентом политической системы являются общественные объединения, представляющие собой добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Различные виды общественных объединений играют неодинаковую роль в политической системе общества. Значительная часть из них действует в сфере трудовой, культурной, творческой, спортивной и иных не политических видах деятельности. Их участие в политической жизни возможно при определенных условиях. Например, профсоюзы, защищая интересы трудящихся, активно влияют на принимаемые решения не только в ходе переговорного процесса, или работая с депутатами Государственной Думы, но и забастовочным процессом, выдвигая политические требования. В последние годы значительно возросло влияние экологических общественных организаций на принимаемые в государстве решения.

Другие общественные объединения (например, общества рыболовов, любителей охоты и др.) стоят вне политики. Однако политический аспект в деятельности таких организаций проявляется в восприятии ими политики государства, деятельности политических партий.

В науке спорен вопрос о вхождении религиозных организаций в политическую систему. Следует признать, что в ряде государств (клерикальных и теократических)[217] церковь играет определяющую роль в политической жизни общества и, следовательно, входит в политическую систему.

В светских государствах религиозные организации через благотворительность, формирование нравственных принципов формируют мировоззрение верующих, которые являются избирателями. Религиозные деятели непосредственно участвуют в борьбе за мир, за достижение общественного согласия, в противодействии проявлениям экстремизма, в экологических движениях. Следовательно, в светских государствах, церковь, не являясь элементом политической системы, активно участвует в политической жизни.

Гражданское общество не только участвует в деятельности государства, но и самостоятельно управляет своими делами через органы местного самоуправления.

Сущность местного самоуправления отражена в «Европейской хартии местного самоуправления» (1985г), которая в ст.3[218] определяет его как право и реальную способность этих органов регламентировать и управлять значительной частью государственных дел, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Это тоже публичная власть, но не государственная, а власть населения тех административно-территориальных единиц, которые рассматриваются как муниципальные образования или территориальные коллективы. Статья 12 Конституции РФ отделяет местное самоуправление от органов государственной власти и передает ему самостоятельное решение вопросов местного значения. На эти органы возложены задачи управления муниципальной собственностью, организации здравоохранения, школьного образования, бытового и коммунального устройства, обрядовой духовной жизни и т.д.[219] Это различные советы, муниципалитеты, сходы, собрания.

Представляется значительной роль трудовых коллективов в современных демократических государствах, которые наряду с профсоюзами наделены правом управления делами предприятий и организаций. Роль трудовых коллективов возросла в связи с участием их в социальном партнерстве, которое можно определить как систему взаимоотношений между трудовыми коллективами, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей, с интересами всего общества и государства. Такие соглашения направлены на улучшение условий труда работников, повышение его оплаты, повышение законодательного минимума гарантий прав работников, на обеспечение занятости и т.п.

В странах Европы трудовым коллективам предоставлено право, определенным образом, участвовать в управлении предприятием, путем избрания своих представителей в специальный орган организации, который занимается привлечением к управлению предприятием трудящихся, разрешает конфликты между работниками и работодателем.[220]

Относительно новым является взгляд, в соответствии с которым, к компонентам политической системы относятся преступные сообщества. Не всеми учеными разделяется такой подход. Вместе с тем нельзя не согласиться, что некоторые из криминальных сообществ, обладая значительными денежными средствами, полученными от торговли наркотиками, проституцией, хищений, способствуют коррупции, оказывают давление на органы не только исполнительной, но и судебной власти. Следует предположить, что, при отсутствии борьбы с коррупцией, некоторые должностные лица органов государственной власти, тесно с ней связанные, будут принимать решения выгодные не всему гражданскому обществу, а узкому кругу лиц, входящих в организованные преступные сообщества. Именно по этим причинам следует признать, что эти сообщества относятся к политической системе общества.

В юридической литературе высказываются и другие подходы к структуре политической системы. Например, компонентами (подсистемами) политической системы выделяют: [221]

а) организационный (институциональный), куда входят государство, политические партии, общественно-политические организации и движения, а также политические отношения, складывающиеся между ними;

б) регулятивный (нормативный), включающий в себя право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т.д.;

в) функциональный компонент, представляющий основные направления деятельности политической системы;

г) идеологический компонент, в виде политического сознания господствующего класса, идеологические и психологические характеристики системы.

Другие авторы при характеристике структурных компонентов выделяют:

а) относительно большое количество людей - граждан, в целом избирателей, обладающих разной политической культурой; б) должностных лиц, решения которых являются обязательными; в) государственный режим, правовые принципы, политические процессы, основные ценности, регулирующие работу системы; г) территорию.

Все существовавшие и существующие политические системы можно разделить на тоталитарные, либерально-демократические и переходные политические системы.

В тоталитарных политических системах у власти находится одна господствующая партия (ядро системы), другие общественные организации (профсоюзные, молодежные, детские) выступают проводниками государственной идеологии. Эта партия не терпит конкуренции в лице других политических сил. Инакомыслие, другие формы общественной жизни, противоречащие партийной идеологии, беспощадно подавляются. Личность полностью подчинена коллективу. Гражданское общество оказывается поглощенным государственными структурами, политизируется. Государство, скрепляемый его властью народ объявляется высшей ценностью, подчиняющей себе индивида. Само государство имеет сугубо полицейский характер. Расширение его управленческих функций вызывает гигантский рост управленческого аппарата – бюрократии. Элементами тоталитарной политической системы выступают партия (вождь), государство, подчиненные ему общественные организации и население.

Либерально-демократические политические системы характеризуются многопартийностью, плюрализмом. Партии стремятся к завоеванию, удержанию и использованию власти с учетом интересов избирателей. Поэтому в таких политических системах отдается приоритет личности, ее правам и свободам над интересами коллектива. Политические партии, получившие большинство мест в высшем представительном органе государственной власти, получают соответствующее количество министерских должностей, что позволяет ей проводить ту политику, за которую голосовал избиратель. Проигравшие партии образуют в этом случае политическую оппозицию.

Элементами либерально-демократической политической системы являются народ, партии, государство.

Переходные политические системы формирует смешанная социальная среда, в которых плюрализм соседствует с политической нетерпимостью, а реформы сопровождаются попытками сохранить старые порядки. Такие системы нестабильны, противоречивы и эволюционируют в сторону других систем.

Известны другие классификации политических систем. Так, по историческому типу общественно-экономической формации выделяют рабовладельческую, феодальную, буржуазную и социалистическую политические системы. По степени распределенности политической власти между компонентами политической системы выделяют демократические и автократические политические системы.

Таким образом, политическая система общества представляет органическое единство государства и других социальных элементов, объективно имеющих различные политические функции, но объединяющихся вокруг целей и идеалов, господствующих в данном обществе, вокруг главного – завоевания, удержания и использования власти и связанных с ней ценностей.

Политические системы имеют динамичный характер, эволюционируют, перестраиваются, но возникают объективно, так как объективно возникает необходимость завоевания власти, ее организации, удержания и использования в интересах тех или иных социальных сил, всего гражданского общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: