Барьеры в инклюзивном образовании

Можно выделить несколько основных видов барьеров:

- физические: среда города, транспортная доступность, наличие пандусов, специально оборудованных помещений, специальное освещение (для глухих), голосовые сигналы (для слепых), уточняющие таблички, указатели и т.д.;

- финансовые: отсутствие дополнительных средств на оказание специальной поддержки особому обучающемуся, отсутствие тьюторов, отсутствие стимулирующей доплаты для педагогов, отсутствие возможности совершенствовать материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

- социальные: особая культура, политика и практика работы ОО, отсутствия опыта взаимодействия с людьми с ОВЗ, боязнь контактов, предубеждения о бесполезности людей с ОВЗ, шаблонные установки- идиоты, дебилы и.т.д.;

- профессиональные:

· отсутствие знаний и опыта взаимодействия с людьми с ОВЗ;

· наличие профессиональных стериотипов;

· профессиональная неуверенность;

· неумение оценивать индивидуальные достижения.

- психологические:

· страх перед неизвестным;

· негативные установки;

· отсутствие готовности к изменениям;

· лень, нежелание прикладывать усилия;

· профессиональное выгорание, отсутствие творческого начала;

· неготовность к работе с «особыми» детьми;

· эмоциональное «неприятие» особого ребенка (педагог не принимает ребенка, в успешности которого не уверен);

· коммуникативный барьер – барьер непонимания.

 

Ключевые концепции и правила инклюзивной школы.

Целью инклюзивного образования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.

Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи:

1. создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ

2. обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;

3. построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;

4. интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;

5. обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;

6. разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;

7. координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;

8. повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;

9. формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.

Условия реализации инклюзивного образования

• Принятие философии инклюзии образовательной организацией;

• Готовность лидера и педагогического коллектива к изменениям и трудностям;

• Существование «внешней» поддержки со стороны педагогического сообщества и руководства;

• Наличие законов и нормативных актов, регламентирующих инклюзивное образование.

• Сотрудничество с Управлениями образования, ПМПК по инклюзивному образованию, взаимодействие с другими инклюзивными и специальными учреждениями вертикали или сети (школа, сад, техникум и т.п.), в том числе, взаимный обмен технологиями, материалами, информацией и документами;

• Преемственность в работе учреждений разных ступеней инклюзивной вертикали;

• Преемственность в работе образовательных учреждений разного типа и вида;

• Взаимодействие с внешними партнерами;

• Наличие подготовленных для реализации задач инклюзивного образования кадров;

• Разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной компетентности специалистов;

• Наличие команды специалистов сопровождения (координатор  (завуч) по инклюзии, психолог, специальный педагог, логопед, социальный педагог, помощник учителя (тьютор) и др.);

• Программы повышения профессиональной грамотности педагогов,  программы повешения стрессоустойчивости для педагогов

•  Психологическая подготовка нормально развивающихся детей и их родителей к образовательной инклюзии;

•  Архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду;

• Материально-техническое обеспечение, специальное оборудование и средства, модулирующие образовательное пространство класса /группы.

Ожидаемые результаты от инклюзивного образования:

1. выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;

2. реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями

3. получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;

4. реализация себя в обществе;

5. повышение качества жизни;

6. улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Концепции инклюзивного образования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: