Предпосылки возникновения гражданского общества

История становления гражданского общества

О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.

Мыслители о сущности гражданского общества:

Мыслитель Основные идеи
Т. Гоббс, английский философ Гражданское общество — это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом.
Дж. Локк, английский философ Гражданское общество — это общество политическое, т. е. общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы.
Ш. Монтескье, французский философ Гражданское общество — это общество вражды людей друг с другом, которое для её прекращения преобразуется в государство.
Т. Пейн, американский просветитель Гражданское общество — благо, а государство неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем более оно саморегулируется и тем менее нуждается в регулировании со стороны государства.
Г. Гегель, немецкий философ Гражданское общество — сфера реализации особенно частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нём постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер. Само гражданское общество не в состоянии справиться со своими проблемами. Приоритет принадлежит государству, которое способно интегрировать разрозненные интересы в цельное общество граждан.
К. Маркс,Ф. Энгельс, немецкие экономисты и социологи Гражданское общество — сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению к государству, гражданская жизнь как сумма разнообразных интересов скрепляет государство.

 

Предпосылки возникновения гражданского общества

Наименование предпосылок Их проявление
Экономические Частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция
Социальные Большой удельный вес в обществе среднего класса
Политико-правовые Юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм
Культурные Обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода слова и совести

Структура гражданского общества

Структура гражданского общества включает в себя различные общности людей:

  1. Политические партии и лоббистские (от англ. lobby — кулуары, коридор) организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти.
  2. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.).
  3. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества.
  4. Научные и культурные организации, спортивные общества.
  5. Муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы, ассоциации избирателей, политические клубы.
  6. Независимые средства массовой информации.
  7. Церковь.
  8. Семья.

А также:

  1. Отношения между компонентами общества, имеющие негосударственный и неполитический характер (семейные связи, профессиональные, экономические, религиозные и другие отношения).
  2. Особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил.

Соотношение гражданского общества и государства

Линии сравнения Гражданское общество Государство
Реализуемые интересы Повседневные интересы индивидов. Общественные интересы социальных групп, классов, этносов.
Средства реализации Убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, искусство и т. д. Конституция, власть, принуждение, право и т. д.
Связи и отношения между людьми Преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и конкуренции. Преобладание вертикальных связей, основанных на отношениях господства и подчинения.
Основа Свободный индивид с неотъемлемыми правами и неполитические организации (ассоциации потребителей, кооперативы, спортивные общества, церковь и т. д.), с помощью которых он их реализует. Политические институты, органы власти, лидеры, элита и т. д.

Функции гражданского общества:

  1. Независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивающие социализацию и воспитание граждан.
  2. Защищает граждан и их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности, определяет границы политики.
  3. Способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества.

Гражданское общество выступает в качестве необходимой демократической прослойки между человеком и государством, не позволяющей последнему узурпировать власть.

ВОПРОСЫ:

1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) научная организация; 2) гражданское общество; 3) акционерное общество; 4) спортивное общество; 5) экологическое движение.

Ответ

 

2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданское общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданском обществе.

Ответ

3. Назовите любые три института гражданского общества в современной России и приведите примеры их деятельности.

Ответ

4. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Гражданское общество»

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответ

5. (1−4). Прочитайте текст и выполните задания 1−4.

«Демократия по сути своей — средство, утилитарное приспо­собление для защиты социального мира и свободы личности. Как та­ковая, она не безупречна, не надёжна сама по себе. Не следует за­бывать и того, что часто в истории расцвет культурной и духовной свободы приходился на периоды авторитарного правления, а не де­мократии и что правление однородного, догматичного большинства может сделать демократию более невыносимой, чем худшая из дик­татур.

Обращать внимание на то, что демократия находится под угро­зой, стало модно, и в этом таится некоторая опасность. Отсюда про­исходит ошибочное и безосновательное убеждение, что, пока выс­шая власть в стране принадлежит воле большинства, это является верным средством от произвола. Противоположное утверждение было бы не менее ошибочно: вовсе не источник власти, а ее ограни­чение является надёжным средством от произвола. Демократичес­кий контроль может помешать власти стать диктатурой, но для этого следует потрудиться. Если же демократия решает свои задачи при помощи власти, не ограниченной твердо установленными правила­ми, она неизбежно вырождается в деспотию.

Когда правительство должно определить, сколько выращивать свиней или сколько автобусов должно ездить по дорогам страны, ка­кие угольные шахты целесообразно оставить действующими или по­чём продавать в магазинах ботинки,— все такие решения нельзя вывести из формальных правил или принять раз и навсегда или на длительный период. Они неизбежно зависят от обстоятельств, меня­ющихся очень быстро. И, принимая такого рода решения, приходит­ся все время иметь в виду сложный баланс интересов различных ин­дивидов и групп. В конце концов, кто-то находит основания, чтобы предпочесть одни интересы другим. Эти основания становятся частью законодательства. Так рождаются привилегии, возникает не­равенство, навязанное правительственным аппаратом…

Государство должно ограничиться разработкой общих правил, применимых в ситуациях определённого типа, предоставив индиви­дам свободу во всём, что связано с обстоятельствами места и време­ни, ибо только индивиды могут знать в полной мере эти обстоятель­ства и приспосабливать к ним свои действия. А чтобы индивиды мог­ли сознательно строить планы, у них должна быть возможность предвидеть действия правительства, способные на эти планы вли­ять» (Ф. Хайек).

1. Какую роль в регулировании общественной жизни в усло­виях демократии, по мнению автора, должно играть государство? Почему в остальном индивиды должны быть свободны?

2. Какие три угрозы для демократии назвал автор?

3. Опираясь на текст, личный опыт и факты общественной жизни, приведите три конкретных примера «твердо установленных правил» демократии, которые не допускают ее перерождения в дик­татуру.

4. Автор утверждает, что демократия — средство «для защи­ты… свободы личности». Приведите три аргумента, подтверждаю­щие этот тезис.

Ответ

Гражданское общество — это:

  1. сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, ограждённых соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти;
  2. совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур.

Правовое государство — вид демократического госу­дарства, политический режим которого опирается на стро­гое соблюдение законности, правовых норм, закрепляю­щих естественные, неотъемлемые, всеобщие права и свобо­ды человека и народов.

Предпосылки возникновения гражданского общества

Наименование предпосылок Их проявление
Экономические Частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция
Социальные Большой удельный вес в обществе среднего класса
Политико-правовые Юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм
Культурные Обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода слова и совести

ВОПРОСЫ:

1. (1−6).Прочтите текст и выполните задания 1−6.

Существуют люди, которые хотят быть ведомыми в силу характера пассивного и склонного к поч­тительности или же характера, эгоистически рассчитывающего на выгоды, вытекающие из послушания либо из оказания поддержки признанным авторитетам. Далее, есть много людей, которые вообще
не имеют вкуса к участию в общественной жизни или не имеют склонности, нужды или возможности
за­ниматься общественными делами, остаются к ним равнодушными и сознательно хотят отгородиться от них, чтобы избежать известных неприятных сторон участия в общественной жизни. Наконец, сущест­вует естественное физическое и духовное неравенство способностей, интеллекта и таланта, которые сами диктуют выбор для руководства организованным обществом и обуславливают нужное обществу руководство и его правильную организацию<…>

Кардинальное требование демократии состоит в том, чтобы не только руководители, но и са­ми руководимые массы, участвуя в дискуссиях, критике, выборах и вообще политической жизни, стремились приблизиться к идеалу демократического героя. А именно: получить образование, понять свои великие задачи и приблизиться к идеалам, и требованиям, которые предъявляет демократия к
зре­лому человеку-гражданину.

Обязанности двусторонни: нравственному уровню настоящего руководителя-демократа должен соответствовать нравственный уровень зрелых масс руководимого народа. Они следуют за своим настоящим руководителем так, как следуют за творцом-художником те, кого он силой своего творчест­ва увлекает в иные сферы и царства.

(Адаптировано по кн. Э. Бенеша)

 

1) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавь­те каждый из них.

 

2) Какую характеристику обязанностей участников общественной жизни в условиях демократии даёт автор? Как он объясняет эту характеристику?

 

3) Какие качества (черты, свойства), по мнению Э. Бенеша, характеризуют личность, готовую и способную вести за собой других и руководить организованным обществом? Назовите лю­бые четыре из них.

 

4) Конкретными примерами проиллюстрируйте любые три из приведённых в тексте характери­стик «демократического героя».

 

5) Сергей владеет небольшой фирмой. Любое участие в общественной жизни он считает ба­ловством и пустой тратой времени. На выборы он не ходит, объясняя это тем, что воскресе­нье — единственный выходной, который он может себе позволить. Чем можно объяснить по­зицию Сергея? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.

 

6) В тексте приведены три формы (модели) участия в общественной жизни. Выберите ту из них, которую считаете наиболее правильной. С опорой на текст и обществоведческие знания при­ведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

 




Ответ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: