Развитие гражданского общества с 2006-2011 год

Целью Гражданских форумов является совершенствование законодательной, социально-экономической и организационно-методической базы для всестороннего развития институтов гражданского общества и их равноправного партнерства с государством и бизнес - сектором в соответствии. Второй Гражданский форум состоялся 11 сентября 2005 года с участием Главы государства. Новыми инициативами II Гражданского форума стали создание Гражданского альянса Казахстана, внедрение системы государственного социального заказа на центральном, отраслевом и региональном уровнях, выработка предложений по взаимодействию НПО и бизнес - структур. Третий Гражданский форум состоялся 17-18 октября 2007 года. На форуме подводились итоги II Гражданского форума. Также были рассмотрены вопросы выполнения Плана мероприятий по реализации Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы - ключевого документа, определяющего основные направления развития гражданского общества и возможности реализации гражданских инициатив. Учитывая поступательное развитие неправительственного сектора, будет увеличен состав участников III Гражданского форума до 400 человек (предыдущие форумы – по 300 чел.). Цель IV Гражданского форума - совершенствование процесса взаимодействия государства и институтов гражданского общества и определение приоритетов межсекторального сотрудничества на 2010-2011 годы (до V Гражданского форума). Основные задачи проведения гражданских форумов: 1. Рассмотрение хода реализации Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы; 2. Подведение итогов исполнения Плана мероприятий по реализации итогов III Гражданского форума; 3. Разработка механизмов общественной экспертизы и методов оценки государственных социальных программ, качества государственных услуг, эффективности реализации государственного социального заказа; 4. Расширение международного сотрудничества в соответствии с задачами председательства Казахстана в ОБСЕ в 2010 году и привлечение к работе Форума представителей ОБСЕ, Европейского Парламента, ООН, ПРООН, неправительственных организаций США, Германии, России и др.; 5. Подготовка проектов нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы взаимодействия государства и неправительственного сектора. В 2011 году прошел в Астане пятый Гражданский форум, на котором было отмечено, что гражданский сектор стал более активно заниматься социальными проблемами общества. Представителями НПО было отмечено, что необходимо улучшать качество своей работы и ориентироваться не только на государственный заказ, но и реализовывать гражданские инициативы, в том числе с участием бизнеса. При этом следует отметить, что роль и значение экономических негосударственных структур можно рассматривать как базовую в деле развития и обеспечения гражданского общества. Экономические интересы, по существу, находятся в самой основе интересов и потребностей негосударственных институтов, именно они в опосредованной форме определяют принципы взаимоотношений институтов гражданского общества и государства. Соответственно, проведение гражданских форумов является важнейшим институтом гражданского общества, деятельность которого направлена на упорядочение развития институтов гражданского общества в Казахстане. По существу гражданский форум сам по себе является институтом гражданского общества, который действует периодически.

В этот период на центральном и местном уровнях стала активно вестись работа по созданию долгосрочных устойчивых механизмов партнерства «власть - общество» и различных диалоговых площадок. В итоге в апреле 2005 года был принят Закон Республики Казахстан «О государственном социальном заказе», который предоставил возможности для создания принципиально новой системы взаимоотношений органов власти и НПО. Закон урегулировал общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственного социального заказа государственными органами и неправительственными организациями Республики Казахстан. В 2003-2005 годах, сменяя друг друга, функционировали: 1) постоянно действующее совещание по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества; 2) Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества при Президенте Республики Казахстан. Работа обеих структур позволила создать условия для углубления общенационального диалога между государством и институтами гражданского общества по важнейшим вопросам политического развития Казахстана и совместной выработки мер, направленных на совершенствование политической системы и проведение демократических преобразований в стране. В марте 2006 года была образована Государственная комиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ в Республике Казахстан, в работе которой приняли участие представители политических партий и общественных объединений. Показательно, что в рамках публичных отчетов акимов всех уровней перед населением в стране стала развиваться такая форма гражданского контроля, как комитеты общественного доверия акимам. Следует отметить, что этот опыт работы требует изучения как возможный продуктивный модельный механизм контроля институтов гражданского общества за деятельностью государственных органов. Общество вынесло важный урок, осознав, что сильная власть и демократия - это не антиподы. Оно убедилось, что власть в Казахстане на деле стремится поддерживать экономическую и гражданскую активность населения, поощрять предпринимательский и либеральный дух, расширять степень политического участия граждан в делах государства, обеспечивать защиту их прав. Различные способы общественного контроля, выработка новых форм, развитие потенциала, заложенного в нормативно-правовых актах, являются необходимыми условиями формирования эффективного гражданского общества в Казахстане. Причем этот поиск может и должен осуществляться непрерывно. Соответственно процесс развития институтов гражданского общества является продолжительным, принимающим различные формы на различных исторических этапах. При этом необходима планомерная работа по разработке следующих этапов развития гражданского общества в Казахстане.

Можно констатировать, что за прошедшие годы в стране сформировались и в настоящее время достаточно быстро развиваются институты гражданского общества - политические партии, некоммерческие (неправительственные) организации, профсоюзы, национально-культурные объединения, негосударственные СМИ и другие институты, которые в целом представляют негосударственный сектор. На 2012 год в Казахстане были официально зарегистрированы и в настоящее время действуют 9 политических партий, общей численностью своих членов в 1млн. 845тыс. 246 человек. В Казахстане зарегистрировано более 35 000 некоммерческих организаций, из которых 18000 НПО. По правовому статусу основное место в структуре казахстанского третьего сектора занимают общественные объединения (40%), на втором месте по численности − учреждения (29%), на третьем − фонды (24%), ассоциации юридических лиц − (7%). Следует отметить, что возможное расхождение данных о численности некоммерческих организаций, представляемых разными источниками, вызвано принципиально различными подходами к учету НПО разного статуса. Эти и другие институты гражданского общества стали важным ресурсом дальнейшей демократизации страны. Основная масса неправительственных организаций находится в Алматы, это более 57% неправительственных организаций Республики Казахстан. На втором месте по количеству неправительственных организаций город Караганда. Исходя из базы данных неправительственных организаций по городу Караганде: неправительственных организаций осуществляющих культурно-просветительскую деятельность – 25, защиту прав и интересов членов профсоюза – 40. Неправительственных организаций, работающих по следующим направлениям: духовное возрождение человека – 3, экологические организации – 20, пропаганда здорового образа жизни – 61, организации по поддержке инвалидов – 8, социальная помощь – 23, организации по поддержке общества – 11, поддержка крестьянских, фермерских хозяйств – 5, юридическая и правовая защита населения – 10, защита прав предпринимателей – 5, гендерное информационно-аналитическое обеспечение – 4, деятельность разных общественных объединений – 15, Общественные объединения, направленные на повышение языковой культуры среди населения РК и на создание условий для учебы – 14, Культурные общественные объединения – 8, Студенческие общественные объединения – 9, молодежные общественные объединения – 18, защита интересов членов общественных объединений – 2, средства массовой информации – 3. Подобное подразделение неправительственных организаций не позволяет отнести или не отнести к институтам гражданского общества те или иные организации, поскольку исходя из проведенного исследования, к институтам гражданского общества можно отнести те организации, которые предполагают среди всех своих функций, функцию общественного контроля. Соответственно, эту функцию, вероятно, следует закреплять в учредительных и уставных документах и учитывать эти организации в качестве институтов гражданского общества.

Развитие институтов гражданского общества тесно взаимосвязано с международным сотрудничеством в этой сфере. Формат «НПО плюс ОБСЕ» был предложен и запланирован Казахстаном еще в 2007 году. Вся логика изменений последних лет в системе гражданского общества Казахстана направлена на формирование сильного и эффективного третьего сектора. В результате неправительственный сектор в Казахстане стал реальной общественной силой и важным ресурсом дальнейшей демократизации страны. На сегодняшний день в Казахстане количество НПО динамично растет с каждым годом. При этом самой серьезной вехой становления НПО является создание правовой базы целевого государственного финансирования проектов для неправительственного сектора через закон «О государственном социальном заказе», принятый в 2005 году. Задача – довести финансирование НПО к 2011 году до 1 млрд. тенге – по сути, уже выполнена. Основным партнером НПО в социальной сфере выступает Министерство культуры. На государственный социальный заказ только по линии этого ведомства с 2003 по 2009 годы выделено порядка 2,5 млрд. тенге. С 2006 года государственный социальный заказ размещают также министерства образования и науки, охраны окружающей среды, здравоохранения, труда и социальной защиты, юстиции. Несмотря на кризисные явления, правительство не сократило программу финансовой помощи общественным объединениям. И по мере ускорения темпов экономического развития эта сумма будет нарастать. Соответственно, именно посредством государственного социального заказа планируется стимулировать развитие гражданских институтов в Казахстане.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: